Pravos.org | Борис Йордан | 11.05.2006 |
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, уважаемые делегаты IV Всезарубежного Собора!
Б. А. Йордан |
Судьбы Русской Церкви, Российского государства и русского народа переплетены тесным образом и находятся в руках Божиих. Тяжелейшие потрясения XX века, которые пережил наш народ, показали, что значит отступить от Бога. XX век искалечил судьбы десятков миллионов русских людей. Но Россия выстояла, потому что нельзя убить русский дух, истоки которого в многовековой православной традиции нашего народа.
Русская Православная Церковь всегда была государствообразующей силой общества (вспомним знаменитую формулу Уварова: «православие, самодержавие, народность»). Именно Церковь с момента возникновения государства Российского выполняла и продолжает выполнять консолидирующую функцию и в обществе, и, несмотря на светский характер современной России, в государстве.
Русская Зарубежная Церковь, совершая свою миссию в рассеянии, на территории других стран, выполняла не менее важную функцию — государствосохраняющую, сплачивая русских людей вокруг идеи восстановления великой России. Уже 85 лет Русская Зарубежная Церковь бережно сохраняет подлинные духовные ценности нашего народа. Главная цель ее миссии всегда была в том, чтобы «передать духовные ценности будущим поколениям, подготовить их для службы возрожденной великой Родине». И я хочу подчеркнуть, что она все эти годы успешно выполняла свою миссию, несмотря на огромные трудности своего существования на территориях других стран. Она сплачивала вокруг себя русских людей, давала им духовные силы, истинную веру, светлую надежду и настоящую любовь к России. Но сегодня пришло время думать о будущем нашей Церкви.
Для меня как для сына Русской Зарубежной Церкви является большой честью принимать участие в этом историческом Всезарубежном Соборе. Это особо знаменательно для меня еще и потому, что на прошлом Всезарубежном Соборе 1974 года выступал мой отец — Алексей Борисович Йордан. Особое значение для меня и моей семьи имеет тот факт, что в последний день своей земной жизни, 20 августа 2002 года, за несколько часов до своей кончины, он написал письмо Митрополиту Лавру, в котором говорил о необходимости начать переговоры с Московской Патриархией по поводу объединения. Отец почти десять лет подряд по нескольку раз в году бывал на Родине. Он объехал почти всю страну, встречался с разными людьми — священниками и военными, чиновниками и бизнесменами, беззаветно отдавая себя делу возрождения кадетских корпусов. Он прекрасно понимал, что только на принципах симфонии государства и Церкви можно построить новую сильную Россию и воспитать молодое поколение, достойное славы своих предков. Он прилагал все усилия для того, чтобы в каждом кадетском корпусе преподавался закон Божий, был храм или часовня. По его глубокому убеждению, большую роль в процессе духовного возрождения России должна играть именно Зарубежная Церковь, которая не может стоять в стороне от тех процессов, которые происходят на Родине. Веря в великое будущее своего Отечества, мой отец был преемником многих поколений русских эмигрантов, которые жили этой верой до последних дней и воспитывали в этой вере своих детей. Для них это было не призрачной мечтой, а основным духовным стержнем, на котором строилась вся жизнь.
Мне посчастливилось прожить в России последние пятнадцать лет. Для истории это, конечно, весьма короткий срок, но для современной России эти годы были наполнены такими переменами, которые в других странах проходят долгие десятилетия. Здесь я имею в виду не только изменения в политике и экономике, но, в первую очередь, изменения в духовной жизни страны, в сознании миллионов ее граждан, — те изменения, которые сделали возможными возрождение Русской Православной Церкви и ее выдвижение на одно из ведущих мест в обществе.
Приведу немного статистики — она впечатляет. Общее число приходов Русской Православной Церкви составляет сегодня около 25 тысяч, из них на Россию приходится около 12 тысяч. В то время как в 1988 году у Московского Патриархата было всего 2 академии и 3 семинарии, в настоящее время число духовных учебных заведений выросло более чем в пятнадцать (!) раз, причем появились богословские университеты и институты, где высшее богословское образование могут получить не только будущие священнослужители, но и все желающие, в том числе и женщины. Но, наверное, более всего поражает своими темпами и масштабами возрождение монастырей. Если в 1988 году у РПЦ было всего 18 обителей, причем непосредственно в самой России их было всего 2, то сейчас их около 700, из них на территории Российской Федерации более 300. Сотни тысяч паломников приезжают сегодня в эти святые места.
В этой связи не могу не поделиться своими впечатлениями о поездках в Соловецкий и Валаамский монастыри — особо почитаемые исторические православные центры России. Очевидно, что возрождение этих обителей — это не только заслуга братии. Поистине эти святыни восстанавливаются всей Россией.
Никакие слова не передадут те чувства, которые испытываешь, стоя на Секирной горке на большом Соловецком острове! С горки (ее высота почти 100 метров) в низину спускается очень длинная деревянная лестница к монашескому разрушенному кладбищу, а потом засеянному при большевиках мучениками. Там стоит крест, лежат святые камни. Во времена ГУЛАГа на горе в храме был штрафной изолятор, в котором зимой никогда не топили. Никто больше двух недель не выживал. Заключенным привязывали к спине бревно и сбрасывали вниз с лестницы. На этих островах, намоленных столетиями, вершились страшные изуверства. А сегодня здесь в восстанавливающемся храме на Секирной горке молятся тысячи русских людей! Более 35 000 паломников за 2−3 коротких северных летних месяца приезжает на Соловецкие острова!
Не так давно патриарх Алексий II высказал мнение, что настоящая модель взаимодействия Церкви и государства в России «близка к оптимальной». Чтобы объяснить столь важные слова патриарха, хотелось бы в основных чертах обозначить наиболее главные вехи постсоветской истории Русской Православной Церкви.
В 1990 году произошла окончательная смена курса тогда еще советского государства в отношении Церкви. Был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях», впервые за многие годы праздник Рождества Христова официально был объявлен выходным днем. В том же 1990 году Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Ленинградский (в то время еще Ленинградский) и Новгородский Алексий. С первых же дней своего служения новый патриарх выдвинул тезис о том, что Церковь отделена от государства, но не от общества. Тогда же, в начале 90-х годов, начался масштабный процесс возвращения Церкви храмов и монастырей, стали во множестве открываться духовные школы, стала активно развиваться образовательная, миссионерская, социальная и благотворительная деятельность Церкви, прекращенная в годы революции.
В 1993 году, во время конфликта между Президентом Ельциным и Верховным Советом, патриарх выступил с миротворческой миссией. В своей резиденции в Даниловом монастыре он принял представителей обеих сторон, призывая их прекратить противостояние. Во многом благодаря усилиям патриарха тогда удалось избежать перерастания этого конфликта в гражданскую войну.
На праздник Рождества Христова 1995 года произошло еще одно событие, в которое трудно было поверить еще за несколько месяцев до этого, — была совершена закладка храма Христа Спасителя. Он стал символом объединения Церкви, общества и государства в деле возрождения России.
Очередной важной вехой стало принятие в 1997 году закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В нем признавалась особая роль Православной Церкви в истории России и впервые был употреблен термин «традиционные конфессии». Характерно, что под влиянием Русской Церкви в список традиционных для России конфессий не был внесен католицизм, хотя папа Римский Иоанн Павел II лично просил об этом Президента Ельцина.
В марте 2000 года Президентом России был избран В. В. Путин. Он стал первым правителем России после императора Николая II, открыто заявляющим о своих православных убеждениях. Общеизвестно, что Президент Путин включает в график своих визитов по стране и за рубежом посещения храмов и монастырей, подчеркивая, что эти посещения выходят за рамки официальных и нередко носят сугубо частный характер. Побывал нынешний Президент — первым за всю историю России среди ее правителей! — и на Святой Горе Афон. Наконец, думаю, мы вправе назвать вещи своими именами и сказать, что именно Президент России в сентябре 2003 года дал импульс к сближению двух частей Русской Церкви.
В августе 2000 года в Москве проходил Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором был принят очень важный документ — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В нем определены принципы отношения Церкви к государству, обществу и целому ряду вопросов современности. Очень важно, что подавляющее большинство сформулированных в этом документе концепций и положений разделяется клиром и мирянами Зарубежной Церкви.
Русская Православная Церковь стала в последнее время серьезной общественной силой, которая не только обладает реальной свободой, но и оказывает значительное влияние на общество. Неслучайно современное российское государство, будучи светским, в то же время использует ее духовно-нравственный потенциал и авторитет в обществе для решения социальных проблем, таких как наркомания, алкоголизм, демографический кризис и многих других.
Здесь мне бы хотелось рассказать о своем опыте сотрудничества с Московской Патриархией и лично со Святейшим Патриархом Алексием. С целью возрождения в России кадетских корпусов нами был создан благотворительный Фонд содействия кадетским корпусам. Как вскоре выяснилось, возрождать традиции духовно-патриотического воспитания детей в современной России — дело весьма непростое. Министерство образования и науки Российской Федерации до сих пор занимает достаточно жесткую позицию по отношению к православному воспитанию детей и юношества. Для нас было принципиально важно, чтобы в кадетских корпусах будущие защитники России получали хотя бы самые основные знания о православной вере и Церкви.
В поисках выхода мы не раз встречались со Святейшим Патриархом, и в ходе этих встреч я неизменно находил понимание и поддержку с его стороны. Во многом благодаря именно его содействию нам удалось решить ряд вопросов, касающихся духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах. В настоящее время во многих корпусах кадеты имеют возможность в рамках предмета «Основы православной культуры» получать знания о Церкви, вере и нравственности, а в некоторых корпусах (например в Красноярском крае и Ростовской области) преподается «Закон Божий», что является большим достижением для современной России!
Опираясь на свой опыт жизни в России в последние годы, я со всей ответственностью могу заявить, что появляется все больше людей, которые хотят считать себя наследниками именно Российской империи — великой России, а не Советского Союза. Это связано, главным образом, с тем, что русская цивилизация в таких своих проявлениях, как духовная жизнь и культура, литературное и художественное творчество, достигла своего наивысшего расцвета именно в период Российской империи. Поэтому огромный интерес у наших соотечественников вызывает сегодня история русской эмиграции, которая осознавала себя наследницей великой России и отправилась в изгнание, чтобы сохранить ее духовное наследие и культуру. Это говорит о том, что по мере преодоления наследия советского прошлого бывшие советские люди, а теперь уже и их дети, постепенно осознают то огромное положительное влияние, которое эмиграция может оказать на нынешнее поколение русских людей.
Многие из присутствующих здесь были в замечательном новом здании фонда-библиотеки «Русское зарубежье», которое открылось в сентябре прошлого года на Таганской площади в Москве. Это великолепный научный и культурный центр с пополняющимся архивом и библиотекой, доступными для каждого. Идея его создания принадлежит Александру Исаевичу Солженицыну. Он прошел через все испытания, через ГУЛАГ. Многие помнят его гневное осуждение советской власти на III Всезарубежном Соборе в 1974 году. И вот он, спустя 20 лет после Собора, вернулся в Россию и продолжает работать на благо своей страны.
Убежден, что в этот переломный для нашего Отечества момент русское зарубежье не должно по-фарисейски требовать от тех, кто родился в советское время и пережил страшные годы безбожия, в один момент изменить свои взгляды и усвоить традиционное русское мировоззрение. Если мы осознаем, что нам вверен бесценный дар православной веры, русского предания и традиций, мы должны щедро делиться им с нашими соотечественниками в России, особенно с молодежью. Иначе в скором времени делиться будет уже не с кем: вместе с русским мировоззрением, русской идентичностью, сойдет с арены мировой истории и Россия как великая держава. На ее месте появится территория, населенная русскоговорящими людьми, численность которых год от года будет лишь уменьшаться.
Давайте вспомним о тех сохраненных русской эмиграцией традициях, которые вернулись в Россию. Чрезвычайно востребовано в России оказалось скаутское движение. Наши скаутмастера впервые приехали в новую Россию в начале 1990-х годов. Сколько труда, души и знаний было вложено нашими скаутмастерами в Россию! И есть впечатляющие результаты: по всей стране сейчас действует 9 общероссийских и межрегиональных и 20 региональных организаций, в которые входят около 10 тысяч молодых людей. Только в российском ОРЮР — около 3 тысяч членов, а координация всей работы ОРЮР сейчас перешла в Россию! Таким образом, в Россию был возвращен важный инструмент воспитания молодого поколения на основах любви к Богу и служения Родине.
Другой пример, мне очень близкий. Это сохраненные в рассеянии и переданные в Россию в 1990-е годы кадетские традиции. Сейчас в России более 100 кадетских корпусов. До революции их было около 30. В сегодняшней России это одна из самых эффективных систем образования и, главное, воспитания молодежи для служения России на военном и гражданском поприще.
Очень жаль, что наша Церковь до сих пор стоит в стороне от этих процессов, и это не может не беспокоить!
Если мы протянем руку помощи, уверен, что Россия, русский народ щедро отплатят нам за это. Это поможет и нашей Церкви преодолеть те кризисные явления, которые появились, к сожалению, в последние годы. Так, например, уже сейчас в нашей Церкви чрезвычайно остро стоит кадровый вопрос — не хватает священников, преподавателей семинарий (как, кстати сказать, и самих семинарий), преподавателей воскресных школ. Очевидно, что через интеграцию с Россией и Русской Церковью в Отечестве многие проблемы могут быть решены.
Сегодня надежды православного народа, связанные с воссоединением двух частей Русской Церкви, сильны, как никогда. К нашему Собору приковано внимание миллионов наших соотечественников в России. Это не значит, что тем самым итоги Собора предрешены. Убежден, что мы собрались сегодня не для того, чтобы формально закрепить заранее принятые кем-то решения, а чтобы реально обсудить многие жизненно важные для будущего нашей Церкви вопросы. Но в то же время считаю своим долгом обратить внимание членов Собора на очень важную вещь: какую бы позицию не выработал бы наш Собор, эта позиция должна быть понятна не только иерархам и членам согласительных комиссий, но и верующему народу в России и за рубежом. Только в этом случае Зарубежная Церковь сохранит свой высокий авторитет на Родине. Важно, чтобы православные люди в России не пришли к выводу, что Русская Зарубежная Церковь — такая, какую они когда-то почитали и любили, — оказалась чуждой России, не сумев понять ее современную жизнь и живя лишь устаревшими мифами о ней.
К великому сожалению, до сих пор в умах и душах русских людей продолжается гражданская война. По-прежнему в русском обществе присутствует разделение на своих и чужих, белых и красных. На мой взгляд, сегодня важно, чтобы Русская Православная Церковь примером объединения двух своих частей навсегда поставила точку в этих бессмысленных и бесплодных спорах. Поэтому для России как никогда важен этот прецедент объединения. Если этого не будет сейчас, то, по моему глубочайшему убеждению, может быть совершена великая историческая ошибка, которая может стать роковой не только для Церкви, но и для всего русского народа, как в России, так и в зарубежье. Ведь сегодня угроза разобщения и раскола общества нависла не только над русскими, живущими в России, но и над теми, кто живет за ее пределами, — то есть над всеми нами. Печальный тому пример — то, что от нашей Церкви уже отошла не только определенная часть священников и мирян, но и даже некоторые иерархи! Давайте же все вместе осознаем, что в отрыве от своих корней наша Церковь рискует перестать быть русской (подчеркиваю!) Церковью — русской не по национальной принадлежности своих чад, а по своему самосознанию, в котором национальное начало всегда подчинялось духовному.
Я — внук русского офицера, полковника Добровольческой армии. Для моего деда, отца и для меня Зарубежная Церковь всегда была хранительницей не только православной веры, но и русской культуры. Благодаря нашей Церкви мы всегда чувствовали и осознавали себя частью России, носителями ее традиций и культуры, независимо от того, где бы мы ни родились. Вернувшись 15 лет назад на Родину, мне очень хотелось бы, чтобы моя семья, мои дети, которые родились в России, могли с чистой совестью молиться и причащаться в храмах Русской Православной Церкви, ощущать себя детьми единой Матери-Церкви. В этих храмах когда-то молились наши деды и прадеды. А сегодня — их внуки и правнуки. В этом я вижу духовную историческую связь поколений, завершение трудного пути, символическое возвращение наших прадедов в Россию, «на круги своя».
А это значит, что наши деды не зря посвятили себя борьбе с большевизмом, не зря положили жизнь за свободу России, ее освобождение от безбожной власти. Чтобы пришло время, когда известные слова из Устава нашей Церкви стали бы не актуальными.
Cегодня на каждом из нас лежит личная ответственность, и я надеюсь, что каждый участник нашего Собора будет формировать свою позицию по всем обсуждаемым нами вопросам, полностью осознавая эту ответственность перед Церковью, перед Россией, перед православным зарубежьем, перед нашими предками и потомками. Для меня нет сомнения, что в настоящее время нам предоставлена уникальная возможность, данная нам Промыслом Божиим, когда мы можем не только сохранить нашу Церковь, но и заложить основу для ее будущего, а также внести свой вклад в духовное возрождение России, созидая вместе с ней, а не пассивно наблюдая со стороны за происходящими процессами.
Отнюдь не закрывая глаза на существующие трудности переговорного процесса, в то же время хотел бы сказать следующее: как православный христианин я ощущаю себя чадом единой Русской Православной Церкви, как верный сын Зарубежной Церкви, которая меня воспитала и взрастила, я готов вместе с ней пройти до конца тот исторический путь, который ей предначертан свыше.
Искренне благодарю Высокопреосвященного владыку митрополита Лавра и организаторов Собора за то, что мне была предоставлена возможность высказать свое мнение. Да укрепит всех нас Господь перед чудотворным образом Курской-Коренной иконы Божией Матери в наших трудах на благо единой Русской Церкви