Русская линия
Правая.Ru Денис Ступников12.05.2006 

Метафизика двенадцати месяцев

Май и Декабрь являются подлинными королями годового цикла. В эти месяцы каждому из нас дано значительно больше, чем в прочие. При верном распределении времени и сил в данные периоды можно осуществить солидный задел на все оставшиеся месяцы

Этот май стал для меня воистину волшебным и щедрым временем. В душе воцарился несокрушимый покой, помыслы пришли в относительный порядок, замыслы посещают меня сами — и не надо напрягаться ради поиска тем и пищи для размышлений. Со всеми людьми удаётся быть простым, спокойным и естественным, а любые решения оказываются правильными и принимаются легко. Оглядываясь назад, я с удивлением и замиранием понимаю, что так было почти всегда, каждый май, когда я старался не преступать границ…

Блажен тот, кто сверяет свои мысли, чаяния и планы со святцами и месяцесловом, подмечая мистические особенности и подводные камни годового календарного цикла. Такому человеку не страшны ни погодные условия, ни выдуманные снобами и ленивцами «сезонные депрессии». При желании, некие общие закономерности можно отыскать в любой дате. Но в своих предварительных заметках я пока ограничусь самой общей и приблизительной метафизикой каждого из 12-ти месяцев.

Конечно, эти наброски весьма субъективны. Но я интуитивно чую, что нечто подобное испытывали многие из тех, кто прислушивается не только к себе, но и к потусторонним вибрациям. Вот простой пример: каждый, так или иначе, замечал, например, что в преддверии дня рождения начинается череда самых досадных искушений и непредвиденных опасностей. Мой дядя Вячеслав Иванович Кибиткин скончался 19 июня 1995 года — на следующий день после своего дня рождения. До этого он несколько дней пребывал в бессознательном состоянии. Почему СВЫШЕ были выбраны именно эти Числа? Что он испытывал в эти страшные дни? Какое влияние эта роковая нумерология и сей фатальный календаризм оказал на его посмертную судьбу? Вопросы, вопросы…

Май и Декабрь являются подлинными королями годового цикла. В эти месяцы каждому из нас дано значительно больше, чем в прочие. При верном распределении времени и сил в данные периоды можно осуществить солидный задел на все оставшиеся месяцы. «Избранность» обоих месяцев, очевидно, связана с главными христианскими праздниками — Пасхой и Рождеством. Значительная часть мая приходится на Пятидесятницу, время, когда с нами неотступно пребывает Воскресший Господь и, чтобы снискать его Помощь, стоит лишь радостно пропеть тропарь «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…» И ещё, как минимум, три выдающихся события, случившихся в мае, выводят этот месяц на исключительные позиции. Первое — заступничество Святого Георгия Победоносца, чьи подвиги множатся и после Его блаженной кончины, и день памяти которого приходится на 6 мая по новому стилю. Второе — День Победы. Третье — День Славянской Письменности, Святых и Равноапостольных Кирилла и Мефодия 24 мая. Для тех же, кто не признаёт действенности этой щедрой помощи свыше, действует народная этимология слова «май», возводимая к глаголу «маяться».

Все прочие месяцы — окаймляют май и декабрь, расходясь от них наподобие концентрических кругов. Предшествующий маю Апрель куда как более противоречив и неоднозначен. Светские люди всё больше связывают его с авитаминозом и беспорядочным ощущением влюблённости. Страсти Христовы наполняют душу каждого, кто был рождён в лоне христианства, нехорошими туманными предчувствиями. И только тем, кто молится и постится, удаётся направить эти бурлящие потоки в правильное созидательное русло. Пасха — уникальный шанс исправиться для всех, только этот шанс пока мало кто использует. Как это горько ни прозвучит, но Светлая Седмица сейчас проходит жутковато. Храмы безнадёжно пустеют уже на следующий день после Светлого Христова Воскресения.

Декабрь — время светлого и таинственного ожидания Рождества Христова. Недаром и сам Рождественский Пост, в отличие от Великого, не несёт в себе особых скорбей и нарекается «весёлым». Так же, как и в мае, в декабре стройно роятся интенсивные творческие импульсы. Но, если весной многие из замыслов и идей выдаются авансом, то в декабре Господь великодушно даёт нам шанс, завершить многое из того, что было запланировано в истекающем году. Возможности многих из нас становятся в данный период подлинно неисчерпаемыми. Ради наиболее (ир)рационального приложения сил Бог может нам даже посылать в декабре различные недуги. В 2004-м буквально за несколько дней до Нового года я сильно простудился и не смог выйти на работу. Валяясь в постели с высокой температурой, я за день умудрился написать на ноутбуке шесть больших статей, чего в редакции за это же время не смог бы сделать в принципе. Так посланная свыше внезапная болесть позволила мне малой кровью выполнить критический объём порученных заданий. Мне кажется, практически все, кто читает эти строки, сможет припомнить из собственного опыта нечто подобное.

Одно из самых страшных и нелепых искушений нынешних декабрей — новогодние корпоративные вечеринки. Они отупляют, развращают, рушат родственные узы, подменяя тепло семейного очага фальшивой, лицемерной и холодной «офисной этикой». Тем, кто уделяет гипертрофированно большое внимание «корпоративам», как правило, недостижима тихая радость Рождества. Январь для таких людей — потерянный месяц, период угрюмой усталости и полнейшего опустошения и отчуждения. Верующим же людям даруется ещё один особый отрезок времени — промежуток от 1 января до Старого Нового Года. В то время, как перепившие менеджеры безуспешно пытаются справиться с хроническим похмельем и всепоглощающей скукой, благочестивые христиане в который раз получают свыше особый кредит возможностей, которые позволяют окончательно рассчитаться с долгами ушедшего года (или даже нескольких последних лет). Об этом свидетельствует великолепное стихотворение Андрея Вознесенского «Старый Новый Год»:

С первого по тринадцатое
нашего января
сами собой набираются
старые номера.
сняли иллюминацию,
но не зажгли свечей…
только в России празднуют
эти двенадцать дней
интервал в ненастиях
через двенадцать лет
вьюгою патриаршею
позамело капот
в строгом непотерявшемся
старое настаёт
будто репатриация.

В отличие от анемичного или медитативного января (это уж — кому как), Февраль чрезмерно бурен, резок, лют, недружелюбен. Экспрессивное пастернаковское «Февраль. Достать чернил и плакать, писать о феврале навзрыд…» по праву стало общим местом для характеристики последнего месяца зимы. И, как спасительный оазис, посреди этой безбрежной истерии христианам послан удивительно спокойный и обнадёживающий праздник Сретения Господня. Праведный Симеон терпеливо ждал прихода Мессии три столетия и получил отпуст в период, когда вокруг всё было наиболее беспокойным и нестабильным.

Март же соткан из вопиющих противоречий между кротким Прощённым Воскресением и разгулом Масленой недели, между аскезой Великого Поста и бесстыдством так называемого Международного женского дня.

Июнь, в основном, проходит на энергетической тяге бездонного мая (см., например, философскую песню Дельфина «Июнь», в которой речь фактически идёт о мае). Чтобы сохранить в этом месяце мир и покой в душе, достаточно как можно чаще смотреть на небо. Поразительное единодушие в этом вопросе проявляют такие разные по стилистике и мировоззрениям рок-группы, как «Инструкция По Выживанию» («Погляди на Небо») и «Моральный Кодекс» («Я тебя люблю»).

Петров Пост подготавливает христиан к новым испытаниям. В разгар Июля — ко Дню Петра и Павла (12-е число) — нужно быть активным, сосредоточенным и решительным, как первоверховные апостолы. Ибо всеобъемлющее чувство расслабленности, лени и апатии в июле явно начинают доминировать. К Августу оно достигают предельной концентрации. И здесь подгонять события не след, смутный период желательно просто спокойно и неторопливо перетерпеть. Кому-то поможет Успенский Пост и путешествие в глубины духа, а кто-то ограничивается географическими странствиями. Излишняя беззаботность чревата катастрофами самых разных масштабов. Достаточно вспомнить путч 1991 года, взрыв на Пушкинской, пожар в Останкино, гибель подводной лодки «Курск».

Сентябрь — начало нового цикла. Недаром в допетровской России Новый год праздновали 1 сентября. Сейчас этот месяц ассоциируется у многих с торжеством удушливой казёнщины, связанной с показушными празднованиями начала учебного года в школах и ВУЗах. Сентябрь равноудален от спасительных мая и декабря, что, видимо, наполняет его исключительной тяжестью. В сентябре Православная Церковь отмечает одну из самых жутких своих дат — Усекновение Главы Иоанна Крестителя (11-го числа). И в сентябре же разыгралась трагедия Беслана…


Надежда и утешение приходят в Октябре. Этот месяц течёт под надёжным заступничеством Всемилостивой Богоматери, которая в кризисный момент дарует всем страждущим свой спасительный Покров (14 октября). Первый снег действует, словно транквилизатор и болеутоляющее. Дополнительные стимуляторы теряют смысл и власть. Окончательное умиротворение должно возобладать в Ноябре. Раньше он был яблоком раздора из-за годовщины Великой Октябрьской революции. Но теперь перенос праздника на 4 ноября — день освобождения Москвы от польской интервенции заступничеством Казанской Иконы Божьей Матери — должен восстановить в обществе утраченное равновесие.

Дальнейшее изучение метафизики календарных дат призвано окончательно синхронизировать наши будничные ритмы с реальностью мистических свершений. А пока наиболее интуитивные творцы пытаются наугад выстроить собственные «месяцесловы» — как это, например, сделали «Смысловые Галлюцинации» в песне «Апрель»:

Апрель научил нас любить,
Май научил нас мечтать,
Январь научил меня жить
Февраль научил меня ждать…

http://www.pravaya.ru/column/7612


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика