Русская линия
Православный Санкт-Петербург Татьяна Миронова11.05.2006 

Мы — народ слова, племя света

Сегодня мы поговорим о происхождении слова славяне и нашего национального имени русский. Любой народ, по библейской многотысячелетней традиции, имеет общих единокровных предков. И каждый из нас, русских, числит в своих предках и князя Александра Невского, и Кузьму Минина, и Александра Васильевича Суворова, и Михаила Васильевича Ломоносова… Все они — наши кровные предшественники. Всякий народ хранит общие установления и законы. Наши русские нравственные законы не позволяют нам как нации быть жестоким к слабым народам, отказывать просящим у нас помощи, кичиться перед другими государствами своим умом и достижениями. Каждый народ помнит, что у него одна на всех история. Также и для русских иго татарское, нашествие французское, Первая и Вторая мировые войны, сегодняшнее порабощение инородцами — это наша общая судьба, испытание, данное Богом всему народу, чтобы в освобождении от ига, от беды, мы могли проявить свою национальную волю к жизни. Укорененность в своем Отечестве тоже объединяет нас в народы. И русское великое пространство — от Белого моря до Черного, от Тихого океана до Центральной Европы — это родная наша Русская земля. Мы как русский народ в целом исповедуем Православие, которое одно определяет наше предназначение и смысл нашего существования в очах Божиих. И наконец у нас, у русских, как у всякого народа, один язык. И именно язык определяет наш национальный характер и мировоззрение. Ведь недаром у славян понятие народ заключено в слове язык, с языком нашим мы связываем свою национальную суть.

Так кто же мы, народ, именующий себя славянами и русскими? Самоназвание народа может восходить к различным понятиям, с которыми народ сам себя связывает, выражая тем самым свой идеал человеческого совершенства. В своем имени народ может утверждать: «Мы — люди, а другие — нет». Марийцы, например, называют себя мари, что значит человек. Цыгане именуют себя рома, что тоже значит человек. Чукчи называют свой народ легероветлян, т. е. настоящие люди, имея в виду, что остальные люди не настоящие. И в этом их нельзя укорять — такова древняя психология народа, выбравшего себе такое имя. Народ может именовать себя и так — мы, свои, а это значит, что другие — чужие. Так называются шведы, швабы, в имени которых корень — свой. Народ принимает на себя порой имя своего великого предка или вождя, тем самым обозначая свой жизненный идеал. Так по имени легендарного предка прозываются чехи. Есть названия народов, в которых явно слышится имя их древней родины. Таковы поляки, украинцы, итальянцы. И наконец, самое трагичное, когда вместо родного племенного имени народ принимает на себя прозвище, каким он зовется у других народов. Это бывает очень редко и свидетельствует о духовной исчерпанности народных сил.

Вот народ, который мы, русские, называем немцами, а прежде мы всех иностранцев называли немцами, поскольку они не понимали нашей речи и были для нас будто немые. Так вот, мы зовем немцев немцами, французы зовут их алиманами, англичане их именуют джёмен, но сами-то они называют и всегда называли себя только дойч. Или вот нас, русских, латыши и литовцы издревле именуют кривос, финны столетиями называют вене, но нам и в голову не приходило принять какое-либо из этих названий. Так почему же сегодня мы покорно принимаем чуждое для русских имя россиянин? Это что? Свидетельство нашей национальной исчерпанности?..

О чем же говорит племенное имя славяне? Славяне, естественно, связываются с понятием о речи и о слове, славяне — это те, кто говорит понятно и разумно, в отличие от других. То есть вернемся к тому же, славяне — это свои, разумно говорящие, понятные друг другу, в отличие от чужих. Глагол «слыть» и существительное «слово» — вот корни названия славянин. В старину, повторяю, всякий народ заключал в свое имя свой идеал человеческого совершенства. Славяне — от высшего изображения понятия «слово», от единственного орудия мирной общительности. Это люди, выражающие осмысленным словом невещественные сокровища мысли. Так мы себя видели в древности. И каким же издевательством на фоне этой ясности смысла нашего племенного имени выглядит псевдонаучное толкование имени славяне, как жители влажных долин, короче, болотные обитатели.

Другое наше имя — русский — как только ни пытались исказить! Корень этого слова кому и чему только не пытались приписать! Одна теория утверждает, что так назывались норманны, пришедшие «володеть русскими» в X веке. То есть якобы имя наше нам дано чужеземцами, этакое прозвище, кличка… Другая теория говорит, что имя русский взято по названию крохотного притока Днепра реки Рось. Но по названиям рек народы никогда себя не прозывали. Блестящее решение этого важнейшего для русских вопроса дал академик Трубачев. Он доказал, что имя русский восходит к корню славянскому и индоарийскому, этот корень звучал в древности как рукс или рокс, что значит белый, светлый. Русый — значит белый народ, народ света. Сохранились эти понятия в названии русые волосы, заяц русак, и главное, имя нашей Родины — Русь — прежде исконно означало Белый Свет.

Обратите внимание на идеал человеческого совершенства, который заключен в этих наших племенных именах: славяне — народ слова, русский — народ светлый, белый. А затем эти древние понятия при принятии славянами христианства ожили и промыслительно преобразовались, вбирая в себя новые священные смыслы — Святая Русь, Белый Царь, Русское Православие.

И вот сегодня я возвращаюсь к этой горькой мысли, мы допустили, что имя наше — русские — терпит и гонения, и клевету. А о том, что мы славяне, порой мало уже кто и помнит. Кто только ни кинулся, будто по команде затравщика, грызть, с остервенением рвать наше светлое, святое имя. Это старый, не раз испробованный прием. Там, где славное имя нельзя сразу уничтожить, а уничтожить наше имя можно только вместе с русским народом, — его нужно оболгать, навязать ему чуждые значения, сделать его посмешищем, символом глупости. Словом, так отвратить от него умных и так запутать невежд, что они с готовностью откажутся от него, с радостью примут другое, лишь бы не позорить себя причастностью к ошельмованному имени. Нашим именем русский, открыто издеваясь над нами, называют ныне то, что русским никак не является. Как поганые грибы множатся: русское лото, Русский Банк, русский проект, Русское радио. Сейчас появился проект захоронения ядерных отходов под названием — вы только вслушайтесь! — «Могильник «Русь». Это официальное название проекта захоронений мировых ядерных отходов в России. Белый Свет хотят похоронить в радиоактивной грязи!.. Многие из этих проектов, предприятий, использующих наше имя, уже показали себя, кто безсовестным обиралой, кто грязным развратником, кто жуликом, кто проходимцем. А пошерстите хозяев этих так называемых русских заведений — там вы не найдете ни одного русского! Русским лото владеют чеченцы. Русское видео всегда было в руках у евреев. А Русское радио прямо заявляет, что оно русское только потому, что вещает на русском языке.

В то же время у действительно русских их национальное имя отнимают или искажают его. Так появляются в прессе и в эфире абсурдные фигуры — татарстанец Иванов, карелец Сидоров, башкортостанец Петров… а все они вместе взятые именуются россияне, будто подкидыши из никому неведомого племени. А ведь национальность — это неотъемлемая часть нашего родового имени. Смотрите, мы носим христианское имя, с ним мы предстоим пред Богом и различаемся в семье. Мы имеем отчество, это прозывание по отцу. Так нашу семью Ивановичей, Семеновичей или Петровичей отличают в нашем роде. Мы имеем фамилию, и она отличает наш род в нашем городе, селе от других русских родов. И, наконец, частью нашего имени является то, что мы — русские, или татары, или эвенки, или буряты… И это отличает нас от других народов, в стране, в мире. Я повторяю: национальность — это часть имени, и отнять, изъять эту часть имени (как изъяли ее, например, из паспорта) все равно, что изъять у вас фамилию или отчество, или крестное имя.

Одни из нас видят в этих манипуляциях именем русский просто неприкрытое издевательство. Каково русскому человеку изо дня в день слышать: татарин Саитов, чеченец Умалатов, но россиянин Кузнецов… Другие усматривают в подмене застарелую болезнь прежде большевистского, а ныне демократического интернационализма. Раньше имя русский вытеснялось безродным советский, теперь оно изгоняется при помощи безродного россиянин. Но все мы понимаем, что тонкая игра, затеянная с нашим национальным именем, есть расчетливая обработка национального рассудка и памяти. И многие русские, кто привык к советской кличке, очень легко поменяли ее на россиянин. Так бездомный, безродный пес откликается на любое прозвище, лишь бы покормили.

А нынешним во власти и нужны именно россияне, а не русские. Потому что русские помнят, что у них есть Отечество, что у них одна судьба, общая вера и язык. И история не раз показывала, что с русскими иметь дело трудно и опасно. А вот россияне себя в ней еще никак не проявили, и затащить их в эту всеобщую глобализацию, равно как американцев, британцев, азиатов… очень легко.

Итак, славяне — народ слова, русские — племя света, нация белых, светлых людей. Помните свои высокие имена, будьте их достойны и никому не дозволяйте над ними глумиться, на них клеветать, держитесь за них, как за якорь нашего будущего возрождения.

Татьяна МИРОНОВА, доктор филологических наук

Мы — не на уровне задачи,
Когда, пуская легкий дым,
В кругу
О Родине судачим:
Шумим!
Корим!
Боготворим!
Да, путь ее и многотруден,
И объясним не всякий раз…
Но Русь была,
И есть,
И будет
До нас,
При нас
И после нас.

Виктор Коротаев

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n173/ta001.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика