Русская линия
Радонеж Елена Гуськова16.05.2006 

Поход НАТО в русский народ

Россия вновь дружит с НАТО, только теперь этой организации недостаточно, чтобы её любило только руководство нашей страны, надо, чтобы и народ относился столь же нежно и бережно. Этот поход в народ начался давно: в Москве есть информационный центр НАТО (в одном из институтов Российской Академии Наук), в столице и других городах устраиваются семинары для молодёжи со всей России, где на полном обеспечении натовцев её обучают понимать благие намерения и поступки этой организации, заботу обо всём мире, представители Альянса участвуют в научных конференциях, их можно встретить и на нашем телевидении. Сегодня же, параллельно с днями славянской культуры и письменности, стартовал новый (совместный, международный) проект «Россия-НАТО: объединяя усилия». По сообщениям СМИ, «целью акции является улучшение взаимопонимания между народом России и народами стран, входящих в Североатлантический альянс. В декабре 2005 года министры иностранных дел Совета „Россия-НАТО“ утвердили это важнейшее мероприятие по линии общественной дипломатии в России». Делегацию НАТО возглавляет заместитель генерального секретаря альянса по вопросам общественной дипломатии Жан Фурне. США представляют военные атташе посольства США в России и эксперты в области безопасности мореплавания. В делегацию Канады входят посол Канады в России Кристофер Вестдал и сенатор Колин Кенни. На форум во Владивосток также прибыла делегация военных атташе Франции. С российской стороны в форуме будут участвовать представители министерства иностранных дел, Минобороны, эксперты российской Академии наук.

Объяснять добрые намерения НАТО начали в Владивостоке, затем акция продолжится в Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Волгограде, Москве, Мурманске, Пскове. Завершится акция 26 мая в Калининграде. Предполагается провести серию круглых столов, дискуссий, видеоконференций, посвященных проблемам взаимоотношения России и НАТО, встреч со студентами.

А как отнестись к недавней роли НАТО в мире? На Балканах? К её планам и намерениям?

Напомним, что в 90-е годы Балканы стали полигоном для апробирования США нового видения международных отношений, отработки методики возможного взаимоотношения с другими странами в новых условиях однополярного мира, насаждения единственной (американской) точки зрения. Миссия США на Балканах была столь необычной, что слабо просчитывалась в то время, однако к середине 90-х годов уже можно было вывести ряд закономерностей, сделать определенные выводы о целях США и методах их осуществления на примере Балкан. Активизация США на Балканах в марте 1992 г. была связана с разработкой стратегии «глобального лидерства», согласно которой США являются единственной глобальной сверхдержавой, призванной взять на себя роль мирового лидера, несут моральную ответственность за распространение демократии и защиту «угнетенных» по всему миру. Кризис на территории бывшей Югославии, неутихающая война в Боснии и Герцеговине давали США реальную возможность продемонстрировать свое лидерство в Европе и без непосредственного участия в военных операциях, используя лишь активные дипломатические акции и участие в операциях НАТО.

В начале 90-х гг. США делали ставку на НАТО как на организацию, в которой лидерство США бесспорно, и где возможно осуществление планов НАТО. Необходимо было лишь подвести НАТО к самостоятельной роли в международных отношениях. События на Балканах показывают, что следует поставить знак равенства между военной доктриной США и стратегической концепцией НАТО.

Американская доктрина разрабатывалась как «стратегия устрашения» в 1945−53 гг., «стратегия массированного воздействия» в 1953−61 гг., «стратегия гибкого реагирования» в 1961−71 гг., как «стратегия реалистического устрашения» в 1971−80 гг. На рубеже 80-х гг. была создана доктрина «прямого противоборства» для осуществления политики обеспечения «жизненных интересов» США в разных районах земного шара. Поэтому в начале 90-х годов НАТО была вынуждена адаптироваться к изменившимся политическим реалиям. В ее установках появились новые элементы, например, взаимодействие с европейскими институтами — ОБСЕ, ЕС и ЗЕС. Происходило совершенствование терминологии, аппарата толкования концепции, что должно было отражать поиск нового места НАТО в системе европейской безопасности. Одним из направлений стратегической концепции, принятой в ноябре 1991 г. на римской сессии совета блока, был контроль за военно-политическими кризисами. В этой связи была разработана концепция «управления кризисами», необходимыми элементами которой были оказание давления и применение войск в интересах достижения стабильности. Балканский кризис стал не только местом апробации этой доктрины, но и попыткой закрепить правовую независимость НАТО от ООН и ОБСЕ. Очевидным было стремление изменить подход к участию НАТО в региональных конфликтах — не как инструмент реализации решений СБ ООН и тем более не под его эгидой, а как самостоятельный фактор, подчиняющийся командованию НАТО.

В феврале 1994 г. НАТО уже бомбит точечными ударами позиции сербов в Боснии и Герцеговине. В августе-сентябре 1995 г. Бомбовые удары длились уже 16 дней. Свет на эти события проливает опубликованный комментарий «Вашингтон пост»: «После трех лет уступок европейским союзникам по поводу войны в Боснии президент Клинтон решил в июне, что только решительное лидерство США может предотвратить катастрофу его внешней политики. Обеспокоенный тем, что ухудшающаяся ситуация в Боснии накладывает пятно на его президентство, Клинтон дал своим советникам твердый приказ: выработать новую политику, в результате которой Вашингтон перехватит стратегическую инициативу». Высшая американская бюрократия вскоре родила «самую крупную операцию в воздухе, которую НАТО когда-либо предпринимала». Воздушные удары авиации НАТО по Республике Сербской продолжались 16 дней, в среднем по 220 боевых вылетов в день. Было совершено 3500 боевых вылетов, нанесено 750 бомбовых ударов по 56 тотальным целям или по 359 различным целевым точкам на сербской территории. В воздушных операциях участвовали около 320 боевых машин НАТО, поднимавшихся в воздух с военной базы в Италии, и несколько десятков самолетов — с американских авианосцев, курсирующих в Адриатическом море. Каждая цель в РС подверглась бомбовым ударам 13 или 14 раз. По различным данным, было уничтожено 100 сербских целей, погибло более тысячи человек, из них 60 процентов гражданского населения. Таким образом, Европе преподнесен урок американской демократии, когда логика силы диктует послушание. Америка окончательно утверждала свое лидерство, диктовала форму и содержание переговоров исключительно по своему сценарию.

Мы все помним бомбёжки Югославии в 1999 г. Но забываем об истинных причинах. Альянс попытался заставить Белград пойти на размещение войск НАТО в Косове и в Сербии. Белград отказал. Это был единственный формальный предлог для начала агрессии. Поэтому 24 марта, нарушив суверенитет независимой Югославии, поправ нормы международного права, НАТО обрушила на страну бомбовые удары.

Выводов из этих событий можно сделать много. Упомянём лишь два. Агрессия НАТО показала, насколько европейские союзники политически зависят от Соединенных штатов. Откровеннее всех об этом сказал Збигнев Бжезинский: «Европа продолжает оставаться протекторатом США и останется им до тех пор, пока не возьмет на себя должную часть ответственности». Важным итогом агрессии НАТО является и появление понятия «десуверенизация», суть которого состоит в том, что суверенитет той или иной страны сегодня сведен к минимуму, что позволяет великим державам вмешиваться во внутренние дела государств вопреки воле правительства и народа этой страны.

А теперь Россия. Директор ЦРУ Джордж Тенет 26 февраля 2001 г. сделал следующий вывод в одном из своих выступлений: «Ситуация в России и внешняя политика Москвы входят в число угроз национальной безопасности США». Поэтому США и НАТО предстоит успокоить общественное мнение России, нейтрализовать попытки противостоять натоизации и американизации региона СНГ, ближнего зарубежья, Российской Федерации. Ну что же, мы, видимо, сами заслуживаем таких друзей, которых выбираем, и сами как всегда будем расплачиваться за недальновидность выбранной политики.

Е.Ю. ГУСЬКОВА д.и.н., руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1717


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru