Русская линия
Русский домПротоиерей Александр Шаргунов22.05.2006 

О верности, истине и любви
22 мая — перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

В Евангелии, которое мы слышим в день памяти святителя Николая Чудотворца, Господь подчёркивает весомость и непреклонность того, что Он говорит. «Аминь, аминь, глаголю вам». Господь говорит, чтобы мы не особенно обольщались относительно справедливости и правды, и прочих замечательных ценностей мира сего. Он утверждает, что мы живём среди воров и разбойников. Вор и разбойник — это тот, кто не входит дверью во двор овчий, потому что не имеет законных оснований для этого, но перелазит инде — в другом месте.

Как усердны враги Церкви в осуществлении своих коварных замыслов! Глядя на них, мы должны устыдиться своей расслабленности и трусости в служении Богу.

Вор приходит, чтобы украсть, убить и погубить. Есть немало таких, кто не воры и разбойники, а наёмники — те, кто небрегут в исполнении своего долга, и из-за этого небрежения Христово стадо терпит великий ущерб. Наёмник — тот, кому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец, и бежит. Потому что на самом деле он не радеет об овцах.

Недобрые пастыри человечества — сами воры и разбойники, и волки. Но и в Церкви есть недобрые пастыри — с недобрыми принципами жизни и недобрым пастырством. Что заставляет тех, кому вверено попечение о душах, предавать это доверие во времена испытаний и в мирное время не слишком обременять себя заботой о нем? А то, что они — наёмники и небрегут о овцах. Благо мира сего — для них большее благо, чем-то, что предлагает Христос. Овцы Христовы не дороги им, и они не заботятся о их душах. Они ищут своего, а не Христова. Что удивительного в том, что они бегут, когда приходит волк? Те, кто заботится о своей безопасности больше, чем об исполнении своего служения, становятся легкой добычей сатанинских искушений. И как ужасны последствия этого! Волк расхищает овец и разгоняет их. И всё стадо — в смятении. Вся история Церкви — от первых гонений и ересей до нашего века, и до явления антихриста — свидетельство этому. Вор, как и волк, приходит украсть, убить и погубить. Тех, кого они воруют у Христа, они убивают духовно. Обманщики душ — убийцы душ. И наёмники — все такие же.

Но Христос — Пастырь добрый — пришёл, чтобы дать жизнь овцам, чтобы вдохнуть в нас, полумёртвых от грехов, жизнь. Чтобы мы имели её в полноте, больше, чем мы способны просить или помыслить, — с избытком. Он пришёл дать нам больше и лучше, чем жизнь, — вечную жизнь. И потому Пастырь добрый душу Свою, жизнь Свою полагает за овцы, чтобы дать им Свою жизнь. Церковь Божия, словесное стадо, каждая Христова овца куплена для Него дорогою ценою. И мы должны быть готовы души свои положить за Него.

Как Никола Милостивый, который весь — любовь ко Господу и людям. Но когда эта любовь видит упорное зло и сознательное противление истине, она превращается в негодующую ревность. Мы все знаем, что на I Вселенском Соборе нечестивый Арий, упорно защищая свое заблуждение, стал произносить прямую хулу на Сына Божия. И святитель Николай, для которого Сын Божий — Спаситель рода человеческого — был дороже всего на свете, не выдержал, и «заушил» его — ударил по лицу. Это вызвало смятение отцов Собора, и они решили лишить его знаков архиерейского достоинства. Согласно правилам Церкви, «бийца» не может быть священнослужителем. Но одному из великих иерархов вскоре было откровение, что Сам Господь Иисус Христос Своей рукой подает Святителю Евангелие, а Божия Матерь — архиерейский омофор.

Гнев святителя был праведным гневом на хулу против Бога. Вот каков наш небесный покровитель, вот чему мы должны учиться, приходя в его храм. Есть рассказ одного епископа, как несколько лет назад на одной экуменической встрече присутствовали православный протоиерей из Парижского богословского института, еврейский раввин, протестантский пастор и католический священник. И вот, еврейский раввин произнёс страшную хулу на Господа Иисуса Христа и Божию Матерь. Невозможно повторить эти безумные слова противника и хулителя истины. Но главный ужас заключался не в этом.

Иудеи давно противятся Богу. Разумеется, не о национальности мы говорим, ибо «во Христе Иисусе нет ни эллина, ни иудея», а о противлении Богу. В Евангелии от Иоанна слово «иудеи» встречается более семидесяти раз, и везде с одним значением — враги Христовы. Потому апостольские правила, а также правила Антиохийского, Лаодикийского, Карфагенского и VI Вселенского Соборов многократно — в двенадцати определениях, под угрозой извержения из сана клириков и отлучения от Церкви мирян, — воспрещают христианам иметь какое-либо содружество и общение с открытыми врагами нашего Спасителя, которых святой Иоанн Златоуст называет «видимыми бесами». Мы знаем, например, что сегодня в Москве при хасидской синагоге зарегистрирована Государственная академия им. Маймонида. Среди многих известных изречений этого великого средневекового талмудиста есть такие: «Подобает убивать и бросать в ров погибели всех подобных Иисусу из Назарета и его последователей».

Так что хуле раввина на экуменической встрече нечего удивляться. Но ужас в том, что когда он это сказал, все промолчали. Человек, слышавший эту страшную хулу, спросил потом православного протоиерея: «Как вы могли промолчать?». Тот ответил: «Я не хотел никого обижать». Ненавистника Христова обижать нельзя, а оскорблять Господа и Его Пречистую Матерь можно! Вот до чего можно докатиться в своей теплохладности и равнодушии к истине.

Православный священник должен был с ревностью восстать против хулы, подобно тому, как святитель Николай заградил уста еретику. Святой Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорит: «Если ты боишься выступить против еретика, то скажи мне — я пойду и загражду ему уста». На почве этого равнодушия, этой толерантности и утверждается апостасия, то отступление, которое становится всё более и более явным и уготовляет приход в мир «человека беззакония». Святитель Николай Чудотворец показывает, как надо ревновать о славе Божией — там, где поносится святыня и хулится имя Божие.

«И знаю Моих, и Мои знают Меня», — говорит Господь. Мы знаем друг друга, и это знание — любовь. Христос знает Своих овец. Он знает, кто Его овцы, а кто — нет. Он знает Своих овец, несмотря на все их многие немощи. И знает козлищ и волков, несмотря на то, что они часто — в благообразной овечьей шкуре. Он знает Своих и Его овцы знают Его. Те, кто Христовы, знают Его голос и идут за Ним, но они никогда не пойдут за чужим. Они бегут от него, потому что не узнают голос чужого. Те, кто подлинно Христовы овцы, будут следовать Своему Пастырю внимательным оком веры и будут очень осторожными к приближению чужих. Христос зовёт Своих овец по имени и ведёт их к зелёным пастбищам, к райскому цветению жизни. Пастырь добрый питает Своих овец словом истины, таинствами, благодатью, любовью.

Христианская любовь всех обнимает собой, о всех милосердствует, и всё создание Божие милует и жалеет. И всё это — по дару Христа, который всем человекам хочет спастись и в познание истины прийти. Уберите Христа, и в мире не будет надежды и любви. Будет полное торжество «отца лжи и человекоубийцы от начала», победа антихриста. Вечная гибель многих. Потому там, где христианин видит поругание святыни Бога и человека, он восстаёт против врага с пламенеющей решимостью, которая не переносит никакой хулы. Где нет этой ревности о Боге, там нет любви к Богу. И там не может быть любви к людям.

Теплохладность в вере по отношению к огненной Божественной любви и истине — самое худшее, что может быть в мире. Если вера наша стоит чего-то, она стоит всего. Вот заповедь, которую даёт нам сегодня наш великий Чудотворец и Святитель, под покровом которого должна проходить вся наша жизнь. Самое великое на свете — знать Христа. И хранить Ему до конца верность в истине и любви, чего бы это нам ни стоило.

http://www.russdom.ru/2006/20 0605i/20 060 502.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru