Русская линия
Псковское агентство информации10.05.2006 

Святыни Белоруссии. Часть 1

1. О житейском.

Белоруссия нам понравилась. Очень. Если точнее, то эта страна вызвала искреннее восхищение, и, хотя наш рассказ будет о паломничестве к православным Святыням Белоруссии, нельзя не сказать о ней самой несколько слов. То, что мы увидели своими глазами, заметно отличалось от того, что рассказывают российские средства массовой информации о республике. Пытаясь найти какое-то общее определение, характеризующее картину белорусской жизни, которую мы видели и за окном нашего автобуса, и на улицах Минска, Витебска и Полоцка — это соединение прибалтийской аккуратности и русского размаха. Страна идеально чистая, будто вымытая, и не важно — это центральная улица Минска, или рабочая окраина Витебска. Мы не увидели обшарпанных фасадов и надоедливой рекламы, там нет бесчисленных киосков со жвачками и пивом, нет залов игровых автоматов, там улицы широки, а дома развернуты на просторных холмах, там много свободного жизненного пространства, и автомобили ездят по дорогам, кстати, прекрасного качества, а не по тротуарам. Мы не увидели ни одной свалки, ни одного разрисованного цветным спреем фасада — ни одного «матерного слова на заборе». Но мы видели башенные краны: в республике идет жилищное строительство, и много детских колясок. Здесь молодым дают ссуду на жилье под 5 процентов, и какой — то процент снимается, если есть дети. Однокомнатная квартира, свет и телефон нашей пенсионерки — экскурсоводу обходятся в 25 долларов при ее пенсии в 100 долларов и дополнительной подработке. Нам сказали, что сейчас в Белоруссии, только ленивые плохо живут. Мы видели работающие заводы и огромные спортивные комплексы, великолепные спортивные школьные площадки. Увидев Белоруссию, мы испытали что-то вроде культурного шока и порадовались за наших соседей. В этой стране государство уважает свой народ, а народ уважает себя и любит свою страну. Белорусы всегда отличались трудолюбием, упорством в достижении цели, честностью и прямотой, и очень хочется верить, что эта страна и ее народ будут процветать, благодаря этим качествам. Белоруссия, возможно, единственная республика на постсоветском пространстве, которая сохраняет традицию «большого стиля» СССР, что придает архитектурную цельность ее облику и оригинальность ее городам.

2. О Минске.

В паломничество по маршруту Минск — Полоцк-Витебск мы отправлялись с Епархиальной паломнической службой «Вертоград» в ночь на 8 апреля. Автобус был полон, почти пятьдесят человек, и добрая половина паломников — молодежь. Сотрудники службы предоставили паломникам конверт с картой маршрута, программой, информацией о Святынях, к которым направляемся. Сопровождал паломников руководитель паломнической службы Епархии настоятель храма Апостола Иоанна Богослова священник Андрей Таскаев.

Первое потрясение было чисто визуальным, когда мы увидели весенний Минск, идеально чистый город, реку Свислочь, водохранилища, множество маленьких и больших парков, широкие проспекты и улицы. Городу почти десять веков, живут в нем 1 млн. 700 тысяч жителей (вся Белоруссия — 10 млн.), работают подшипниковый, тракторный, моторный заводы, приборостроения и др. Здесь 24 государственных учебных заведения и 17 — частных. В Минске 32 действующих храма, многие построены вновь или восстановлены. Началось наше паломничество с главного храма Белоруссии Свято — Духова Кафедрального Собора, кафедры Экзарха Белоруссии Митрополита Филарета. Здание Собора было построено как католический храм монастыря бернардинок в XVII веке, но раннее на этом месте был православный монастырь свв. Космы и Дамиана. История Белоруссии — это сложная история взаимоотношений с католицизмом, которая продолжается и доныне, о чем свидетельствует наличие католических храмов в стране. На протяжении XVIII -XIX веков Свято — Духов Собор перестраивался, и нынешняя его архитектура является результатом этих перестроек. В 1860 году храм был обращен в православную церковь в честь свв. Кирилла и Мефодия и предназначался для студентов Минской Духовной семинарии, позже при нем был открыт православный мужской монастырь. С 1870 года по постановлению Священного Синода монастырь стал именоваться Свято — Духовым, а освящение главного монастырского храма в честь Сошествия Святаго Духа было совершено 22 октября 1870 года. В 1918 году монастырь был закрыт и Богослужения прекращены, но в 1943 году Собор был вновь освящен и Литургическая жизнь восстановлена.

Рядом с Собором течет река Свислочь, по которой, как рассказывает предание, более пятисот лет назад пришла из Киева по Днепру и Березине в Минск икона Божией Матери (Минская). Ныне эта чудотворная икона находится в Свято — Духовом Соборе, и мы могли приложиться к Святыне.

Сам храм оставил впечатление «роскошной строгости», как потом оказалось, интерьеры белорусских храмов, вновь ли построенные или старые, сохраняют византийскую традицию, как в архитектуре, так и в храмовой росписи и иконописи, часто используется смальта. В белорусских церквях иконы обычно большого размера, маленьких «неказистых» икон там нет. В Свято — Духовом Соборе покоятся и Святые мощи св. Княгини Софии Слуцкой. Святая София, последняя из древнего рода Олельковичей, оставшаяся еще в отрочестве сиротой, была своими опекунами выдана замуж за католика князя Януша Радзивилла. Она согласилась на брак, поставив условием, что муж не будет принуждать ни ее, ни ее православных подданых к измене своей вере. После того, как на Православную Церковь обрушились гонения в связи с печально памятной Брестской Унией, святая София превратила свое Слуцкое княжество в оплот Православия. Ее муж исходатайствовал у польского короля грамоту, подтверждавшую неприкосновенность «старорусской веры» в их владениях, и эту грамоту подтверждали впоследствии все Радзивиллы: «Церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена, неприкосновенно, без всякой перемены должны быть сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским благословением и во всех своих обычаях и обрядах церковных». В браке княгиня была счастлива, но умерла в родах 26 лет (1612 г.).

В Белоруссии ее очень любят, она была оплотом Православия в окатоличенной стране. Святые нетленные мощи защитницы Святой Церкви ныне почивают в Кафедральном Свято — Духовом соборе Минска.

В Минске много храмов строится заново, и, проехав по городу, мы в этом убедились. На месте, которое называлось в древнем Минске Крупцы, где когда — то было явление иконы Божией Матери, сейчас достраивается Покровский храм, нижняя церковь которого уже действует, и освящена в честь новомучеников и исповедников, чудотворная икона Крупецкая пока в деревянной «временной» церкви. Рядом Святой источник, минчане приходят сюда и берут воду, мы тоже попили Святой белорусской водицы.

Потом проехали по минским улицам к Свято — Елизаветинской обители, женскому монастырю, который строится заново с 1999 года. И уже стоит храм, освященный в честь Преподобной Великой княгини Елисаветы с нижней церковью Святителя Николая, и тут же рядом достраивается большой храм иконы Державной Божией Матери.

Рассказ о шестилетней истории монастыря потряс чудесами, и какой — то тихой струящейся любовью монахини Анфисы, с которой она рассказала нам короткую историю строящейся обители. Рассказала о том, как однажды приехали наши белорусы на остров Залит к батюшке, посоветоваться: решили строить монастырь. Отец Андрей Лемешенок почти двадцать лет окормлялся у нашего старца залитского, отца Николая Гурьянова, кстати, священник Андрей Лемешонок награжден премией Президента Беларуси за вклад в духовное развитие народа. И вот, понимая, как это трудно и почти безумно, священник вместе с монахинями решил просить благословения у старца. Монахиня Анфиса рассказывает, как плыли на лодках монахини в белых одеждах вместе со своим батюшкой, а на берегу уже встречал их радостный отец Николай, который и знать не знал, что спешат к нему за советом, но встречать вышел — ждал. Он и благословил быть Свято — Елисаветинской обители в Минске и сделал первый взнос — пять рублей, сказав при этом: «Остальное народ доложит». «Вы знаете, — говорила матушка Анфиса, — ничего не строится без соделания души Господом, если Он берет твою душу в свои руки, то и все остальное получается. То, что мы смогли построить за шесть лет — это Божье чудо. Мы все время просим Святителя Николая, он наш любимый Святой, и уже надоели ему своими просьбами о помощи, но он нам никогда не отказывает. Помним мы благословение батюшки Николая: когда вернулись с острова: отправили в мир наших сестер со „карабоночками“. Везде они были и на улицах, и в магазинах, и в институтах, и на заводах: и собирали не жертвочку, а души людские. Нет у нас спонсоров, народ давал нам на монастырь, людская копеечка текла».

Минская Елисаветинская обитель приняла эстафету сестер Марфо — Мариинской общины и ее руководительницы Преподобной Елисаветы (Елисаветы Феодоровны), которые служили в больницах и помогали болящим. Сейчас в монастыре 300 сестер, 60 монахинь, и их служение проходит в психо — неврологическом республиканском диспансере, который находится рядом с обителью, и где 2000 страждущих пациентов. Есть там и интернаты для взрослых и детей, где тоже служат сестры. Сестричество — их монашеский труд, их послушание. Когда мы вошли в обитель, то в храме Преподобной Елисаветы шло соборование, соборовались более четырех сот человек, и было не войти. Показала нам матушка Анфиса почти построенный храм в честь иконы Божией Матери Державная, который впечатлил и своими размерами, и мастерством отделки, и сверкающими иконами из смальты.

У монастыря есть подворье, на котором построен храм в честь иконы Неупиваемая чаша, и там монастырские врачуют тех, кто не поместился в этой жизни: одиноких онкобольных, бомжиков, пьющих несчастных людей. Есть в монастыре своя иконописная мастерская, мастерская камня, пасека, огромные огороды, теплицы, а когда пахали брошенную землю, то даже знаменитые белорусские трактора ломались. И сейчас председатели колхозов просят сестер: возьмите землю, пропадет.

Мы покидали Минск с ликующим сердцем: Православие живо, оно греет и врачует, радость дает неизбывную. А батюшка Алексий в Свято — Духом Соборе открыл для нас ковчег чудотворной иконы Божией Матери Минская и мощи св. Софии Слуцкой, псковские паломники с отцом Андреем пропели величание и благоговейно приложились к нашим Святыням. И все время хотелось сказать вслух: Христос Воскресе!

3. О Спасо — Ефросиниевском монастыре в Полоцке.

После Минска наше паломничество продолжилось в Спасо — Ефросиниевском монастыре города Полоцка, в Полоцкой епархии. Приехали на вечернюю службу, а они в монастырях долгие. Служба шла в Крестовоздвиженском монастырском храме, в котором хранятся восьмикилограммовые вериги Преподобной Ефросинии Полоцкой, первой игуменьи русской: Всероссийская полоцкая дево! И если Праведная София Слуцкая — местночтимая Святая, то Преподобная Ефросиния — Святая Русской Православной Церкви. В Древней Руси существовали и укреплялись теснейшие родовые связи между княжествами, что давало гарантию добрососедства и мира. Преподобная Ефросиния, игумения Полоцкая, в миру Предислава, была правнучкой в пятом поколении Святого Равноапостольного князя Владимира и дочерью князя Полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет княжна была обучена чтению Псалтири и Священного Писания. Ее отличали красота, целомудренность и горение в вере. Многие князья просили руки Предиславы, но она пожелала в 12 лет принять постриг, и была пострижена в иноческий чин с именем Ефросиния. Преподобная занималась переписыванием Священных книг, а плату за работу раздавала нищим. В сонном видении ей однажды явился Ангел Господень и внушил основать обитель недалеко от Полоцка.

В 1125 году рядом с Преображенским храмом была основана св. Ефросинией обитель, отправляясь туда, Преподобная взяла только книги — «все мое имение». При монастыре ею была основана школа, а в 1161 году воздвигнут храм во имя Спасителя, а в храме келья игуменьи в форме креста. Зная силу ее молитвы, многие приходили к ней за духовной помощью и обретали ее. На склоне лет Преподобная Ефросиния, предчувствуя скорую кончину, пожелала поклониться Живоносному Гробу Господню, и вместе с сестрой Евпраксией и племянником Давидом пешком отправилась через Константинополь в Святую Землю. Поклонившись Гробу Господа нашего Иисуса Христа, приняла мирную кончину в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы 23 мая в 1173 году. Когда Иерусалим был завоеван султаном Саладином, он потребовал от христиан покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь, и монахи русского монастыря взяли на родину Святые мощи русской княжны, в Киево — Печерскую Лавру, а в 1910 году торжественно они были перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь. В XVI веке польский король Стефан Баторий отдал монастырь католическому ордену иезуитов, и только в 1832 году обитель была возвращена православным. В 1928 году монастырь был закрыт богоборческой властью, но в период немецкой оккупации он возобновил свою деятельность, потом вновь был закрыт в пятидесятые годы, и в 1990 Спасо — Ефросиниевский монастырь был возобновлен. Ныне здесь около 70 насельниц. Крестовоздвиженский Собор, где мы молились и вечером по приезде, и утром на Литургии построен в начале XIX столетия. Спасо — Преображенский Собор, соименный Собору Мирожского монастыря в Пскове построен, как и псковский монастырский храм — в XII столетии. В Соборе покоятся Святые мощи Преподобной игуменьи Ефросинии, к которым мы приложились после акафиста Святой. Его традиционно служат в храме ранним утром.

Невольно сравниваешь наши паломничества с паломничеством Преподобной Ефросинии в Святую землю, куда она шла пешком, через Константинополь. Вроде и вера Православная только крепла, а мудрая игуменья отправляется к Гробу Господню на поклонение, без всякого сомнения и боязни.

В белорусском паломничестве происходило постоянное общение с нашим батюшкой, отцом Андреем. Особенность паломнических групп состоит в том, что собираются вместе не только люди разного возраста, но и находящиеся на разных отрезках пути к Богу: кто — то начинает, кто — то уже уверенно идет. И отец Андрей, предвидя возможные проблемы общения или простого непонимания увиденного, тут же вразумляет, будто слышит наши слабые мысли: «Время летит, говорит батюшка, — и пройдет оно очень быстро, а к смерти, как говорят Святые, нужно готовиться, начиная от рождения, потому что не знаем, когда умрем и будем давать ответ перед Богом, поэтому любое время надо употреблять на службу Богу и не забывать Его. Как священник, я вам обещаю, что вы этот путь оцените, спустя несколько дней, месяцев, но оцените эту благодать, сейчас на вас сошедшую и дотронувшуюся до вашего сердца. И это будет огромная помощь в вашей жизни и дальше. И не забывайте, что вы нашли еще двух своих друзей перед престолом Божиим — это княгини София Луцкая и Преподобная Ефросиния. Они теперь тоже наши предстательницы перед престолом Божиим и будут за нас молиться всю нашу жизнь, а вы поклоняйтесь им особенно, с особым придыханием: „Святая Преподобная княгиня Ефросиния, Святая княгиня София молите Бога обо мне. Я ведь вам молилась, прикладывалась к вашим Святым мощам…“ Они — то нас всегда будут помнить, это нам надо о них не забывать. Надо не сидеть дома, а ездить, чтобы участвовать в паломничестве, а паломничество это тоже Богослужение». В Спасо — Ефросиниевским монастыре почти все мы причастились Святых Христовых Тайн.

Продолжение следует.

http://informpskov.ru/print/27 552.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru