Русская линия
Православие.Ru Алексей Сагань16.05.2006 

Место сие тебе будет во спасение

По благословению Святейшего Патриарха Алексия в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева организована выставка «К 300-летию Саровской пустыни. „Место сие тебе будет во спасение…“», открытие выставки прошло 10 мая. До 15 июня экспонаты будут размещаться в Москве, с июня по сентябрь в городском музее Сарова и на завершающем этапе в Нижнем Новгороде.

Выставка разделена на три тематических части. В первом разделе представлены экспонаты, рассказывающие о традиции православного монашества с первых веков его существования, вторая часть посвящена Саровской пустыни и ее насельникам, третья непосредственно преподобному Серафиму Саровскому.

Среди экспонатов первого раздела выставки находятся несколько икон древнерусского письма, с изображениями первоначальника монашества преподобного Антония Египетского, преподобного Симеона Столпника, преподобного Сергия Радонежского и многих других подвижников, живших в древние времена на Руси и в других странах. Вместе с иконами представлены рукописные экземпляры учебников монашества: «Лествица» преподобного Иоанна Синайского, поучения Аввы Дорофея, Добротолюбие, — те самые книги, которые хранились, читались и переписывались в монастырях многими поколениями монахов, отказавшихся ради стяжания Духа Святого от временных мирских радостей и удовольствий. Чудо их высокой жизни трудно поддается теоретическому осмыслению, именно поэтому главная мысль, выраженная в этом разделе выставки, заключена в том, что подлинный смысл монашества постигается в процессе преемственности от учителя-старца к ученику. Притом что ученик становится не только слушателем поучений наставника, но и их исполнителем.

Экспонаты выставки наглядно свидетельствуют о преемственности и духовной связи насельников Саровской пустыни с русской и мировой традицией православного монашества. Но особая тема это общие черты жизни игумена земли Русской преподобного Сергия и преподобного Серафима, воплотившиеся в традициях их изображения. Не смотря на то, что с точки зрения мирской истории подвижники жили в разных эпохах, почти по одинаковому принципу построены иконографические композиции явления Богородицы преподобным Сергию и Серафиму и некоторые другие изображения подвижников. Все это посетители выставки смогут увидеть своими глазами.

Второй раздел выставки посвящен широкому почитанию преподобного Серафима в XIX веке и торжествам, связанным с его канонизацией при императоре Николае II, а также истории Саровской пустыни и Дивеевской обители. Наиболее показательный и яркий экспонат этого раздела макет Саровского монастыря из Музея ядерного оружия в Сарове, выполненный в конце ХХ века по заказу музея. Вообще сохранилось несколько таких макетов, созданных в начале ХХ века, но представленный на выставке относится к лучшим, наиболее полно воспроизводящим все особенности построек. Вокруг макета на стендах расположены гравюры и литографии с изображением саровских торжеств, видов монастыря, достоверных графических портретов подвижников и устроителей Сарова и Дивеевской обители. На листах начала ХХ века изображен новопостроенный храм преподобного Серафима, освященный во время Саровских торжеств, включивший в свое внутренне пространство келью святого.

Среди экспонатов гравюры и литографии с основными эпизодами жизни преподобного Серафима, выпущенные мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря, несколько таких эстампов издано по заказу Саровской пустыни. На выставке нет недостатка в зримых свидетельствах почитания преподобного до его общецерковной канонизации. К гробнице святого в Саровской пустыни стекались богомольцы, в Дивеево бережно хранились его личные вещи, келейные иконы и книги. Уже в середине столетия память старца чтилась и в царской семье о чем свидетельствует, например, экземпляр сказания о подвигах и житии старца Серафима 1849 года издания с изящными акварельными иллюстрациями из библиотеки императрицы Александры Федоровны старшей.

Особо представлена тема устроения преподобным Серафимом Саровским Дивеевского монастыря — четвертого удела Богородицы после Иверии, Афона и Киева.
После закрытия Саровского и Дивеевского монастырей в конце 20-х годов многие святыни были заботливо сохранены переехавшими в Муром Дивеевскими сестрами. На выставке представлено одно из последних монастырских изделий — литографский камень «Труды святого семейства», предметы монастырского быта Саровской пустыни.

Благодаря трудам современных церковных историков и археологов посетители выставки смогут собственными глазами увидеть такой уникальный документ как прошение о выходе из купеческого сословия и зачислении в монашествующие на имя императрицы Екатерины II, подписанное купеческим сыном Прохором, будущим преподобным Серафимом. А также фрагменты его надгробия, недавно обнаруженные при раскопках часовни над местом погребения преподобного Серафима.

Преподобный Серафим, по его собственному свидетельству, всегда особо молился о православных архиереях будущих времен, поскольку Господь открыл ему, что их подвиг будет особенно трудным и на пути к спасению им придется преодолеть разнообразные и тяжелые испытания. Как бы в ответ на молитвы и любовь старца русские патриархи и архиереи ХХ века особо почитали Серафима Саровского и берегли связанные с ним святыни. В третьем разделе выставки, посвященном непосредственно преподобному Серафиму, представлены ранние портреты святого и пасхальные яйца с его изображением из собрания Святейшего патриарха Алексия, живописные изображения старца из собрания архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия. Из личных вещей святого в этом разделе выставки представлен, например, экземпляр его собственного Ирмология (один из сборников богослужебных церковных песнопений).

Устроителями выставки выступили Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского, Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви; Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева; при участии Московской патриархии, Администрации города Сарова, Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Российской государственной библиотеки, Российского государственного архива древних актов и многих других значительных государственных церковных и культурных учреждений и предприятий.

Для желающих посетить выставку напоминаем адрес Музея древнерусского искусства — Андроньевская пл., 10, проезд до станций метро Площадь Ильича, Римская, Курская. Музей открыт с 11.00 до 18.00, выходные дни среда и последняя пятница месяца. Телефон для заказа экскурсий 278−1467

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 516 013 549


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru