Русская линия | 25.07.2007 |
«Синагога для евреев была не только молельным домом, но и центром общины. В этой связи понятно, почему даже евреи-атеисты, по крайней мере, многие из них, и я в том числе, считают возможным и оправданным в настоящее время известную материальную поддержку синагог», — писал В. Гинзбург в своей статье в 2004 году. Он подчеркивал, что такую же позицию занимает Российский еврейский конгресс, являющийся «светской организацией», и добавляет, что «поддержка синагог в Израиле со стороны государства также, конечно, в определенных пределах естественна».
Отмечая «решающую роль» иудаизма в том, что евреи за многие столетия не ассимилировались, оказавшись в изгнании, академик в то же время утверждал, что «неизбежное и полное», по его словам, торжество атеизма вовсе не приведет к «тотальной ассимиляции евреев». По его мнению, «существует чувство более универсальное и даже глубокое, чем религия, и тоже препятствующее ассимиляции в диаспоре, — национальное чувство». В случае с евреями, по его словам, «несомненным проявлением национального чувства является также симпатия к Израилю и желание, чтобы он процветал».
В этой связи В. Гинзбург рассказал, как при получении в 1995 году международной премии Вольфа, присуждаемой в Израиле представителям ряда специальностей, в частности, физикам, он сказал жюри следующие слова: «Я атеист, но мои родители были евреями, и я счастлив, что существует Израиль, где может найти приют любой еврей».
Напомним, что на днях В. Гинзбург, сменивший в последнее время свои ученые занятия на идеологическую войну с Православием, от имени десяти академиков направил в адрес Президента России открытое письмо, в котором выразил решительный протест против «все возрастающей клерикализацией российского общества» и потребовал запретить в российских школах преподавание «Основ православной культуры».
Русская линия