Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Григорий Дьяченко | 18.05.2006 |
— Кто же этот Христос, Царь небесный? — стала с любопытством расспрашивать старца родившаяся в язычестве; и по мере того, как Апелиан рассказывал ей впервые о Христе, сердце Ирины воспламенялось любовью ко Спасителю рода человеческого, и она ненасытимо желала узнавать о Нем все более и более… В это время проповедовал святое Евангелие в той местности, родине святой Ирины — Иллирике, апостол Тимофей, ученик святого апостола Павла. Он преподал Крещение и чудно познавшей Христа Пенелопе, дал ей имя Ирины, что значит мир, наставил ее в учении христианском, предрек ей страдания за имя Христово и воодушевлял ее твердо стоять на спасительном пути, на котором постановил ее Господь. И, таким образом, принявшая святую истину из уст апостола, Ирина сделалась верной последовательницей божественного учения и насадила его в Сербии и других местах, обратив ко Христу своих родителей и многие тысячи языческого народа — то страданиями, которым ее неоднократно подвергали гонители веры Христовой, — страданиями, сопровождавшимися бесчисленными знамениями и чудесами, то проповедью, когда она обходила многие города фракийские, поучая жителей истинам Евангелия и силой Божией творя многие чудеса.
Почувствовав приближение смерти (когда она находилась в г. Эфесе), святая Ирина, взяв с собою Апелиана и еще нескольких благочестивых мужей, ушла с ними за город; там, войдя в одну пещеру, она попросила своих спутников заградить после своей кончины вход в пещеру камнем и предала свою душу Богу. Это было в царствование Домициана или Траяна (81−117).
Жизнь святой великомученицы Ирины предлагает нам следующие уроки для нашего духовно-нравственного назидания.
Во-первых, она учит, что христианские родители должны избирать благочестивого наставника для детей. Только благодаря благочестивому наставнику — старцу Апелиану — почва души Ирины была совершенно приготовлена для восприятия семени благого, т. е. принятия веры Христовой. Между тем, как мало заботятся иные родители о том, чтобы найти для своих детей истинно благочестивых наставников! Большинство родителей вполне заслуживают выслушивать те укоры, которыми некогда упрекал своих современников святитель Иоанн Златоуст. «Ныне, — говорит он, — больше пекутся о конях, нежели о детях, ибо, избирая возницу, рачительно смотрят: не глуп ли он, не пьяница ли, не вор ли? А когда нужен руководитель их детям, — принимают, кто встретится, и отнюдь не примечают: нет ли в нем безбожного головокружения, не заразит ли он юную душу духовным пьянством, не украдет ли у детей обеты, данные Богу при Святом Крещении и право на вечное блаженство?». Так, сколько бы родители сами ни были благочестивы, и сколько бы ни старались освятить сердца детей своих в их младенчестве, но если потом предоставят их руководству нечестивого учителя, — соблазн и погибель неминуемы. Юлиан от родителей получил хорошее воспитание, но, привязавшись потом к языческим учителям, до того был ими развращен, что не только сделался идолопоклонником, но и опаснейшим врагом христианства.
Второй урок, который мы извлекаем из жизни мученицы Ирины, состоит в том, что мы должны веровать в постоянное попечение о нас премудрого и всеблагого промысла Божия. Не случайно, но по распоряжению промысла Божия влетели в горницу Ирины голубь, орел и ворон и опустили на стол масличную ветку, венок из цветов и змею. Все это должно было убедить Ирину принять христианство и жить согласно правилам святой веры.
Наконец, жизнь мученицы Ирины, посвященная на распространение христианской веры между язычниками, учит и нас, по мере наших сил, содействовать проповедникам истинного христианского учения молитвою за них, любовью к ним и пожертвованиями на дела благовествования, — кроме того помогать людям восставать от своих нравственных падений пробуждением у них чувства сознания своего опасного нравственного состояния.
Будем, возлюбленные братия, стараться выполнить в своей деятельности те уроки, которые преподает нам жизнь святой мученицы.