Русский дом | Дарья Чаликова | 10.05.2006 |
С этой расписки, хранящейся ныне в отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи, и начала своё существование Третьяковка. Этот первый документ, зафиксировавший покупку первой картины купцом и меценатом Третьяковым для своей коллекции, документально подтверждает начало собирательства братьями Третьяковыми произведений русской живописи. 40 лет Павел Михайлович вместе со своим братом Сергеем собирали произведения искусства. Павел специализировался по русской живописи, Сергей, часто путешествующий за границу, — по европейской. Павел одним из первых оценил уникальность древней русской иконописи. Он был знаком со многими художниками, поддерживал их. Часто, случалось, отбирал картины для своей галереи прямо в мастерских, до появления их на выставках. Надо сказать, что позже чада и домочадцы П.М. Третьякова стали роптать. В его просторном добротном купеческом доме практически уже не осталось свободного места — всюду от потолка до полу висели и стояли сотни и сотни картин. И под давлением семьи Павел Михайлович построил, специально для своего собрания, отдельное помещение, над входом в которое в 1874 году появилась скромная надпись: «Картинная галерея». Ещё при жизни Третьякова его общедоступный музей стали называть «народным». В 1892 году Павел Михайлович передал свою коллекцию в дар городу, но тем не менее продолжал за свой счет покупать картины для галереи.
«Этот его поступок, столь щедрый и столь необычный, — отметил директор галереи, — всколыхнул всё тогдашнее общество. Люди вдруг заговорили о России, о патриотизме, о будущем страны — это была поистине гражданская волна благодарности Третьякову. Ещё при жизни его называли великим, а его деятельность — подвигом. Вот что писал о нём Репин: «Он довёл своё дело до грандиозных размеров, и вынес один на своих плечах историю целой русской школы живописи». Оценка в высшей степени справедливая. Интересно, что в 1893 году галерею Павла и Сергея Третьяковых посетил царь Александр III, посмотрел это удивительное собрание картин и скульптур, и под впечатлением от увиденного принял решение: построить в Санкт-Петербурге Русский Императорский музей. Ныне мало кому известно, что именно Третьяков является побудительной причиной и как бы прародителем петербургского Русского музея!
Наша главная цель — это создание условий для хранения и экспонирования произведений. Большое внимание надо уделить также и строительству, и реконструкции. Первое и самое важное — завершение музейного ансамбля в Лаврушинском переулке, включающего в себя историческое здание галереи и новые постройки. Здание Третьяковской галереи на Крымском валу, надо признать, — одно из самых неудачных в истории советской архитектуры: неприглядны как экстерьер, так и интерьер дома. Нам предстоит переделать кровлю, решить вопросы технического оснащения, перестроить и переоснастить конференц-зал. На следующем этапе работ — реконструкция музея Павла Корина, который сейчас в аварийном состоянии, создание музея М.Ф. Ларионова и Н.С. Гончаровой в бывшем жилом доме…».
В рамках федеральной программы «Золотая карта России» москвичи увидят лучшие произведения региональных художественных музеев.
«У нас в гостях побывает множество музеев из городов России, — говорил Родионов, — каждая выставка регионального музея — это праздник и для них, и для нас, и, конечно, для наших посетителей, потому что впервые работы будут показаны в Москве. Музеи России обладают колоссальным запасом прекрасных произведений русского и иностранного искусства. Первая выставка — из музея Череповца, потом свои коллекции покажут Тюмень, Омск, Астрахань, Волгоград… Очередь выстраивается огромнейшая. И мы надеемся продолжать эти выставки до тех пор, пока в гостях у Третьяковки не побывают все регионы Российской Федерации. Появилась у нас и новая форма работы — показ наших произведений за рубежом, в основном, в странах СНГ. Уже прошла выставка в Минске.
Состоялась праздничная экспозиция «Музеи мира в Третьяковской галерее».
Каждый музей, как известно, отражает историю той страны и того места, где он создаётся, а также биографию своего создателя. О Третьякове можно сказать: им была заложена традиция собирать произведения отечественного искусства. В своём собрании он показал плавный переход и изменение изобразительных средств и приёмов — от древнейших времён до современности — и мы стремимся придерживаться этой традиции. Нам сейчас кажется, что всё было просто и гладко: вот, мол, Павел Третьяков взял да и подарил 2 тысячи работ, собранных им, городу. Но когда он скончался, то для всех стала неожиданностью приписка к его завещанию. При жизни Третьяков построил новое здание для своей коллекции и даже присматривался к земле на Мясницкой. А после смерти всё обширное собрание произведений — то, что приобрели Павел и Сергей Третьяковы и что впоследствии будет приобретено Московской думой и Советом попечителей согласно завещанию, — должно было остаться на своём месте, то есть в пристройке к его дому. Это уже тогда создавало сложности в хранении и экспонировании. Душеприказчики и родственники ломали голову над тем, как преодолеть вето Третьякова. Но, согласно музейной традиции, все произведения в Третьяковке представлены в своём «поступательном движении», то есть, ряд за рядом, год за годом, начиная с древнерусского искусства и заканчивая XX веком. Сегодня это сохранение хронологического ряда — одна из самых главных особенностей Третьяковской галереи.
Первый каталог галереи был составлен самим Третьяковым в 1893 году, и назывался он тогда «Опись произведений». Этот каталог постоянно пополнялся и переиздавался каждый год, иной раз несколько раз в году. Уже в 1917 году эта «опись» стала настоящим научным изданием, а сегодня мы владеем восемью томами, в которых собраны все сведения о всех произведениях, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее».
Уникальная коллекция Третьяковки постоянно развивается и пополняется. Она — живая. Там ощутимо само время. Один век сменяется другим, и видеть, чувствовать это «поступательное движение времени» по художественным произведениям здесь, в галерее, обретшим новое вневременное, вечное качество — очень интересно.