Православие.Ru | Алексей Сагань | 22.05.2006 |
Однако среди многочисленных выставочных стендов (больше 400) колоколам оказались посвящены всего два. Что ты будешь делать? Явно не туда попал, название выставки, как оказалось, не больше чем символ церковного благообразия и никак не связано с ее колокольной специализацией. Немного подумав, подхожу к одному из стендов, на котором выставлен набор из пяти колоколов. За столиком у стенда солидный мужчина средних лет: «Здравствуйте, можно с вами пообщаться для прессы?». При слове пресса на лице мужчины не отражается даже тени улыбки: «А что непосредственно вас интересует?». Разговор не клеится с самого начала, но это недоверие собеседника, как человека дела, ко мне, человеку слова, мне даже чем-то нравится, не любит он, наверное, болтунов; а разговор склеится сейчас, слово за слово, так, как это обычно бывает.
Олег Вячеславович Радченко — мастер-литейщик из Воронежа
— Расскажите пожалуйста об этих колоколах, которые перед нами висят?
— Перед нами минимальный набор необходимый для уставного церковного звона, на котором уже можно сыграть православный трезвон. Это звонница для небольшого сельского храма, но звон этих колоколов уже будет слышен километров за 10−15, в зависимости от погоды, направления ветра и места, в котором храм находится. В дополнение к этому минимальному набору не помешал бы еще благовест — колокол весом больше 500 килограмм, басовый. Вот эти колокола альтовые (показывает), а эти маленькие зазвонки, наподобие первых голосов в хоре. Но если настоящего благовеста нет, то вот этот колокол, самый большой из тех, что перед нами, он 150-килограммовый, может в небольшом храме исполнять роль благовеста.
— И сколько вы храмов уже озвучили?
— Много.
— Ну, на вскидку.
— Эта звонница весит около 300 килограмм, сейчас в год мы колоколов отливаем тонн на 20, притом, что вплотную колоколами я занимаюсь с 1994-го года… То есть уже можно себе представить сколько это храмов получается.
— Да, похоже, что изготовление колоколов поставлено у вас на поток.
— Нет потока, как такового у нас нет. У нас по большей части ручная работа.
— А почему Вы именно колоколами занялись, как это у Вас получилось?
— Мой отец работал в литейном цехе на Воронежском заводе тяжелых механических прессов, где в 87-м году была отлита первая после советского времени партия колоколов. Московская Патриархия сделала заводу большой заказ, нужда в новых колоколах в то время была очень большая, и батюшки приезжали, забирали их прямо на ура, черные еще, из горелой земли, не дожидаясь обработки забирали и увозили. Большие партии делали в то время, и мой отец помогал при решении всех технических вопросов, связанных с этим делом. Работа над выполнением заказа началась в 86-м году, в конце, когда из Патриархии обратились на завод, директор обсудил это с главным металлургом: «Сможете?», — «Попытаемся». И они сделали это.
Первые чертежи предоставила Патриархия, в модельном цехе изготовили модели, и после того как вся подготовительная работа была проведена начали лить колокола, и все получилось как надо.
— Но ведь, наверное, и в советское время бывали заказы на отлив колоколов со стороны Церкви, может быть небольшие?
— Нет, никто в советское время колоколов не делал, все 70 лет. Разве что умельцы некоторые, о которых лично я ничего не слышал.
— А какая главная тонкость в этом вашем деле колокольном?
— Много у нас тонкостей, все в двух словах не расскажешь. Как три хозяйки вроде бы один и тот же борщ варят, а он у них получается разный. Так же и металл, надо просто уметь его варить. Например можно сварить его газонасыщенным, а можно нормальный металл сварить, который будет звенеть. Бывает так, что колокол отлился, а он «не звенит». А люди хотят получить за него деньги, работу-то свою они вроде как выполнили. И вот они пытаются колокол как-то причесывать и заказчика уговаривать, дескать колокол раззвонится, в течение 50 лет (улыбается).
— А как это колокол может раззваниваться?
— Колокол, конечно, должен сразу нормально звонить, как только его отлили. Но если в колокол звонят, то со временем чистота звука будет на 30−40 процентов лучше, за счет того, что в процессе его использования на музыкальном кольце колокола уплотняется металл. Вообще в старину, для равномерного уплотнения металла колокол время от времени прокручивали вокруг своей оси или место звонаря меняли.
Большое значение имеет геометрия колокола. Поскольку на разных радиусах колокол имеет разную толщину стенок, благодаря этому каждый радиус колокола дает свою определенную тональность, обертона и получается полифоническое звучание, примерно как аккорд на пианино.
Также необходимо правильно колокола подвесить и организовать место для звонаря. Невозможно просто колокола повесить как придется, привязать к языкам веревки метра в три, встать под ними и звонить. Как был однажды случай после того как мы отвезли колокола в Апшеронский женский монастырь. Я объяснил людям, которые должны были подвеской заниматься, как все это сделать правильно, но кто-то, наверное, что-то недопонял или недослышал. И вот матушка говорит мне: «Что-то не звонят колокола твои». Ну мне стыдно стало, я поехал туда разобраться в чем дело и вижу, стоит послушница под колоколами внизу и пытается звонить. Я сделал им нормальную перевязку, так как это положено, и сразу все зазвонило.
— Я слышал о том, что в России существует Ассоциация колокольного искусства. Вы связаны с ней, можете что-нибудь об этом рассказать?
— Про Ассоциацию вам гораздо лучше Владимир Павлович расскажет, он должен вот-вот подойти. А вот и он, кстати.
