Так, в августе группа исламских деятелей, в том числе глава ДУМП, муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов, выступила с обращением в поддержку авторов так называемого «письма десяти академиков-атеистов» к руководству страны по поводу якобы совершающейся «клерикализации» общества. Это обращение вызвало немалое удивление и огорчение православных верующих людей по нескольким причинам. Прежде всего, потому, что лица, его подписавшие, фактически солидаризировались с воинствующими атеистами в своих обвинениях в адрес Русской Православной Церкви, охарактеризовав ее участие в жизни общества, ни много, ни мало, как «угрозу национальной безопасности». Очевидно, что подобную точку зрения не разделяет большая часть российских мусульман и исламских лидеров, о чем свидетельствуют выступления руководителей Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа, а также тот факт, что под обращением отсутствует подпись председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина.
В том же письме в очередной раз была высказана совершенно бескомпромиссная позиция по поводу преподавания «Основ православной культуры» в российских школах. Спустя короткое время с такой же непримиримостью представители Духовного управления мусульман Поволжья отнеслись к тому, что летом 2007 года на въездах в некоторые населенные пункты Саратовской области по инициативе их жителей стали появляться поклонные кресты.
Установка поклонных крестов — одна из древнейших традиций христианских народов. Крест с надписью «Спаси и сохрани» — место молитвы христианина о всех живущих в этой местности, независимо от их национальности и вероисповедания, об их благополучии, помощи Божией, о защите от зла. Эта исключительно добрая традиция возрождается на всей территории России с начала 1990-х годов ХХ века, и пока ни в одном российском регионе установка поклонных крестов не вызывала никаких протестов. В Саратовской области летом 2007 года появилось 13 поклонных крестов на въездах в города и села, и во всех случаях они были изготовлены и установлены по инициативе самих жителей этих населенных пунктов — верующих и казачества.
5 сентября в Правительстве Саратовской области состоялось рабочее совещание под руководством вице-губернатора А.Г. Бабичева. Как сообщили приглашенным представителям Саратовской епархии, на нем планировалось разработать технические условия установки поклонных крестов, так как часть их расположена вблизи федеральных трасс. Однако на заседании речь пошла совсем о другом: все выступавшие на нем представители ДУМП выражали крайнее недовольство самим фактом установки крестов. Каждый из них считал своим долгом «высказать предупреждение» о том, что установка крестов «вызовет социальные конфликты», что некие «невежественные люди» будут уничтожать, сжигать православные кресты в Саратовской области. «Предупреждения» более походили на прямые угрозы, тем более, что в качестве «примера» развития ситуации выступавшие приводили обстановку в Крыму, где межрелигиозная и межнациональная нестабильность раздуваются искусственно в политических целях.
Все представители Духовного управления мусульман Поволжья заявляли, что просто «передают озабоченность своих прихожан» и пытались всячески дистанцироваться от возможных, по их мнению, экстремистских выходок. Однако, к сожалению, это не совсем так: ДУМП фактически разжигает недовольство среди верующих, убеждая их, что установка православных поклонных крестов является «ущемлением гражданских прав и свобод мусульман» — для того, чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на сайт ansar.ru, работу которого курирует эта организация.
Из речей выступавших представителей ДУМП также стало понятным, что они отрицают наличие у русского народа каких-либо исторических традиций и выступают против их возрождения. Дело дошло до того, что руководитель одного из департаментов ДУМП призвал «ограничиться установкой поклонных крестов в местах компактного проживания верующего православного населения»! Но понятие «место компактного проживания» уместно только в отношении мигрантов, национальных меньшинств — и ни в коем случае не применимо к представителям коренного населения России, а согласно данным последней всероссийской переписи 2002 г., 90% жителей Саратовской области принадлежит к народам, традиционно исповедующим Православие. Так о каких же «местах компактного проживания» может идти речь?
На протяжении многовековой отечественной истории на территории России в целом, и многонациональной Саратовской области в частности, не было никаких конфликтов между верующими людьми — православными и мусульманами. Не существует никаких объективных предпосылок для возникновения межрелигиозного конфликта и сегодня. Установку поклонных крестов на российской земле могут посчитать оскорблением для себя только политические деятели определенного толка — те, кто выступал ранее за удаление православных крестов с исторического герба нашей Родины, те, кто пытается самым недостойным образом использовать религиозные чувства граждан России в политических целях. Совершенно очевидно, что «недовольство мусульман» в Саратовской области также подогревается искусственно, и позиция руководителей ДУМП не совпадает с мнением большинства верующих мусульман области.
Хочется верить, что у саратовских последователей ислама достанет традиционного миролюбия и мудрости для того, чтобы сохранить складывавшиеся веками добрососедские отношения с верующими других конфессий. Зная, как бережно мусульмане сохраняют свои традиции, и уважая их, православные в Саратовской области надеются, что и к нашим традициям представители мусульманских общин отнесутся с подобным же уважением и пониманием.
Со своей стороны Саратовская епархия Русской Православной Церкви будет делать все, от нее зависящее, для сохранения мира, продолжения межрелигиозного диалога и доброго сотрудничества с Духовным управлением мусульман Поволжья.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4291&Itemid=42