Русский дом | Игумен Петр (Бирюков) | 18.05.2006 |
«Ложь изгоняет веру из сердца человека.
Господь удаляется от человека, творящего ложь.
Ложь заключает двери к молитве».
святитель Тихон Задонский
«За грехи наши попустил Господь нашествие поганых», — говорили наши предки, во времена монгольского нашествия.
Всегда, когда русские люди каялись, Господь миловал их. В истории Руси много раз единение, пост и молитвенное обращение к Богу спасало от врагов всю страну. Так было в 1380 году, когда объединённая Русь разгромила орды Мамая. В 1395 году страшные полчища Тамерлана после поста и молитвы жителей Москвы и её окрестностей без боя ушли с нашей земли. В 1521 году пост и молитва помешали крымскому хану Махмет-Гирею овладеть столицей Русского государства. В 1612 году с молитвой и постом наши ополченцы освободили Москву от западных завоевателей. Во время Великой Отечественной войны молилась и невольно постилась вся страна, открыли храмы, обратилась ко Господу большая часть народа, и с помощью Божией мы одолели чуму ХХ века.
Но как объяснить нынешнему, разуверившемуся во всём русскому человеку, что это не Господь карает нас, а сами мы от своих грехов больше всего мучаемся? Какой грех у нас самый распространённый? Ведь и святые отцы советуют начинать покаяние с самого главного греха. Ответ мы можем найти в книге Николая Сергеевича Леонова «Лихолетье»:
«Почему произошла историческая трагедия именно в моём государстве, быть гражданином которого я почитал за честь? Скучный учёный, каким и я бы мог стать, привёл бы десятки политических, социально-эномических причин, кои предопределили нашу горестную судьбу. Но есть одна общая причина, которая может вобрать в себя все иные, которая задушила нас. Этой причиной была ложь, она незаметно забила все поры нашего бытия, превратилась в раковую болезнь нашей крови, избила нашу душу».
В России, особенно после 1917 года, ложь нашла чрезвычайно питательную среду в виде доверчивого, малограмотного населения с крайне низким уровнем гражданского сознания. Ложь охватила нашу общественную жизнь, стала почти неотъемлемой частью национального сознания, поразила своим ядом литературу, искусство, погубила журналистику. Она стала основной формой общения между лидерами и народом и остаётся таковой по сей день.
Когда-то давно я видел жуткий эстрадный номер. Ведущий заранее договорился с сидящими на сцене статистами, чтобы они, не моргнув глазом, называли показываемый им чёрный шар белым, а белый — чёрным. Потом на сцену приглашался ничего не подозревавший случайный человек с улицы, его сажали на стул, и на его глазах ведущий спрашивал у каждого из 20 статистов-заговорщиков: какого цвета шар? Один за другим они отвечали: «Белый!», хотя на самом деле он был чёрный. Напоследок изобретатель «номера» обращался с этим же вопросом к случайному человеку с улицы, и тот, помявшись, сдавленным голосом отвечал: «Белый!». Примерно таким был и механизм насаждения лжи в нашей стране. О его эффективности знали в полном объёме те политиканы, которые карабкались вверх по пирамиде власти.
Насаждая феодально-бюрократическую систему, нас обманывали, убеждая, что это — социализм. Зауряднейшую личность нам подавали как «выдающегося руководителя партии и советского государства». Бедность выдавали за процветание. Потом стали развал государства называть возрождением России, а распад общества, рост преступности, всеобщую коррумпированность, разврат и наркоманию представлять как демократию. Нас отучали видеть вещи такими, какие они есть. Нам повредили разум. Повинны в создании липкой паутины лжи, лишающей наш народ свободы, те, кто одержим особой страстью — властолюбием, и те, кто из корысти помогает им ткать эту паутину. Властолюбцы, как правило, недогружены разумом, но перегружены амбициями. Они будут лгать порою неумело, грубо, но главное — неутомимо, всю свою жизнь.
«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32), — говорит Господь. Бог есть и свобода, и любовь, и истина. От Адама не прекращается духовная война. И эта война — за души людей. Человек не может быть нейтральным в этой борьбе: либо он с Богом, либо с диаволом, третьего не дано. Еще Ф.М. Достоевский писал: «Диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
Раньше честь свою люди берегли. Интересен в этом отношении эпизод, связанный с апостолом Павлом. В Деяниях апостольских говорится о том, что когда римляне арестовали его и хотели бичевать, он сказал: «Я — римский гражданин». Это было высокое звание. И примечательно, что апостолу Павлу сотник поверил на слово, без всяких документов. Так весомо и чтимо было слово человека в те времена.
Для разъяснения понятия лжи обратимся к святым отцам. Преподобный авва Дорофей рассматривает три вида лжи: «Иной лжёт мыслию, другой лжёт словом, а иной лжёт самой жизнью своей. Мыслию лжёт тот, кто принимает за истину свои предположения, т. е. пустые подозрения на ближнего. Такой когда видит, что кто-нибудь беседует с братом своим, делает свои догадки и говорит: „Он обо мне беседует“. Если прекращают беседу, он опять предполагает, что ради него прекратили беседу. Если кто скажет слово, то он подозревает, что оно сказано для оскорбления его. Вообще, в каждом деле он постоянно таким образом замечает за ближними, говоря: он ради меня это сделал, он ради меня это сказал, он это сделал для того-то. Такой лжёт мыслию, ибо он ничего истинного не говорит, но всё по одному подозрению, а от сего происходит любопытство, злословие, подслушивание, вражда, осуждение». Авва Дорофей рассказывает также следующее: «Некогда в бытность мою в общежитии было мне такое диавольское искушение, что я стал было по движениям и по походке человека заключать о его душевном устроении, и со мною встретился следующий случай. Однажды, когда я стоял, прошла мимо меня женщина с ведром воды; сам не знаю, как я увлёкся и посмотрел ей в глаза, и тотчас помысл внушил мне, что она блудница; но лишь только пришёл мне сей помысл, я стал очень скорбеть и сказал о сем старцу, авве Иоанну: „Владыко, что я должен делать, когда я невольно замечаю чьи-либо движения и походку, и помысл говорит мне о душевном устроении сего человека?“. И старец ответил мне так: „Что же? Разве не бывает, что иной имеет естественный недостаток, однако с великим усилием и трудами исправляет его? Потому и нельзя из этого заключать о чьём-либо душевном устроении. Итак, никогда не верь своим догадкам, ибо кривое правило и прямое делает кривым. Мнения (подозрения) человеческие ложны и вредят тому, кто предаётся им“. Итак, с тех пор, когда помысл говорил мне о солнце, что это солнце, или о тьме, что это тьма, я не верил ему; ибо нет ничего тяжелее, как верить своим мнениям. Это если укоренится в нас, то доводит до такого вреда, что мы действительно видим вещи, коих нет и быть не может. Поистине ничто так не удаляет человека от Бога и от внимания к своим грехам и не побуждает его всегда любопытствовать о неполезном ему, как сия страсть: от сего не бывает ничего доброго, а множество смущения; от сего человек никогда не находит возможности приобрести страх Божий. Если же по причине порочности нашей посеваются в нас лукавые помышления, то тотчас должно обращать их в добрые, и они не повредят нам; ибо если верить своим догадкам, то им и конца не будет и они никогда не попустят душе быть мирной. Вот это ложь мыслию.
А словом лжёт тот, кто старается говорить о своих поступках в благовидной форме. Например, кто, от уныния, поленился стать на бдение, не говорит: „Прости меня, что я поленился встать“, но говорит: „У меня был жар, я до крайности утомился работой, не в силах был встать, был нездоров“.
Как утверждает преподобный авва Дорофей, „всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия, так и ложь бывает от сих трёх причин. Человек лжёт или для того, чтобы не укорить себя и не смириться, или для того, чтобы исполнить желание своё, или ради приобретения, и не перестаёт делать извороты и ухищряться в словах до тех пор, пока не исполнит желания своего.
Жизнию же своею лжёт тот, кто будучи блудником, притворяется воздержным, или будучи корыстолюбив, говорит о милостыни и хвалит милосердие; или будучи надменен, дивится смиренномудрию“ и т. п. Упорное же пребывание во лжи и гордости есть та хула на Духа Святого, грех, который не простится ни в сем веке, ни в будущем. Это та закваска, то учение фарисеев и книжников, заразы которого заповедовал как огня бояться Господь наш Иисус Христос».
«Ложь изгоняет веру из сердца человека, — говорил святитель Тихон Задонский. Господь удаляется от человека, творящего ложь. Ложь заключает двери к молитве».
Вот какое страшное зло приносит ложь каждой личности и всему обществу в целом. Да поможет нам Господь, дорогие братья и сестры, с сегодняшнего дня положить твёрдое начало покаянию и избежать страшного яда лжи.