Русская линия
Ведомости18.05.2006 

Дух и история

Архиерейский собор Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) вчера в Сан-Франциско принял «Резолюцию по итогам IV Всезарубежного собора», продекларировав стремление воссоединиться с Церковью в отечестве. При всей благожелательности заявлений, звучавших в Москве и Сан-Франциско, работа двух соборов по сути дела не привела к преодолению раскола. Скорее напомнила о том, что он до сих пор существует.

Делегаты Всезарубежного собора заявили о «решимости уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви» и выразили надежду, что это произойдет «в благоприятное для сего время». Архиерейский собор с этим согласился. То есть не ясно даже, когда будет восстановлено евхаристическое общение — т. е. когда прихожане одной церкви смогут участвовать в таинствах в приходах другой церкви, а иерархи — сослужить.

Напомним, что Русская православная зарубежная церковь была образована в 1920-х гг. По своему уставу РПЦЗ оставалась неотъемлемой частью РПЦ, временно самоуправляющейся, до упразднения в России «безбожной власти». Сейчас у РПЦЗ примерно 400 приходов, а число прихожан — от 40 000 до 100 000 верующих. В РПЦ насчитывается 132 (136 с учетом Японской автономной православной церкви) епархии в различных государствах, более 26 600 приходов (из них в России — 12 665). Численность прихожан, по разным оценкам, — 90−110 млн человек.

Формальных и осязаемых причин раскола почти нет. Безбожная власть исчезла в 1991 г., а самым серьезным разногласием из упомянутых на бумаге остается участие Московской патриархии во Всемирном совете церквей. Административно церкви останутся автономны, а имущественные претензии друг к другу сняты еще на уровне переговоров двух комиссий по объединению. Обвинение РПЦ в сергианстве (коллаборационизме с советской властью) нынешним Всезарубежным собором уже не упоминалось. Впрочем, некоторые видные священнослужители РПЦЗ призывают своих коллег из России покаяться за сотрудничество с советским режимом.

У грядущего воссоединения есть две составляющие. Важная прежде всего для верующих — духовная, связанная с евхаристическим общением. И важная для всех — историческая. То, что церковь не воссоединена, значимо не только для православных россиян. Отношения нового российского общества с советским прошлым не определены четко, точки над эпохой не расставлены. И примирение церквей могло быть стать образцом, могло бы указать путь. Здесь уместна принятая в церкви сестринская аналогия: когда две поссорившиеся сестры мирятся, они просят друг у друга прощения. Вряд ли будет правильно просто молча соединиться и жить дальше, как будто ничего не было. Мы вправе ожидать от РПЦ и РПЦЗ символического акта объединения, публичного прощения друг друга — только так они смогут полностью преодолеть раскол.

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2006/05/18/106 788


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика