Русская линия | 02.08.2007 |
Постеры с упоминанием этого титула были развешаны в порту Каракой, где пришвартовано судно. В связи с этим турецкие военные власти распорядились удалить «неуместные» надписи, но американская сторона отказалась выполнить это требование. В качестве ответного шага губернатор Стамбула Муаммер Гюлер дал указание вице-губернатору, который должен был представлять на приеме местную власть, не принимать участие в мероприятии. Таким же образом поступили и некоторые другие высокопоставленные приглашенные. Что же касается Патриарха Варфоломея, то, по сообщениям газет, он ушел с приема раньше времени.
Между тем, как прокомментировал ситуацию представитель посольства, «всем хорошо известно, что США признают Патриарха Вселенским». США неоднократно выступали с заявлением о том, что считают статус Константинопольского Патриархата «Вселенским». «Уже много лет США выражают турецким властям свое беспокойство о положении Вселенского Патриархата», — отмечается, к примеру, в заявлении представителя госдепа США Адама Эрели, сделанном в декабре 2005 года.
Скандал, случившийся в Турции, во многом является отражением тех проблем, которые накопились и в отношениях между Православными поместными Церквами и требуют деликатного осторожного разрешения, основанного на корпусе канонического права, выработанного во времена Вселенских соборов. Среди этих проблем, к примеру, можно отметить такую, как проблема епископского управлениями диаспорами и их окормления. Ведь не секрет, что сегодня в одном городе часто оказываются несколько управляющих епископов, принадлежащих к разным юрисдикциям одной Православной Церкви, что в принципе противоречит самой сути Православия (Будет одно стадо и один Пастырь. Иоан.10.16).
Разрешения требует и проблема, связанная со статусом Константинопольского Патриарха, отношение к которому в православном мире не однозначное. С одной стороны, вселенский титул Предстоятеля Константинопольской Церкви является историческим, но с другой — он никогда не давал ему права вмешиваться в дела других поместных Церквей, что сегодня приходится наблюдать довольно часто. Однако разрешить эту проблему из-за нечеткости канонических границ (которые сегодня не имеют определения в каноническом праве) поместных Церквей, особенно в новообразованных государствах, не имевших традиционных архиерейских кафедр, например, таких как США. К тому же диаспоры, возникающие в силу различных причин в тех или иных странах, управляются сегодня фактически по национальному, а не по территориальному признаку, что противоречит сути православного вероучения.
Разрешение же этих и других проблем должно произойти соборно. Пока же поместные Церкви сохраняют верность корпусу традиционного канонического права эпохи Вселенских Соборов.
Русская линия