Агентство политических новостей | Сергей Храмов | 17.05.2006 |
Когда речь заходит об «убийствах на почве национальной ненависти», выясняется, что зачастую мотив ксенофобии не доказан или недоказуем. Так, по имеющейся информации, Хуршеду Султонову убили из чувства мести к её отцу-наркоторговцу. Во всяком случае, суд (а судебная власть посолиднее будет, чем «четвертая») следов расизма не обнаружил. Антифашиста Тимура Каджараву — забили до смерти опять же из мести: за участие в нападении на представителя враждебной молодежной субкультуры. Эстрадного певца Заура Тутова отколошматили за то, что он делал резкие замечания подросткам, распивавшим пиво и матерившимся неподалеку от дворца культуры. При этом он угрожал молодым людям расправой. По сообщению «Новых известий» (http://www.newizv.ru/print/43 905), Тутов позвал на помощь своего водителя. «Он боксер и всех сейчас положит!» — крикнул певец и кинулся в драку. «Ксенофобы», как выясняется, просто оборонялись.
Идем далее. Сотрудник НТВ Эльхан Мирзоев сцепился с двумя парнями в метро, после того как один из них случайно капнул на него пивом; причем первым ударил Мирзоев. В показаниях он сначала не упомянул ни скинхедов, ни «России для русских», но «версия для экрана» обогатилась этими сведениями. Мотивы убийства сенегальского студента в Петербурге доподлинно неизвестны, единственное доказательство расистской подоплеки — пресловутое карикатурное «ружье со свастикой», которого никто в глаза не видел. Наконец, убийство армянского мальчика Вагана Абрамянца на станции метро «Пушкинская», как выяснилось, было совершено из личной неприязни, после того как тот чем-то обидел девушку школьника Калугина. Позднее, правда, и эта версия была подвергнута сомнению, но у неё в любом случае тверже почва, чем у «расистской». По информации «Эха Москвы», 22-го апреля на 20:00 по московскому времени в «Союзе армян России» только выясняли личность убитого. То есть мотив национальной ненависти в этом деле появился задолго до того, как установили, кто же именно убит, просто по факту его принадлежности к армянскому народу. Личность же убийцы была установлена значительно позднее опубликования заявлений «Союза армян» о разжигании национал-экстремизма.
Итак, во многих растиражированных прессой преступлениях против иноэтничных граждан и гостей России мотив национальной вражды не доказан. Но во всех этих случаях, по первым, самым сырым сообщениям СМИ, нападавшие использовали лозунг «Россия для русских» или были одеты «как скинхеды». Позднее эта информация не подтверждалась, но — главное — не опровергалась. Итак, кровавый навет на лозунг «Россия для русских» имеет место, вне зависимости от того, как к нему (лозунгу) относиться.
Прежде чем рассмотреть идею «Россия для русских» поближе, надо понять, как к нему относятся в народе. По данным Центра Юрия Левады, этот лозунг условно и безусловно поддерживает 58% граждан РФ. По данным ВЦИОМ, 27% считают, что русские должны иметь больше прав, а 16% готовы хоть завтра приступить к реализации лозунга «Россия для русских». Русский национализм, который, безусловно, фиксируется в идее «Россия для русских», это объективная данность, игнорировать которую бессмысленно. Что же «антиконституционного» и «преступного» усмотрела Нарусова и Ко в этом весьма популярном лозунге? Наверное, антиконституционным является само слово «русский». Действительно, народ, составляющий более 80% населения страны, нигде и никак не упомянут в Основном Законе России. Русские отсутствуют как правовой субъект, а значит, мы, как минимум, внеконституционное явление. Для сравнения, в Конституции Украины имеется чёткое разделение на полиэтнический украинский народ и титульную украинскую нацию. Также, наверно, общественников смутил предлог «для», который по старой демшизовой привычке толкуется узко и криво. А именно — «только для». Итак, Нарусова и её единомышленники, вероятнее всего, понимают лозунг весьма специфически: «Россия — только для русских, которых с формальной точки зрения и вовсе нет». В действительности, всё обстоит ровно наоборот.
Предлог «для» указывает на назначение, на цель. Его можно было бы заменить предлогом «ради» или, если угодно, высокопарным «во имя». «Россия во имя русских» — звучит, конечно, патетично, но, по сути, тождественно «России для русских» (тем более, что своё имя страна получила действительно от этнонима русских). А теперь посмотрим на вариант «Россия ради русских»: выходит, что предназначение Российского государства — защищать права и интересы русских людей, служить их пользе и благополучию. Этот лозунг описывает явление, название которому — национал-прагматизм. И этот-то лозунг полезно взять на вооружение русским националистам и социал-патриотам, взамен дискредитированной «России для русских». Однако, кем дискредитированной? теми, кто употребляет его всуе: на футбольных матчах и в ходе преступных нападений. В эту же группу входят скинхеды, которые не находят ничего более своевременного, чем боготворить немецкого фюрера. После того, что Гитлер говорил и делал со «славянскими унтерменшами», после того, до чего он довел немцев и Европу, положительный контекст для этой фигуры возможен только в связи с историей Германии до 1939 года. Сам рейхсканцлер видел Россию чем угодно, но только не страной русского народа (в чем он, кстати, чудесным образом совпадает с русоедами отечественного производства). Поэтому «Хайль Хитлер» и «Россия для русских» — это онтологически несовместимые кричалки. И именно «благодаря» хулиганам-расистам мирный европейский лозунг «Россия для русских» оброс неонацистскими ассоциациями, на которых и спекулируют политиканы и журналисты.
Тем не менее, негативный контекст не должен помешать нам увидеть в этом лозунге те здравые зерна, что в нём содержатся. Что же такое «Россия для русских» на самом деле? Россия — это государственно-политическая ипостась русского народа. Слово «ипостась» значит: «Проявление чьей-нибудь сущности, а также чья-нибудь роль, качество». Итак, Россия — это проявление сущности русских. В том числе, полиэтничность России — это проявление терпимой сущности русских, готовых мирно сосуществовать с другими народами. Россия — это роль русских, это наша миссия, наш крест. Россия — это качество русских. Это неотъемлемый аспект национального самоощущения русских. Люди, сознательно или волею случая разделившие свою судьбу с русским народом в дни как радости, так и тягости, имеют полное право применять по отношению к себе слово «русский» в качестве эпитета. Тем не менее, не стоит записывать в русские всех подряд; татары, буряты, чуваши, калмыки, мордва, карелы и прочие коренные народы России являются нерусскими по собственному самоопределению, которое необходимо уважать. Однако в большинстве своём они разделили с русским народом судьбу. Поэтому что бы ни происходило с русскими, происходит и с ними. Вымирают русские — вымирают все. Процветают русские — процветает вся Россия. Чтобы было хорошо всем, главное — принести пользу русским. Эта закономерность отмечена и в действующей «Концепции национальной политики РФ», где сказано: «Межнациональные отношения в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности».
Именно этот аспект необходимо учесть в связи с приоритетами недавнего Президентского послания. Когда встанет вопрос о том, кому в первую очередь выделять пособия «на демографию», реализация путинских идей неизбежно потребует конкретизации. Очевидно, что регионы Центральной России и, например, Северного Кавказа испытывают разные потребности в связи с рождаемостью и смертностью. К условному Дагестану и условной Ярославской области требуются разные подходы, чтобы в результате материальная помощь досталась тем, кто в ней действительно нуждается. Возникают проблемы и в связи с почти неконтролируемыми миграционными процессами. В случае, если бурно размножающиеся «новые россияне» из СНГ и коренное население России будут поставлены в равные условия, главным выгодополучателем станет именно первая группа. И тем самым в стране будет и дальше идти процессы, неблагоприятные для относительной и абсолютной численности русских. Иначе пойдёт дело, если сделать акцент на восстановлении демографического благополучия наиболее многочисленного, государствообразующего русского народа. Упомянутое Путиным солженицынское «сбережение народа» — это сбережение не абстрактного «населения», а конкретной общности, объединенной происхождением, культурой, языком, ареалом обитания и т. д. Это в первую очередь целевое распределение бюджетных средств по наиболее проблемным, русским регионам, а внутри региона — по русским семьям. Необязательно декларировать эту предпочтительность на высшем уровне, но на местах данный подход должен реализовываться. Во-вторых, это политика поддержки русских общин в СНГ и попытки вернуть русских людей в Россию или в качестве репатриантов, или вместе с территориями, на которых они проживают.
При этом не стоит опасаться того, что представители других национальностей России «недополучат» своих пособий на рождение детей. Потому что если Россия для русских, то она и для всех, кто разделил с русским народом судьбу, то есть для всех коренных народов России. Народы, имеющие собственные национальные государства, то есть отказавшиеся разделить судьбу с русским народом, не могут считаться коренными для России и получают статус национальных меньшинств. Их самочувствие в РФ зависит от того, насколько успешно они интегрируются в русское общество и насколько верно служат России.
Подводя итоги, скажем: «Россия для русских» — это Россия во имя русских, ради русских и силами русских, это не «Россия без нерусских». Иначе лозунгом националистов было бы нечто невежественное, вроде: «Россия для арийцев». Россия — во имя русских и ради всех, кто разделил с русским народом свою судьбу. Конечно, Россия — не для всех. Но только без русских Россия не сохранится; без русских она не имеет права на своё имя.
http://www.apn.ru/?chapter_name=print_impres&data_id=670&do=view_single