Русская линия | 14.08.2007 |
Владыка Кирилл отверг обвинения ряда академиков-атеистов, направивших открытое письмо Президенту, в «клерикализации» страны. «Клерикализация — это когда духовенство берет в свои руки светскую власть. Вот если бы митрополит был министром по делам науки, и уважаемые академики приходили бы к нему за инструкциями, вот это была бы клерикализация», — пояснил он.
Митрополит Кирилл отметил, что иначе отнесся бы к письму академиков, если бы там были подписи Андрея Сахарова и Александра Солженицына, которые еще в советские годы «возвышали свой голос, защищая права людей». То, что авторы «письма десяти» в советский период ничего не писали властям по поводу ущемления прав человека, по словам митрополита Кирилла, «побуждает думать, что-то, что тогда происходило, устраивало этих людей». «Я хотел бы поговорить с этими людьми по-человечески, в спокойной обстановке, а не в политизированном ключе, без какого-то ненужного пиара», — сказал владыка.
Он добавил, что сегодня главный пафос работы Церкви — гармонично сочетать ее интересы с интересами всего общества. «Мы не уйдем в изоляцию и будем в диалоге с людьми самых разных взглядов, в том числе и с академиками», — заявил представитель Церкви.
Митрополит Кирилл высказался также по вопросу воссоединения РПЦ и РПЦЗ. По его словам, для окончательного объединения потребуется «пятилетний период трансформации». «Во время этого периода будут проходить собрания духовенства, епископата, верующих — как нашего духовенства, так и Русской Зарубежной Церкви», — сказал митрополит. Он отметил, что на этих собраниях будет вырабатываться «модель, которая должна будет реализовываться после окончательной трансформации».
На сегодняшний день, добавил владыка, в РПЦ удовлетворены итогами первых трех месяцев после подписания Акта о каноническом общении, которым было преодолено 80-летнее разделение Русской Церкви. «В соответствии с концепцией объединения, на сегодняшний день достигнуто все то, что предполагалось», — сказал владыка Кирилл. Он уточнил, что имеет в виду не только текст соглашения о воссоединении обеих частей Русской Церкви, но и методологию этого воссоединения, а также напомнил, что РПЦ и РПЦЗ были разделены на протяжении десятков лет, чем и объясняются возможные возникновения некоторых противоречий. «Разделение было болезненным. За эти годы две общины сформировали свой образ жизни», — отметил владыка Кирилл.
По его словам, между укладами жизни РПЦ и РПЦЗ было много общего, но были и нюансы. «Было бы совершенно наивно предполагать, что в момент подписания акта все это в одночасье было бы преодолено», — считает митрополит Кирилл. Владыка добавил, что в процессе переговоров об объединении обе Церкви выработали общие точки зрения по тем проблемам, которые их разъединяли.
Владыка Кирилл не обошел вниманием и активно обсуждаемое церковными и светскими СМИ обращение епископа Диомида. На его взгляд, письмо за подписью епископа Чукотского Диомида с критикой в адрес иерархов, сотрудничающих с властью и ведущих диалог с христианами других конфессий, было специально инспирировано отдельными политическими группами в преддверии выборов. «Святые отцы уважительно относились к государственной языческой власти. Церковь никогда не уходила в сторону от диалога с властями. Почему это надо сделать сейчас, в преддверии декабрьских выборов и выборов президента?» — заявил он. По словам митрополита Кирилла, ему известны имена людей, стоящих за появлением «так называемого письма Диомида».
При этом председатель ОВЦС заметил, что сам он не уверен в авторстве владыки Диомида и будет на этом настаивать, пока сам с ним не поговорит. «Я встречался с епископом Диомидом до этого, храню в памяти добрый образ владыки и не хотел бы его разрушать», — сказал митрополит Кирилл.
По его мнению, у «так называемого письма Диомида», как и у письма академиков, недовольных «клерикализацией общества», одна и та же цель — заставить Церковь уйти в изоляцию. Однако это, по словам митрополита, противоречит самой природе Церкви. «Уход в изоляцию означает для Русской Православной Церкви отказаться от миссии преобразования общества», — пояснил митрополит Кирилл, напомнив, что даже в советское время, когда Церковь была гонима, она не отказывалась от воздействия на общество".
Русская линия