Страна.Ru | Глеб Борисов | 19.05.2006 |
Пока комиссия, созданная по указу Предстоятеля, разбирается с желанием части Сурожской епархии выйти из РПЦ МП, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, проходящий в Сан-Франциско, постановил одобрить и утвердить резолюцию и послание IV Всезарубежного Собора. Об этом решении иерархов РПЦЗ свидетельствует второй пункт резолюции: «Одобрить и утвердить Резолюцию и Послание IV Всезарубежного Собора». Напомним, что в тексте, утвержденном на Всезарубежном Соборе, «выразилось явное единодушие по принципиальному вопросу о том, что завершением его созидательного делания будет восстановление чаемого единства Поместной Русской Церкви».
Архиерейский Собор, в работе которого участвуют 12 епископов РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром, продлится до 19 мая. В данный момент там идет обсуждение проекта «Акта о каноническом общении». То, что Архиерейский Собор принял Резолюцию по итогам четвертого Всезарубежного Собора РПЦЗ, означает, что иерархи Зарубежной Церкви рассмотрели материалы Всезарубежного Собора, одобрили их и, по словам личного секретаря митрополита Лавра священника Серафима Гана, «перешли к обсуждению Акта о каноническом общении с Московской Патриархией». Вероятно, резолюция по этому вопросу будет оглашена в пятницу.
По поводу проекта «Акта о каноническом общении» в документе «О совместной работе комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви» говорится следующее: «Проект Акта о каноническом общении определяет канонический статус исторически сложившейся совокупности епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений Русской Зарубежной Церкви как неотъемлемой самоуправляемой части Русской Православной Церкви». Как уже неоднократно разъяснял секретарь Комиссии РПЦЗ по переговорам с Московским Патриархатом, протоиерей Александр Лебедев, «каноническое общение означает признание того, что мы — Русская Зарубежная Церковь — являемся неотъемлемой частью Поместной исторической Русской Церкви. Но мы будем продолжать существовать так, как мы сейчас существуем, с полным самоуправлением. То есть у нас будет свой Архиерейский Собор, свой Архиерейский Синод, свои руководственные правила».
Примечательно, что на этот же период времени пришелся и новый виток переговоров Московского Патриархата с католической Церковью. На первый взгляд он оказался просто приурочен к поездке в Рим делегации Русской Православной Церкви, возглавляемой главой ОВЦС, митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Представители РПЦ прибыли для освящения русского храма святой великомученицы Екатерины, строящегося в итальянской столице.
Однако не стоит забывать, что 24 апреля исполнился ровно год понтификата Папы Римского Бенедикта XVI, на интронизации которого также присутствовал председатель ОВЦС, получивший уже тогда возможность для негласной аудиенции. И, хотя большинство католиков не заметило кардинальных перемен за минувший год в своей Церкви, Православная Церковь уловила некие подвижки в настроениях Ватикана, подкрепленные, в частности, словами папы Бенедикта о том, что восстановление единства Православной и Католической Церквей он считает «важнейшей задачей своего понтификата».
Подтверждений тому, что именно этот вопрос станет основополагающим в беседе Папы Римского с митрополитом Кириллом, не существует. Известно лишь, что глава ОВЦС передаст Папе послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Обращает на себя внимание и тот факт, что именно к этому временному отрезку приурочена паломническая поездка в Рим главы российских католиков архиепископа Тадеуша Кондрусевича. Более того, глава российских католиков уже высказался в том плане, что «на данный момент, „ледниковый период“ в отношениях между нашими Церквами уступил место теплой весне». Он также добавил, что Московский Патриархат «в значительной мере учитывает стремление Бенедикта XVI защитить христианские ценности в Европе и во всем мире».
Несмотря на то, что год назад Русская Православная Церковь в лице митрополита Кирилла имела возможность наблюдать за интронизацией нового Папы, официально считается, что настоящая аудиенция Папы председателю ОВЦС — самая высокая по уровню встреча представителей Римско-католической и Русской Православной Церквей с конца 1980 годов прошлого века, когда обострился конфликт между греко-католиками и православными на западе Украины. В дальнейшем отношения ухудшились в тот момент, когда Русская Православная Церковь сочла прозелитизмом то, что в католической Церкви называют миссионерством. Как известно, разночтения действий Ватикана на территории бывшего СССР стали причиной того, что у предыдущего Папы римского Иоанна Павла II так и не возникло прецедента, позволяющего ему совершить визит в Россию. Впрочем, и в нынешней ситуации речь о приезде в Россию главы Ватикана пока не идет.
Что касается непосредственно основной причины поездки делегации РПЦ МП в Рим, чин малого освящения Екатерининского храма совершат 19 мая митрополит Кирилл, архиепископ Корсунский Иннокентий и епископ Марк. В составе делегации в Рим приехал также хор московского Сретенского монастыря, который вечером 18 мая даст концерт в зале «Аудиториум», вмещающем около двух тысяч человек.
Храм святой великомученицы Екатерины — уникальный по своему культурному и политическому значению проект, возведен на вилле Абамелек на территории российского посольства. Он расположен на одном из холмов Рима в непосредственной близости с государством Ватикан. Храм займет площадь 690 кв. м и 5 тыс. кубометров в объеме. Помимо самой церкви будут построены культурно-просветительский центр с библиотекой, постоянная выставка иконописи и народного искусства России, сувенирная лавка при входе и дом священника. По замыслу строителей и представителей Церкви, храм «станет мощным центром притяжения для всех россиян и православных христиан, в силу жизненных обстоятельств оказавшихся в Италии». Тем более что действующий Никольский храм, настоятелем которого является епископ Марк, уже не может вместить всех желающих.
Впервые идея строительства православного храма в центре западного христианства была высказана в конце XIX века настоятелем русской посольской церкви архимандритом Климентом (Верниковским). Он сумел убедить церковные и светские власти в «потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества» в Вечном городе.
Осенью 1913 года император Николай II разрешил начать сбор пожертвований по всей России, и к 1916 году были собраны 265 тысяч лир, которых хватило бы на строительство храма. Однако революционные события в России помешали осуществлению этого проекта.
Идея построить храм напротив Собора святого Петра вновь возникла в конце прошлого века. Инициатива принадлежала МИД РФ. По благословению Патриарха Алексия II, в январе 2001 года архиепископ Корсунский Иннокентий в присутствии главы МИД Игоря Иванова освятил закладной камень на месте будущего храма. Строительство началось летом 2003 года, 31 марта этого года епископ Егорьевский Марк освятил крест и купол храма. Полностью строительные и отделочные работы планируется завершить в будущем году.