Владимир Павлович Корж — исполнительный директор Ассоциации Колокольного искусства
— Владимир Павлович, скажите пожалуйста, чем занимается Ассоциация, можно подробнее узнать об этом?
— Ассоциация колокольного искусства России была организована в 1988-м году, начиналась она с небольшой группы энтузиастов. Сначала это были в основном теоретики, исследователи. Вы сами знаете, что в то время не в чести было колокольное дело. Сейчас Ассоциация пытается объединить людей трех направлений: это научные работники, исследователи, потом изготовители колоколов и непосредственно исполнители, то есть звонари.
Президентом Ассоциации является Александр Сергеевич Ярешко доктор искусствоведческих наук, профессор Саратовской консерватории. Докторскую степень он как раз получил за работу по колоколам. Диссертация его была уникальная, я был на его защите в Гнесинском училище. В Саратове Александр Сергеевич ведет специальный курс, готовит звонарей с высшим консерваторским образованием и он выпустил уже не одну группу.
С нами сотрудничает Татьяна Феодосьевна Владишевская из Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева она великолепный, пожалуй главный в мире специалист по древнерусскому музыкальному письму, так называемым крюкам. При помощи крюков в древности записывалась как музыка для церковного пения так и для колокольного звона.
В Новосибирске у нас живет целая группа ученых и исследователей, они издают книги по истории колокольного искусства. Недавно в Москве была презентация одной такой книги. И еще у нас есть несколько ученых такого же ранга, докторов наук. Есть ученые, которые занимается исследованиями в области металлургии, реставрации исторических колоколов.
Вторая группа это производители.
— Олег рассказал мне, что все советское время колокола в России не отливались, это действительно так?
— Нельзя сказать, что совсем уж ничего не было, я знаю, что в Ярославле были попытки, еще где-то, но это все носило характер очень и очень приблизительный. Первыми, конечно, воронежцы начали и сейчас у нас самые крупные такие, солидные центры по колокольному литью это: Воронеж, Ярославль, Каменецк-Уральский, там льет колокола Пятков Николай Геннадиевич — блистательный совершенно производитель, и он обслуживает весь этот край. Прекрасные его колокола знают везде, и здесь в Москве и Подмосковье его колокола есть. Очень неплохие колокола отливает московская фирма «Литекс» собрались там великолепные и художники, и вообще знатоки этого дела. У них самые красивые, но и самые дорогие колокола. Они освоили зарубежный рынок и успешно льют колокола и для Сан-Франциско, и для Чикаго. Последний их колокол на импорт, из тех, что я видел, уехал в Монако, католики его заказали. Все эти мастера льют колокола, совершенствуя свое мастерство и производство. Я помню Олега с 96-го года когда он впервые привез колокола в Парк Горького на фестиваль. Сейчас это небо и земля, то что он тогда делал 10 лет назад и теперь. Это один из энтузиастов и наших специалистов, который не стоит на месте. Вот я каждый раз встречаюсь с ним, смотрю его продукцию и всякий раз она не только внешним видом, но и по звуку отличается в лучшую сторону.
Ассоциация способствует общению и обмену опытом как между производителями, так и между исполнителями, при нашем участии была открыта школа звонарей в Архангельске. Я сейчас говорю только о школах, которые дают не только обучение звонарному делу, но и музыкальное образование. В Белоруссии и на Украине тоже действуют такие учебные группы. В Белоруссии создана очень хорошая школа звонарей, им помогли украинцы.
Мы дружим с американской Ассоциацией колокольного искусства, дружим с бельгийцами. В Бельгии есть своя школа и у них сохранилась традиция корельёнеров. Корельён это одна из разновидностей исполнения музыкальных произведений на колоколах. Эта традиция западная. Там у всех колоколов точная настройка, каждый колокол соответствует определенному звуку. Наборы колоколов бывают из 48, 62-х колоколов. Там звонарь использует и ножные педали, и руками звонит. Это своего рода колокольный орган. Руки у звонаря при этом бинтуются, для того, чтобы предохранить связки на руках от растяжения, и игра на колоколах в этом стиле требует очень серьезных физических усилий. И вот бельгийцы подружились с нами настолько, что стали приглашать к себе наших звонарей, они у них обучались и получали международные дипломы о высшем образовании в королевской школе звонарей. Ассоциация занимается выпуском музыкальных изданий по колокольному звону. Первые наши диски, еще виниловые, есть в коллекции у английской королевы и у бельгийской тоже. Эти подарки члены Ассоциации вручили им при личных встречах.
Мы регулярно организовываем фестивали звонарей.
— Когда и где это бывает?
— Здесь все зависит от того кто нас примет, несколько лет назад в Чебоксарах был юбилей вхождения Чувашии в состав России, Церковь также участвовала в этих торжествах, их посетил и Святейший Патриарх. Местные власти выделили средства на организацию нашего фестиваля. Мы тогда сделали две площадки напротив театра, с видом на Волгу. На центральной площадке выступал хор из местной филармонии, исполнявший духовные песнопения, а слева и справа были устроены звонницы. И все это чередовалось. Было это что-то потрясающее.
А в прошлом 2005 году был фестиваль на Кубани, приуроченный к всемирному слету кубанских казаков. Я, честно говоря, не могу долго слушать колокольную музыку, все-таки она специфическая, колокола не рассчитаны на долгую игру. Но когда у нас бывают фестивали и одна за другой сменяются колокольные композиции и исполнители, так людей собирается столько послушать, сколько не на всякую эстрадную знаменитость приходит.
Ну, а ближайшее крупное мероприятие ожидается у нас в Чебоксарах опять, не могу пока что назвать точные даты, но приблизительно в августе, что-то связанное с православными просветителями чувашского народа.