Русская линия
Православие.RuИгумен Дамаскин (Орловский)10.05.2006 

Настоящая русская война

Когда история отдаляется во времени на большое расстояние, мы начинаем воспринимать исторические факты до некоторой степени мифологически. Нам начинает казаться, что в тяжелейшей Великой Отечественной войне Россия победила по молитвам тогдашних святых людей, молитвенников, затворников. Но, на самом деле, по здравому рассуждению, становиться понятно, что суть произошедшего состояла совсем в другом. Не будем забывать, что в довоенный период в нашей стране было даже больше молитвенников, чем во время войны. С 1917 по 1940 год Россия изобиловала подвижниками, молитвенниками, преподобными, которые, в конце концов, почти все стяжали мученический венец. Все эти великие святые несомненно молились о спасении своей Родины, но даже молитвенное обращение к Богу такого сонма святых не смогло повернуть ход отечественной истории. В чем же дело? Почему Господь все-таки попустил такую страшную войну в России? Мы ведь верим в Промысл Божий, а не в случайность, значит, и эта война была не случайна, и нам нужно понять, в чем состоял Промысл Божий, понять глубочайший смысл исторического события.

Как бы развивалась наша история, если бы не было Великой Отечественной войны? Вспомним, что происходило в России до 41-го года. Происходило тотальное уничтожение русского народа безбожным правительством. Был организован мощный карательный аппарат. Каждый день люди умирали насильственной смертью, потому что власть сверху истребляла народ, которым управляла. Если бы не появилась внешняя военная угроза, неизвестно, остался ли бы вообще русский народ на этой земле и сколько еще такого насилия он бы перенес. Это явление — уничтожение народа внутри собственного государства, внутри себя самого — длилось почти четверть века. Русский народ лишался всего: жизни, достояния, имущества, религиозных и нравственных основ. Наконец, он развращался в течение всех этих лет. Маловероятно, что Россия пережила бы еще одно десятилетие такого самоуничтожения, унижения и полного искоренения веры. Если бы Германия напала лет на 10 позже, она бы застала уже совершенно обескровленную, распадающуюся Россию, и наша страна потерпела бы тогда полный и окончательный крах. Но в определенный момент Господь попустил мировую войну. Трудно охватить масштаб этого явления, трудно его описать.

Случилось нечто необыкновенное: Отечественная война, как это ни парадоксально, в действительности позволила русским сохранить свое государство. В тот исторический момент правительство — богоборческое по существу своему и устроению, презиравшее Россию и русскую историю, ненавидевшее веру, — было вынуждено ради собственного физического сохранения соединиться с русским народом и позволить ему быть самим собой. Таким, каким он был в исторической перспективе при Александре Невском или во времена Куликовской битвы. Каким он был всегда, когда в его жизнь приходили испытания, преодолевая которые, он показывал, кто он такой на самом деле. Разворачивались его внутренние подлинные и настоящие качества: русскому народу была дана возможность делать то, к чему он способен, то есть раскрывать в себе дарование веры и дарование государственное. Конечно, была разница между правительством, которое, безусловно, так и не изменило своего отношения к вере, и всем остальным русским народом: правительство спасало свои животы, а русский народ жертвовал жизнью ради спасения всего государства, ради спасения всего своего прошлого достояния и ради надежды на восстановление своего достояния в будущем.

Как происходит такая большая война? Что это вообще такое? Единовременно противостоят огромные физические силы, не говоря уже о технических, и на поле брани сходятся по несколько миллионов человек с обеих сторон. Целые государства противостоят друг другу. В реальности такие силы не может контролировать один человек. Никакой военачальник, ни самого высокого, ни среднего уровня, не в состоянии в полной мере управлять таким количеством людей и создать условия для достижения победы такого масштаба. Победу в войнах, где участвуют малые силы, когда победа зависит во многом от полководца, можно было одерживать только в прошлом. Такие победы в свое время одерживал подвижник и выдающийся военачальник Феодор Ушаков. В новых условиях война военачальников превратилась в войну народную, и выиграть эту войну мог только сам народ.

С кем боролась Россия, и кому Господь попустил столкнуться с русским народом? Говоря о побежденных, о нацистской Германии, отзываются о ней уничижительно. Побежденная Германия соглашалась с этим внешне, но внутри себя самого немецкий народ никогда не соглашался с теми, кто считал, что это был момент исторического помрачения, падения для германской нации. На самом деле, для немецкого, вернее, для германского народа это был звездный час, расцвет национального бытия и воплощение его исторических чаяний: он был снова готов, как когда-то в древние века, воссоздать Римскую империю под своим водительством. Для этого нужно было раз и навсегда решить славянский вопрос, что германцы уже неоднократно пытались сделать на протяжении тысячи лет, еще со времен Александра Невского.

Это был решительный шаг для новой германской империи — Третьего рейха, которая собрала все свои силы, накопленные не за один год, все свои идеи, всю свою военную мощь, чтобы решить вопрос не только с нами, но и решить вопрос мирового масштаба о создании той новой империи, которую Германия собиралась возглавить. Это идея возникла не в какой-то одной голове, как иногда считают, ссылаясь на одержимость правителя-тирана. Не может быть развязана столь масштабная война, если речь идет о всего лишь одной, отдельно взятой голове, тем более, если ее считают головой нездоровой. Невозможно претворить идеи такого размаха и напряжения в жизнь, если они не совпадают с идеями народными. Мировая война, ставшая для нас отечественной, явилась попыткой воплотить национальную идею для германцев. Стремление к завоеваниям и построению империи бытовали в этом народе еще до принятия христианства, и в христианский период его истории, и после фактического отказа от христианства.

Развернулась война, подобной которой еще не было в мировой истории. Если мы сравним все войны, происходившие до этого, то увидим, что прежние войны были локальными, маленькими даже для территории Европы. Великая Отечественная — единственная война, которая приобрела как бы апокалиптический характер. Речь шла не о локальной победе, речь шла о судьбе народов — быть им или не быть. Русскому народу германцы никакого выбора не оставляли. Он мог либо бороться за свое существование, либо нашего государства и народа попросту бы не стало. Как не оставили они выбора и другим славянам, в частности, западным, многие из которых перестали существовать самостоятельно, были поглощены Германией, и, находясь на ее территории, бодро сражались в войсках тех же самых нацистов, их поработивших.

Это была война с половиной объединенной Европы. Очевидно, что русский народ победил не потому, что ему помогали союзники. Если посмотреть на масштабы противостояния, на то, какая махина двинулась на нас, то, конечно, все преимущества были на стороне противника, чтобы там ни писали об изготовлении советской техники. Германия аккумулировала все возможные материальные ресурсы Европы, на ее стороне были не только технические преимущества, но и дисциплинарные. Германцы — народ организованный, готовый на большие лишения. Это — народ идейный, выразитель устремлений настоящей объединенной Европы, имеющей национальное содержание, пусть и безрелигиозное, но все-таки национальное. Они сумели организовать техническую мощь практически всей Западной Европы на войну с Россией.

Что же противостояло тогда Германии с нашей стороны? Материально Россия, конечно, уступала. Если посмотреть на чашу весов, становится понятно, что единственное, что русские могли противопоставить — это вера. Не имели мы иного преимущества в этой войне, кроме веры во Христа. При этом, надо понять, в чем состояло чудо этой победы «паче естества», по вере. Чудо состояло вовсе не в том, как люди мечтательно считают, унижая этим целый русский народ, что это всего лишь один какой-то молитвенник смог вымолить такое историческое явление, как победа в мировой войне, притом, что в тех обстоятельствах тысячи святых молитвенников не смогли изменить ход истории.

Каково было само явление веры в этой войне? Во время такой войны управлять всеми духовно-нравственными аспектами жизни сложно. Воевало русское общество в целом, как оно есть, не совсем контролируемое с точки зрения идеологии или со стороны власти. И это русское общество смогло самоорганизоваться в силу своей веры, в силу своего огромного государственного инстинкта, потому что снова русский человек воскрес, и снова для него Родина стала превыше жизни, как и было раньше в нашей истории. Он восстал из пепла, из огромного уничижения — и стал самим собой. Миллионы солдат и всех, кто жертвовал собой и так предстоял Богу, каждый человек получал от Бога желаемое — Победу. У русского народа иная способность к самоорганизации в большом масштабе, чем у немецкого народа. Это — самоорганизация в чрезвычайных обстоятельствах, умение найти выход из положения, чтобы своей маленькой единицей, небольшой общиной найти выход из трудностей, победить на том или ином участке.

Вот в чем состояла победа в этой войне — это миллионы русских сердец, которые верили все-таки во Христа и молились. Потому что воевавшие в большинстве своем были дети христиан, а не каких-то привилегированных советских сословий, отсиживавшихся в тылу в системе управления. Это были дети христиан, которые нашли себя, свое призвание в этой войне, вспомнили, кто они такие.

Кроме того, надо понимать, что важно для русского человека и что у других народов обстоит по-другому. Русский человек не любит спокойных, комфортабельных житейских обстоятельств. Они его разлагают, потому что в этих обстоятельствах очень трудно увидеть Бога. Поэтому русский человек проявлялся в каких-то чрезвычайных напряжениях, например в войне. В ситуации, когда человеческих сил не хватает и когда он вынужден по привычке или по вере, потому что душа его — христианка, воззвать к Богу. В таких чрезвычайных обстоятельствах воззвание русского человека к Богу и есть для него настоящая и подлинная жизнь. Поэтому то, что для других было смертью, для русского человека открывало простор вечной жизни — жизни с Богом. И миллионы русских людей уходили в жизнь вечную не с отчаянием, а сознательно — исполнив свой долг.

Это и есть настоящая русская война, когда Россия и русский человек верует в Спасителя, верит в заступничество Божией Матери и действует в соответствии с волей Божией.

Записала и обработала Анастасия Верина

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 506 123 730


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru