Русская линия
Фома Сергей Кравец11.05.2006 

Священник обязан быть интеллектуалом
Зачем Церкви своя энциклопедия?

Центр «Православная Энциклопедия» был создан в середине 90-х годов на базе церковно-научного издательства Валаамского монастыря. Назвать точную дату его появления сложно. По словам работников издательства, процесс этот был постепенным, потому днем рождения Центра считается февраль 1991 года — месяц основания издательства.

Подготовка к выпуску энциклопедии началась в 1997 году, но работа сразу же натолкнулась на самую банальную проблему — отсутствие денег. Ситуацию осложняла специфика подобных изданий: из-за системы перекрестных ссылок нельзя выпустить первый том, пока не будут продуманы материалы последнего. Тогда на помощь Центру пришло государство. В марте 98-го был подписан Указ Президента о поддержке Православной Энциклопедии, и в 99-ом началась работа непосредственно над текстами. А к Рождеству 2000 года вышел первый том.

Начиная с 2000 года, в свет ежегодно выходит два тома Православной Энциклопедии. Насколько необходим сегодня подобный труд? Возможно ли объять весь опыт Православной Церкви в одном издании? Об этом мы беседуем с руководителем Центра «Православная Энциклопедия» Сергеем Леонидовичем КРАВЦОМ.

Сергей Леонидович КРАВЕЦ родился в 1962 году. В 1984 году окончил факультет журналистики МГУ, защитил в Институте философии АН СССР диссертацию на тему «Эстетика Павла Флоренского». Автор многих работ по философии, истории, литературе. Работал в журнале «Литературная учеба», в издательстве Валаамского монастыря. Организатор и руководитель Центра «Православная энциклопедия». С 2002 года ответственный редактор «Большой российской энциклопедии».

— Сергей Леонидович, в чем Ваша основная задача, для чего вообще необходима Православная Энциклопедия?

— Причин много. В нашем сегодняшнем мире царит настоящая путаница. Человек и сам, зачастую, не замечает, как переходит из одной системы религиозных ценностей в другую. Нужно расставить все на свои места, объяснить, что вот это характерно для буддизма, а это — для протестантизма.

Да и наука, причем не только церковная, давно нуждается в подобном труде. В нашей стране долгое время существовал настоящий голод на хорошую научную церковную литературу. Я помню, как в 70−80-е годы мои коллеги постоянно добывали где-то ксерокопии книг, которые даже не были запрещены… Их просто не печатали. Флоренский, Лосев, другие известные православные ученые…

Ну и, наконец, весь громадный опыт, накопленный Церковью за двухтысячелетнюю историю, нуждается в систематизации. К слову сказать, на Западе эта работа проделана уже очень давно. Существуют аналогичные нашей католические и протестантские энциклопедии, вышедшие во Франции и Германии. Но о восточном христианстве, истории Восточной Церкви в них упоминается довольно поверхностно. И это понятно: составителей гораздо больше интересовала история западного христианства.

В России издать свою энциклопедию собирались еще в начале ХХ века, но ни одна попытка так и не увенчалась успехом. Энциклопедия Лопухина по большей части состояла из статей, взятых из тех же протестантских энциклопедий, да и закончилась она на букве «К». Сегодня этот труд по всем показателям окончательно устарел. Мы даже не смогли взять его за основу своей работы.

Столь же неудачной оказалась и попытка митрополита Ленинградского Антония, предпринятая им в 70-е годы. Тогда удалось лишь собрать материалы. До написания статей дело так и не дошло.

Как видите, и наука и общество нуждаются в нашей работе уже сотню лет.

— Для кого предназначена Ваша энциклопедия?

— Знаете, среди энциклопедий есть определенная градация. Бывают и такие, которые ориентированы на человека с минимумом знаний. Как правило, это даже не энциклопедии, а просто справочники, построенные по алфавитному принципу, содержащие некий набор общих сведений.

А на самом деле, энциклопедия — это научный труд, отражающий взгляд определенной группы людей на мир.

Думаю, наша энциклопедия будет доступна самому широкому кругу читателей, просто каждый почерпнет из нее нужный ему объем информации. Конечно, наше издание предназначено не для отдыха, а для умственного труда. Изначально мы рассчитываем на корпоративного читателя, то есть на библиотеки. Далее идут гуманитарное студенчество, преподаватели и клирики Русской Православной Церкви.

Сегодня 60 процентов наших читателей — светские ученые. В 82 вузах страны наше издание используют как учебник. Что касается иностранцев, то к нам проявляют большой интерес в Германии, Италии, Франции, Сербии, Болгарии, США… Я бы сказал так — мы востребованы либо в Православных странах, либо в странах, где есть интерес к восточному христианству. У нас был ряд презентаций на Западе: во Франкфурте, в Париже, а в Риме целых две — в Ватикане и отдельно для светских вузов. И всегда залы были переполнены.

Конечно, мы востребованы Церковью, и хочется верить, что эта востребованность будет расти. Сегодня наш русский священник просто обязан становиться интеллектуалом. Этого требует время, этого требует паства. Ведь клир всегда был частью интеллигенции. Хоть и являлся отдельным сословием. Но сословие это всегда было книжным.

— В Православной Энциклопедии говорится не только о Православии. В ней есть статьи о других христианских конфессиях и даже о других религиях. Для чего это сделано?

— Как я уже говорил, это должно помочь современному человеку сориентироваться, понять истинные, а не поверхностные различия религий. Ну, а, кроме того, чтобы сохранять добрые взаимоотношения со своими соседями, нужно для начала научиться их понимать. Надо знать, почему живущие бок о бок с нами цивилизации выбирают ту или иную систему ценностей.

Конечно, мы придерживаемся принципа убывающей подробности: очень детально рассматриваем Православие, менее детально другие христианские конфессии и лишь слегка касаемся других религий.

— Не получится ли это слишком поверхностно?

— Надеюсь, что нет. Поверхностно выходит, когда буддизму, скажем, посвящают тысячу коротких общих статей. Мы же хотим оставить их не более пятидесяти, но зато статьи эти будут фундаментальными. Конечно, если в истории Русской Церкви мы стараемся уделить внимание каждому более-менее известному епископу, то у католиков берем лишь наиболее заметные фигуры, а в нехристианских религиях касаемся только мировых лидеров. Но статьи о них не менее подробны, чем статьи о православных святых и иерархах.

Мы активно взаимодействуем с представителями других конфессий и религий. Для нас много пишут католики, мы работаем с протестантами, с 1999 года поддерживаем контакты с Русской Православной Церковью За рубежом, активно взаимодействуем со старообрядцами. Мусульмане тоже помогают нам готовить материалы.

— Ваш Центр выпустил документальный фильм «Земное и небесное». Для чего энциклопедистам заниматься кино и телевидением?

— Сегодня снимать передачи и фильмы о Православии пытаются многие, и многие из них, к сожалению, плохо понимают, с каким материалом им приходится иметь дело.

Я помню свою встречу с группой наших известных режиссеров и их первый вопрос: а вот если делать фильм о Церкви, насколько мы можем выдумывать? Я сказал им: того, что было на самом деле, нарочно никогда не придумаешь. Сюжетов великое множество и они невероятно разнообразны.

Мы начали делать свою телевизионную передачу «Православная энциклопедия», потом сняли фильм «Земное и небесное». Это документальный сериал, посвященный истории Русской Православной Церкви, причем каждую серию в нем ведет новый и совершенно неожиданный человек. Среди ведущих — Юрий Шевчук, Валерий Золотухин, Владимир Ильин, Федор Бондарчук и многие другие… Все это как-то само собой незаметно выросло из нашей работы над энциклопедией. Недавно вышло постановление Патриарха о создании кино-телекомпании «Православная энциклопедия». Это будет самостоятельная организация, которую мы вырастили и поставили на ноги.

Кстати, телевидение и кино — не единственная точка приложения наших сил.

Мы оказались обладателями уникальной информации, оставшейся в архиве редакции, в наших разговорах с авторами, так и не пошедшей в Энциклопедию. Что делать с этим данными? Мы начали еще один проект — интернет-портал Седмица.Ру. Вначале он был ориентирован, главным образом, на журналистов. Предположим, происходит какое-нибудь событие, а мы даем к нему историческую или правовую справку. Бери! Пожалуйста! Нам даже не нужно, чтобы на нас ссылались. Главное — чтобы не делали ошибок.

Но в последнее время оказалось, что это нужно не только журналистам. Портал очень популярен, и мы продолжаем его расширять. Вот недавно выложили ежегодник, справочник с точными названиями епархий и церковных учреждений.

Мы продолжаем искать новых ученых, новых специалистов. К примеру, работая над статьями о русских святых, мы обнаружили, что сегодня мало серьезных светских ученых работают с житиями святых. Мы создали Агиографический совет*, платим гранты за разработки в этой сфере. Мы привлекли церковных краеведов, создали региональные центры. Это вовсе не меценатство! Мы очень эгоистичны, делаем только то, что необходимо для получения конкретного результата. А результат один — энциклопедия выходит.

Не хочу хвалиться, но Православная Энциклопедия действительно помогла российской науке. Многих ученых она просто удержала в стране, когда в конце 90-х они собирались уезжать на Запад: появилась работа, и они остались. Конечно, нельзя сказать, что мы такие уж богатые, но по средним меркам наши работники получают вполне прилично. Зарплата редактора, к примеру, составляет около 14 тысяч. Гонорар за авторский лист от 7 тысяч и выше. Жить можно.

И даже когда последний том энциклопедии выйдет в свет, Центр вряд ли прекратит свое существование. Для нашего коллектива найдутся новые задания и проекты.

Так что думаю, мы еще послужим и Церкви, и светской науке.

Беседовал Алексей СОКОЛОВ.

Материал опубликован в «Фоме» N9 за 2005 год.

Кстати…

Для написания статьи о секретном архиве Ватикана, Центр «Православная Энциклопедия» привлек непосредственно его руководителя, кардинала Хорхе Мехиа.

* * *

Две группы сотрудников Центра постоянно работают в Государственном Архиве Российской Федерации и в архиве ФСБ. В ближайшее время еще одна группа начнет работать в Архиве Президента.

* * *

Тираж Православной Энциклопедии достигает почти 40 тысяч экземпляров, причем около 20 тысяч расходятся в первые же дни после выхода очередного тома. В первую очередь, они уходят в библиотеки и в епархии РПЦ. Сейчас на складе осталась лишь 1 тысяча экземпляров первого тома.

* * *

Православная Энциклопедия станет первым изданием такого рода, в которое предполагается включить статьи обо всех российских новомучениках, а также обо всех святых, канонизированных до разделения Церквей. В предыдущих энциклопедиях такая цель даже не ставилась.

* * *

Изначально предполагалось, что на выпуск Энциклопедии уйдет 12 лет, но уже в процессе работы было решено расширить ее содержание и увеличить количество томов с 25 до 30. В результате, работа займет как минимум 15 лет, а то и больше, потому что в настоящий момент Центру удается выпускать только два тома в год.

* * *

Четыре месяца в году сотрудники Центра живут, практически, на казарменном положении. За два месяца до выпуска каждого тома вводится так называемый «режим сдачи», во время которого многие сотрудники редакции находятся на работе почти круглосуточно. Для этого в Центре оборудовано все необходимое: кухня, душ, помещение для сна.



* Агиография — наука, изучающая жития святых. — Ред.

http://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=65&article=1694

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru