Пресс-служба Псковской епархии | Протоиерей Александр Михайлов | 19.05.2006 |
Рядом стоит старый бревенчатый дом священника отца Александра, батюшка выходит на крыльцо, и мы так на нем устраиваемся для разговора. С протоиреем Александром Ивановичем Михайловым мы уже встречались и публиковали интервью с ним, но батюшке оно не понравилось. Говорит, написали, что пулемет на голове нес, а нес на плечах…
Простите, батюшка, интервью написанное действительно мало похоже на разговор по душам со священником, где такие бывают глубины и высоты, что никакой Интернет этого повторить не сможет.
Отец Александр всегда откровенен и говорит прямо, любит цитировать Достоевского и Толстого. Было время, боролся с коммунистами, по — своему, по церковному — словом. Люди из КГБ — раньше частые гости в его домике, особенно в хрущевские времена, когда батюшку лишили регистрации после семнадцати заявлений — доносов. А без регистрации ты не священник, все документы отобраны, ты — никто. Приходилось скрываться по питерским знакомым, чтобы не попасть на Север, на поселение.
Как говорит отец Александр, спасло его то, что он был участником Великой Отечественной войны, и власть пощадила священника. «Они мне говорят, что ты тут путаешься с сорока старушками, иди к нам работать. Я им объясняю, что коммунизм и религия — несовместимые идеологии, но если вы меня переубедите, то пойду к вам работать. А для начала объясните мне, что такое материализм?»
Объяснили Вам, отец Александр?
Нет, не смогли.
А что такое материализм, батюшка?
Материализм — это, в первую очередь наука, которая отрицает сверхъестественное существование, бытие Бога. Понаписали столько томов Маркс, Ленин, Сталин, Капитал — а кому это все нужно? Так меня коммунисты и не переубедили, и вот более пятидесяти лет я в сане, а здесь в деревне уже сорок лет на одном приходе. Все дает Господь, дал мне вразумление, способности, силу: из неученого человека, сельского парнишки, который прошел много испытаний, стал священником. Ко мне приезжают много людей, которые обращаются за помощью, просят разрешить их семейные проблемы, личные, духовные, житейские.
А как разрешишь эти вопросы? Надо сначала найти Бога в самом себе, найти там правду. Кроме Бога, скажу вам, нет никого, кто разрешил бы наши вопросы. И только наша молитва помогает. Сам Толстой пишет, я в одной книжке у него прочитал: «Мы думаем, что жизнь — это игрушка для себя, будем делать все хорошо, и будем жить спокойно. Нет, это неверно. Надо бороться, надо падать, надо вставать, опять идти вперед и опять падать». Спокойствие души — это подлость души.
Он же был анафематствован Церковью, за что?
Гордость. Не надо бороться с тем, чего не знаешь. Он пишет много правдивого, он ищет Бога, он пытался понять смерть. Если духовно разобраться, он сам про себя пишет. Но никакие философские и умственные способности, данные от Бога дарования, не спасут, все равно попадешь туда, и там надо дать отчет. Бог не игрушка. От Бога никуда не уйдешь, никакие богатства, никакие знания, никакие таланты и достоинства не спасут, все равно к Богу надо идти. Если Бог есть, значит, есть смысл всему, что нас окружает. А если Бога нет, то и смысла никакого нету: зачем это солнце, которое светит, эта красота, что нас окружает, если все равно умру…
Батюшка, а для Вас как началась война?
На войну какого — то большого внимания не обратили, первый шок прошел, а мы, ребятишки, бегали, искали винтовки, баловались. Потом стали людей в Германию забирать, и кто-то в деревне, по несчастью, думаю, стали полицаями, пошли к немцам. Зачем брать винтовку и стрелять в своих — это же грех какой. Задумался об этом, тут уже партизаны появились, и мы их видели, как ночью мимо окна нашего проходили большими такими колоннами. Ушел и я в партизаны, мама благословила перед иконой Казанской Божией Матери, плакал. В 3 бригаде, где я служил, было четыре полка, а в полку было четыре отряда, в отряде три роты, а в роте три взвода, во взводе три отделения и т. д. В общем, каждый полк съедал корову.
А где коров — то брали батюшка?
От своих. От моей матери последнюю коровушку отобрали и съели. А я в партизанах, но война, и не обижаюсь, знаю, что такая реальность была. И внимания не обращал: взяли коровушку — пусть съели. Я от матери ушел в партизаны, когда мне было мне семнадцать лет, а пришел после демобилизации в двадцать пять. И ФЗУ было, связанное с военным делом, потом на флоте служил: с1944 года по 1951 год.
Семь лет.
Да, и никто не стрелялся у нас, как сейчас, и голодные, и холодные были, а все переносили.
Батюшка, а в чем дело, почему сейчас в армию никто не идет, и не стесняются. Вы считаете, правильно делают матери, что не пускают своих сыновей в армию служить?
Это бунт духа времени. Бунт. Приходит бунт, и человек не в силах владеть сам собой. А откуда пришло и ушло — этого человек не знает. Откуда у меня Великим постом было желание, когда мне каждый день хотелось плакать, а после сразу куда — то слезы делись. И теперь бы я рад заплакать, потому что в слезах есть какая — то лечебница, чудное неземное чувство, а слезы ушли… Да и не все люди до сих пор понимают, самое страшное и коварное, что случилось с нами в великом историческом смысле — это революция. Все оттуда: гибель нации, гибель народа сейчас идет. От диавола все идет, а диавол — бог зла, а Бог — Бог добра. Коммунизм загубил больше людей, чем Гитлер. Сталин и Гитлер — близнецы, они одинаковые.
Сколько людей Сталиным загублено, сколько церквей и монастырей уничтожено, при Хрущеве были закрыты последние церкви и монастыри, а мне пришлось служить при Хрущеве и Брежневе, при Сталине учился еще в семинарии, в Ленинграде. Школа моя, жизненная, была большая, порой и границ не припомнить. Говорит Достоевский, диавол борется с Богом, и поле битвы сердца людей. Всегда добро и зло враждуют и борются между собою, и часто бывает так, что зло побеждает добро, но конечная победа будет за правдой, потому что защитником правды является Сам Господь.
У нас произошла страшная катастрофа с этой революцией, и мы сейчас все пожинаем, и еще будут пожинать и другие государства в Европе и Азии. Вот в Откровении написано: «освободите четырех Ангелов, связанных при великой реки Ефрате, и освобождены были четыре Ангела, связанные при великой реке Ефрате, освобождены на час и день. Число конного войска тысяча тысяч, и брони на них железные, гиацинтовые и серные, из хвоста и изо рта выходил огонь, дым и сера; и от этих язв, выходящих из хвоста и рта, огня, дыма и серы погибла третья часть живущих на земле».
Так это Ирак и Иран сейчас?
Святая земля вся, и Иордания, и Турция. Четыре Ангела — четыре государства. По — моему, верховодят здесь американские деятели. Им — то не укажешь. А по Священному Писанию — третья часть — это как четыре с половиной России должны уничтожить от огня, дыма и серы. К этой войне надо готовиться.
Как?
Рано или поздно они ее развяжут. Атомные бомбы и ракеты, которые мы приумножаем, чтобы они были сильнее и крепче, это же не котлеты приготавливаются, чтобы их с картофелью жареной кушать. Они будут стрелять со временем, и приготавливаются ко «дню и часу». Я не пророк, точно сказать не могу. Но Откровение я читал еще во флоте, у меня было Евангелие маленькое, я его мог прятать, но многие знали, что я верующий и никто не касался меня, знали, что сильный, мог две гири по 32 килограмма поднять, физически был очень развит. В армии стал интересоваться всем тем, что не относится к плоти, а к событиям, чтобы понять глубже их суть. Помните, есть в Библии Иаков, который, обманув, получил благословение от Исаака, потом бежал от Лавана со своими женами и наложницами. И когда возвращался на родину, боялся Исава, своего брата, которого обманул, и всю ночь мучился, боялся, что Исав отомстит. Терзался и совестию, и страхом, наверное, и молитва была здесь необыкновенная. Но встреча была любезной. А перед светом, перед зарею, он увидел, что с ним кто — то борется. И тот, с кем он боролся, говорит: «Отпусти Меня, — а Иаков говорит: Не отпущу, пока ты не благословишь меня. И тогда незнакомец Иакову сказал: Отныне ты будешь называться не Иаков, а Израиль, потому что ты боролся с Богом, и ты будешь побеждать людей». Мне уже семьдесят девять лет, состарел совсем, а я еще ищу Бога, тоскую о Нем, печалюсь о нем. Я каждый день ищу Его и когда встречаю, когда чувствую, что встретился со мной Христос, тогда плачу и радуюсь, и молиться могу за людей и много могу людей любить — во мне есть сила. А если такой силы не будет — я только звук и все.
Мы с Вами, батюшка, как — то говорили о любви: обычно думаем, что каждый может любить?
Любовь она даром не дается. Только любовь соединяет и раскрепощает внутренность человеческого «я», и человек делается свободным, он все видит по — другому: и небо, и растения, и всех животных — все преобразуется, все имеет другие краски и понятия. Дух Святый ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными, все от Духа Божия делается. Внутренность человека принадлежит не земле, а небу. И Христос как сказал: Царство Божие не придет приметным образом, и не скажут: оно там, или там, а Царство Божие внутри вас есть.
Мы посланы в мир: идите и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто крестится и веру имеет, тот спасен будет, а кто не будет иметь веры, осужден будет. Надо человека любить, надо человека жалеть — это все же Россия. Нужно говорить про войну, что она была, и про коммунизм, или мы хотим, чтобы это все повторилось, снова произошло? Чтобы это опять отложилось на человеческой шкуре русского народа. Сама революция — это глобальная эпоха перекройки мирового морального и материального, перекройка всего. Мы доведем себя до такой дикости, когда у нас бог будет Плоть, страсти наши будут нашим богом, а любовь будет погасать и исчезать, мы одичаем, как дикие звери. Все это может быть, но я молюсь — молюсь, сколько есть сил.
Выживет Россия, батюшка?
С точки зрения религии, если Россия падет, она преобразится и может стать маяком для всего мира, а если развратимся, то, как нация, можем исчезнуть.
Отец Александр, а приход есть, народ в церковь ходит?
Прихожан мало. Параличом вчера певчую разбило, кто теперь петь будет? Бывает и свечку продать некому, кадило разжечь некому, плачевное состояние, а храм стоит. Был подорван безбожниками, хотели школу сделать, но ничего не получилось, только храм глыбами пробило, даже пол. Когда я стал здесь служить, крышу сам крыл, и хороший храм получился, служу уже на этом месте сорок лет. Большое дело. Привык, и родины у меня как будто нет. Но теперь многие умерли, многих похоронил сам, отпевал, мало осталось православных, но они любят меня, и я их люблю. Хоть и не заставить мне мужиков причащаться, а все же вижу, что и кланяются, приветствуют, в церковь не пошли, а поведение благоговейное.
С воскресения в семь утра у нас в храме утреня, помазание, исповедь и Божественная Литургия. К нам не приехать, автобусного маршрута нет. Но народа бывает полный храм, из Пскова приезжают. Я записочки с утра в алтаре прочитываю, пока никого нет, зажгу лампадочку, помяну всех, потом народ собирается, и Богослужение начинается. Бог поругаем не бывает, что человек посеет, то и пожнет. Говорю себе: не ошибайся, Александр Иванович, сорок лет прослужил. По первости, тяжело было, а сейчас рад, что крыльцы у меня разваливаются, нет ни телефона, ни электричества, ничего нет, ни машины, никаких богатств, у матушки ноги болят, помогаю ей, другой раз поплачем оба.
Мы идем с батюшкой в его церковь Николая Чудотворца. Священник открывает дверь, храм не один раз грабили, и внутреннюю дверь, сваренную из железного прута, разломали какими — то специальными кусачками, выломали Царские врата и унесли. Но батюшка уже поставил новые.
Храм большой, красивый, иконы таинственные, святые с образов смотрят пристально. В храме два престола — Святителя Николая и иконы Знамения Божией Матери. Не хотелось уходить…
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=1668