Время новостей | Кирилл Василенко | 15.05.2006 |
Несмотря на официально записанную в декларации собора готовность «уврачевать раны разделения внутри Русской церкви — между ее частями во Отечестве и за рубежом», столь сильно желаемого Москвой воссоединения так и не случилось. Участники собора решили сохранить неизменной форму своей организации — самоуправляемой части поместной русской церкви. То есть ту самую форму, по которой зарубежная церковь существовала более 80 лет.
Формальным препятствием к объединению стала экуменическая деятельность российского духовенства. «Участие Русской православной церкви во Всемирном совете церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы, — говорится в резолюции собора. — Мы с сердечной болью просим священноначалие Русской православной церкви Московского патриархата внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна».
Упреки в адрес Москвы прозвучали и в связи с несогласием российских иерархов покаяться от лица церкви за сотрудничество с безбожной советской властью, за декларацию митрополита Сергия 1927 года. «Священноначалие РПЦ МП продолжает исповедовать сергианство и экуменизм. Нельзя подчиниться такому руководству и не следует включать в резолюцию обещания, что Акт о каноническом общении будет принят», — заявил выступавший на соборе епископ Таврический и Одесский Агафангел.
Впрочем, обещание канонического общения — признание благодати за церковью и возможности сослужения в одном храме — в резолюции собора все же прозвучало. Но его формулировка оказалась настолько обтекаемой, что непонятно, готовы ли церкви объявить свое каноническое единство уже сегодня или планируют сделать это в неопределенном будущем. В тексте говорится лишь о «великой надежде, что в благоприятное для сего время будет восстановлено, на основе Христовой Истины, единство в Русской церкви, открывающее нам возможность служить вместе и причащаться от единой Чаши».
Проявивший осторожность в сближении с российским православием Всезарубежный собор постановил передать вопрос о каноническом единстве с Московским патриархатом на рассмотрение Архиерейского собора РПЦЗ, который пройдет с 15 до 19 мая также в Сан-Франциско. Будет и третья попытка достичь соглашения о воссоединении — на поместном соборе единой русской церкви. «Русская зарубежная церковь в своей среде, на своем соборе не смогла достичь консенсуса и поэтому переносит споры на более широкую дискуссионную площадку», — считает профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев. Упоминание же о поместном соборе, считает он, означает, что «дискуссия еще впереди, что ни зарубежный синод, ни Архиерейский собор РПЦЗ или Московский патриархат не признаются окончательной правомочной инстанцией».
В отличие от отца Андрея Кураева официальные представители Московского патриархата восприняли решение зарубежных коллег максимально дипломатично и сделали вид, что крайне обрадованы решением собора в Сан-Франциско. «Мы с радостью восприняли известие о решении Всезарубежного собора о воссоединении с РПЦ, — заявил зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк. — Это историческое событие знаменует собой окончание раскола, произошедшего после революции 1917 года». Далекие от богословских тонкостей российские политики и вовсе начали комментировать якобы уже свершившееся воссоединение двух церквей. Так например, вице-спикер Госдумы от фракции «Единая Россия» Вячеслав Володин заявил: «Известие об этом знаковом событии с огромной радостью будет воспринято всеми в нашей стране». А лидер КПРФ Геннадий Зюганов заметил, что «объединение русских церквей явится еще одним шагом на пути объединения, к сожалению, ныне разделенного русского народа».