Русская линия
Седмицa.RuМитрополит Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских)11.05.2006 

Жизнь православного Сахалина
Интервью епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила

Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил
Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил
— Владыка, уже около 5 лет Вы возглавляете самую восточную епархию Русской Православной Церкви. Помните ли Вы, с какими опасениями и надеждами прибыли на место своего служения? Насколько они оправдались?

— Человек, разумеется, никогда не отправляется в новое место, не узнав всех обстоятельств, которые могут ему там встретиться. Последним местом моего послушания была Троице-Сергиева Лавра, благочинным которой я являлся. В Московской Духовной семинарии учились ребята со всех концов страны, в том числе и сахалинцы. Узнав о моем назначении, они пришли ко мне и рассказали о ситуации на острове.

Больше всего, конечно, их беспокоило, и это волнение мне передалось, что на Сахалин идет массированный натиск сект. На территории области действует 70 конфессий, а общее количество религиозных организаций — 135. Первое место среди них, по численности прихожан, занимает Русская Православная Церковь, далее следуют секты протестантского толка, в том числе корейского происхождения. Этим сектам существенно помогают их головные офисы, расположенные в сопредельных государствах, а за офисами, зачастую, стоят государственные организации, как, например, за корейской «Церковью открытого евангелия».

Россия в глазах многих наших соседей остается лакомым пирогом, а, как известно, мышки, нацелясь на пирог, начинают его обгладывать с краев. Положение усугубляется тем, что большая часть сахалинцев принадлежит к Православию скорее только по факту своего рождения. Приведу аналогию — дереву для нормального развития нужна хорошая корневая система. Так вот, у Православной Церкви на Сахалине корневая система в этом смысле почти отсутствует. И до революции положение было непростым — на весь остров насчитывалось десять приходов, они были в большинстве своем номинальными. В XX столетии все было уничтожено. Одичание сердец человеческих, их оторванность от отеческой веры была очень заметной. Ситуация, слава Богу, меняется, меняется настроение людей. Некоторые, покинувшие остров в первое перестроечное десятилетие, возвращаются.

— Что сегодня представляет собой Сахалинская епархия?

— Милостью Божией епархия развивается. За четыре с половиной года моего служения у нас прибавился 21 священник. Это, по нашим дальневосточным меркам, очень много. Всего в епархии 42 прихода и 50 клириков. Количество приходов ни о чем не говорит, если не сопоставлять его с численностью населения, а в Сахалинской области всего 500 с небольшим тысяч жителей.

Открылся первый на Сахалине мужской монастырь в городе Корсакове. Там пока всего несколько человек братии. Нужно помнить, что монашество — это лакмусовая бумажка мира. Если люди оставляют мир и идут в монастырь, значит, стремление к жертвенному служению Богу еще присутствует в их сердцах и умах.

Здания монастыря, к сожалению, в ужасном состоянии. Когда его передали на баланс епархии 10 лет назад, то официально было записано, что у строений износ составляет 75%. Климат на Сахалине — особый, и строительные материалы имеют меньший срок службы, чем на материке. Нам постоянно приходиться буквально латать дыры, и братии жить в таких условиях очень сложно: даже элементарные бытовые условия, зачастую, отсутствуют. Но, мы должны молиться и трудиться по мере сил. Здание все-таки не первично, самое главное — это подлинно монашеский духовный настрой. Слава Богу, братии прибавляется. Один священник из Омска, побывав у нас на богослужении в соборе, и увидев столько братии, был по-хорошему удивлен. А ведь он сравнивал со своей Омской епархией — одной из самых старых в Сибири и более густонаселенной.

Нашей епархии в этом году исполняется всего 13 лет. Рассказывая о ней, я всегда провожу аналогию с подрастающим человеком. От 13-летнего человека можно ли ожидать больших свершений? Конечно, нет, ведь это еще далеко не возраст зрелости.

— Вы упомянули о значительном количестве сект, действующих на Сахалине. А есть ли какие-то методы противодействия их пропаганде?

— Самый главный метод дан в Евангелии словами Спасителя: «Тако да просветиться свет ваш пред человеки, чтобы они, видя ваши добрые дела, прославили Отца вашего на небесех» (Мф 5:16). Мы должны нести людям этот свет и эту подлинно христианскую любовь. Словесные аргументы не всегда убедительны. Для людей, несведущих глубины богословских вопросов, важно видеть красоту православного богослужения, пения, иконы и убранства храма, его особую атмосферу — то, чего нет у сектантов. К сожалению, у нас ни один храм пока не расписан.

-А есть на Сахалине свои иконописцы? Как вообще обстоит дело с образованием будущих церковнослужителей?

Две девушки из нашей епархии учатся в иконописной школе Московской Духовной семинарии. У нас действуют годичные духовные курсы, которые готовят кадры чтецов, регентов церковных хоров и преподавателей воскресных школ, открыт духовно-просветительский лекторий для всех желающих. При Миссионерском отделе епархии организовано братство во имя св. блгв. князя Александра Невского, при котором создан клуб спортивной подготовки молодежи. Ребята занимаются русскими единоборствами, а после этих занятий с ними проводятся беседы на духовные темы, об истории и значении Православия в жизни нашего Отечества.

Год назад в Южно-Сахалинске начал работу филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Университет для нас особенно важен и привлекателен тем, что в нем могут учиться и получать богословское образование женщины. Для нас это — большое подспорье. На Сахалине уровень богословских знаний священнослужителей и мирян примерно одинаков, ведь клирики епархии — это в большинстве своем вчерашние военнослужащие, моряки, т. е. люди, имеющие только светское образование. С открытием филиала ПСТГУ мы видим, как жажда духовных знаний наших батюшек находит свое удовлетворение. Некоторые из них учились на заочном секторе в МДАиС, но это было очень сложно.

Между Москвой и Сахалином разница во времени 7 часов. Медики считают, что при перемещении человека из одного часового пояса в другой, количество дней адаптации должно соответствовать разнице часов, а сахалинцы совершали многочасовые перелеты для того, чтобы участвовать в экзаменационной сессии, которая длиться три-пять дней. У некоторых из них прямо на экзаменах шла носом кровь. Да и соображает человек в таких экстремальных для него условиях хуже.

Преподавателям ПСТГУ, которые приезжают к нам читать лекции и проводить экзамены, приходиться переживать точно такое же состояние. Я считаю, с их стороны это — подвиг, а для нашего острова — большое благо. Очень важно, что сахалинцы видят нормальных, умных, образованных христиан, не только облеченных саном.

Когда я посещал Сахалинский госуниверситет, студенты задали мне вопрос: «А что, Православие — это архаичная религия?» Я удивился, а студенты уточнили, что когда к ним приезжают с лекциями граждански состоявшиеся люди, то это, как правило, атеисты или те, кто принадлежит к протестантским деноминациям. Складывается неверное впечатление, что в Православной Церкви достойные уважения люди только священнослужители, а миряне какие-то необразованные неудачники. Эти ошибочные представления способно существенно изменить пребывание на Сахалине профессоров ПСТГУ. К нам приезжал известный историк В.Л. Махнач, выступал с лекциями перед общественностью известный миссионер диакон Андрей Кураев.

Конечно, встречами только с учеными дело не ограничивается. В 2005 году при поддержке Фонда святого апостола Андрея Первозванного мы провели большую акцию, посвященную 60-летию Победы. В составе делегации из Москвы приехали депутаты Госдумы, отечественные и иностранные журналисты. Для многих сахалинцев такое внимание высоких чиновников и современных образованных людей к церковным мероприятиям было неожиданностью.

В рамках акции на острове Итуруп состоялось открытие памятника апостолу Андрею Первозванному, а перед этим в Южно-Сахалинске прошла конференция, посвященная 60-летию окончания Второй Мировой войны. В ее организации и проведении помимо Фонда участвовала областная администрация, Сахалинский Государственный университет.

— Самый удаленный от материковой России уголок Сахалинской епархии это Курильские острова?

Самый удаленный, не только от материка, но и от епархиального центра, это остров Парамушир, являющийся частью Курильского архипелага. На этом острове в прошлом году был построен храм в честь святителя Иннокентия Московского. Проблема в том, что с этим островом нет прямого морского и воздушного сообщения. Сахалинский священник, чтобы попасть на этот остров должен долететь до Владивостока, из Владивостока до Камчатки, а с Камчатки раз в неделю до Парамушира и обратно летает вертолет, если погода позволяет. В противном случае человек сидит и ждет погоды либо на Камчатке, чтобы улететь на остров, либо на острове, чтобы вернуться.

Я сам три раза делал попытки посетить этот приход, и три раза из-за нелетной погоды приходилось все отменять. Пока приходиться довольствоваться рассказами: раз в год в Южно-Сахалинск приезжает мэр Парамушира с докладом к губернатору, он бывает и у меня.

На этом острове живет две тысячи человек, и у них большая нужда в священнике. Предыдущий — москвич, прослужив некоторое время, не выдержав сложного климата, заболел и умер. На Сахалине недаром год идет за два, это не пустые слова. Не случайно среди наших священников из центральных епархий желающих ехать служить на Сахалин очень немного.

На главном острове Курильской гряды — Итурупе тоже построен деревянный храм во имя великомученика Георгия Победоносца и часовня в поселке Горячие Ключи — месте дислокации воинского гарнизона.

— Сахалинцы ощущают себя частью России?

— Не могу сказать за всех, только за свою паству. К сожалению, ощущают себя частью народа великой страны далеко не все. Людям живется очень трудно. Все продукты у нас привозные, самого посредственного качества. Один батюшка купил своим детям, а у него их трое, яблочки из Китая, хотел порадовать ребятишек витаминами. Дети, попробовав эти яблоки, покрылись сыпью.

Поскольку все товары привозные, то и цены на них очень высокие. До пресловутой потребительской корзины, в которой заложен необходимый прожиточный минимум, у наших пенсионеров не хватает 11%. Получается, они не могут самостоятельно выжить.

Я уже обращался к властям с предложением открыть бесплатные столовые, где люди смогут получить хотя бы полноценные обеды. Особенно больно смотреть на все это, когда видишь, что совсем рядом, на Аляске, правительство США выплачивает жителям массу компенсаций, чтобы они чувствовали себя так же, как их сограждане в других штатах. С другим нашим соседом — Японией — был введен безвизовый обмен, и сахалинских детей целыми классами систематически возят туда посмотреть на страну. Возвращаясь, они уже готовы любой ценой вырваться с нашего острова. Молодежь уезжает. За пятнадцать лет отток населения в Сахалинской области составил 25%.

Самое страшное, что никто не говорит, когда мы будем жить лучше. Если сравнивать первое послевоенное 15-летие, когда Россия была поднята буквально из руин народом, который понес огромные потери, а значительная часть выживших осталась инвалидами и 15 послеперестроечных лет, когда развитая страна превратилась в руины, оптимизма не прибавляется. А ведь, чтобы с воодушевлением смотреть в будущее нужна надежда.

— В нынешнем году будет отмечаться 150-летие со дня рождения А.П. Чехова. В состав юбилейной комиссии по подготовке празднования вошел губернатор Сахалинской области В. Малахов. Будет ли епархия принимать участие в этих торжествах?

— Мы готовим доклад, посвященный жизни и творчеству А.П. Чехова. Только что в областной библиотеке проводилась очередная чеховская конференция, и на ней впервые выступил представитель епархии — студент МДА, недавно приехавший потрудиться на остров. Участники конференции были приятно удивлены уровнем его владения темой и оригинальностью трактовок фактов из жизни Чехова, которые, казалось бы, давно всем хорошо известны.

— В Москве на прилавках церковных книжных магазинов стали появляться замечательные издания, в том числе адресованные детям, с грифом, что они издаются по Вашему благословению. Это какая-то отдельная книгоиздательская программа в поддержку Православия на Сахалине?

— Да. На наше счастье некоторые люди еще читают книги, и мы стараемся эту нишу заполнить. Покупать книги для нас очень дорого, проще поучаствовать в издании и поделиться тиражом с другими издателями, или поменяться им.

В ближайшем будущем мы собираемся наладить выпуск первой на Сахалине церковной газеты. Этот проект, уже получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, реализуется при помощи и поддержке Издательского Совета Русской Православной Церкви. Помочь нам взялась редакция «Церковного вестника», макет которого мы взяли за основу. Региональный выпуск «Церковный вестник — Сахалин» будет верстаться у нас, и дополняться церковными новостями нашей епархии.

Проблем с реализацией, думаю, быть не должно. Сахалин — пограничная область, здесь живет много военных, которыми очень востребована православная литература. Вероятно, это хороший ответ на возражения тех, кто считает присутствие священнослужителя в армии излишним…

Безусловно. Раньше инициатива исходила «снизу» от самих солдат. Очень часто сюда попадают нести службу люди верующие, воцерковленные. Им на первых порах очень тяжело втянуться в армейские будни, тем более в таком далеком от дома месте и тяжелом климате. Конечно, новобранцы очень нуждаются в духовной поддержке. Сейчас появление православных священников в частях — обычное явление. К нам уже обращаются сами командиры с просьбой прислать священника. Это очень положительно сказывается на моральной обстановке в части — попыток суицидов стало меньше.

Есть еще один интересный аспект. У нас служат ребята из Дагестана и других традиционно мусульманских регионов России. Характер взаимоотношений Православия и Ислама в этом случае имеет прикладное значение, поэтому наша задача понять, что именно нас объединяет, нащупать точки соприкосновения, и рассказать об этом людям. Например, священник приходит в часть и рассказывает о праотце Аврааме, образ которого присутствует и в Ветхом Завете и в Коране. Это одинаково интересно и православным и мусульманам.

У нас на Сахалине очень почитают Казанский образ Божией Матери. Мы приходим и раздаем иконки солдатам. Примечательно, что мулла, посещающий ту же воинскую часть говорит своим пасомым: «Этот образ вы можете взять. Это — наша икона». И солдаты, даже мусульмане, носят эту Богородичную икону в нагрудном кармане. Думается, это хороший пример. Убежден, главное — найти точки соприкосновения. Если мы будем говорить только о том, что нас разъединяет, то никогда не сможем жить дружно и достойно выполнить свой долг перед Богом и Отечеством.

Беседовала Елена Москвитина

Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил

Справка:

Даниил, епископ Южно-Сахалинский и Курильский

В миру — Доровских Александр Григорьевич. Родился 27 декабря 1960 г. в г. Воронеже. В 1978 г. окончил среднюю школу, в 1979—1981 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1981—1984 гг. обучался в ОДС. В 1984 г. поступил в МДА.

В марте 1985 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. 20 июня 1985 г. пострижен в монашество, 3 июля рукоположен во иеродиакона, 28 августа 1986 г.- во иеромонаха. В 1988 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. 26 мapтa 1988 г. возведен в сан игумена, 29 декабря 1989 г.- в сан архимандрита. С 19 июля 1988 г. нес послушание благочинного Троице-Сергиевой лавры.

11 ноября 2001 г. в г. Москве в храме Христа Спасителя хиротонисан во епископа Южно-Сахалинского и Курильского.
Награжден медалью прп. Сергия Радонежского I и II степени.

Южно-Сахалинская и Курильская епархия

Учреждена 23 февраля 1993 г. Объединяет приходы и монастырь на территории Курильских островов и о-ва Сахалин. Кафедральный город — Южно-Сахалинск. Кафедральный собор — Воскресенский (Южно-Сахалинск).

Правящий архиерей: до 17 июля 2001 г. епархией управлял епископ Аркадий (Афонин), с 11 ноября 2001 г.- епископ Даниил (Доровских).

Епархиальное управление: 693 020, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 158. Тел.: (4242) 42−28−23; факс: 42−35−00; Южно-Сахалинская и Курильская епархия

Благочиннические округа: Александровск-Сахалинский, Долинский, Корсаковский, Курильский, Северный, Углегорский, Холмский, Центральный.
Епархиальные отделы: миссионерский; религиозного образования и катехизации; по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами; по работе с молодежью.

Действующие монастыри: Корсаковский в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь, учрежден в 1999 г. Наместник — иеромонах Амвросий (Ковалев). 694 020, Сахалинская обл., г. Корсаков, ул. Окружная, 138. Тел.: (42 435) 2−58−88.

Учебные заведения: епархиальные курсы по подготовке псаломщиков, руководителей церковных хоров и преподавателей воскресных школ; епархиальный образовательный центр и православный лекторий.

Церковные СМИ: газета «Сахалинский православный вестник», издается епархиальным управлением; приходские листки (г. Томари, г. Шахтёрск), вкладка «Воскресение» в газете «Свободный Сахалин»; телепередача «Сахалин православный», ГТРК «Сахалин»; радиопередача «Благовест», ГТРК «Сахалин».

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=33 067&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru