Правая.Ru | Мария Дубровина | 08.05.2006 |
Многие военные эксперты и историки-исследователи приписывают победоносный исход в этой многолетней и опустошительной войне таланту Российских полководцев. И это утверждение, несомненно, во многом справедливо. Действительно, то, что в суровые времена истории России для её спасения Промыслом Божием посылались гениальные стратеги, не вызывает никаких сомнений. Так, одно только имя талантливого адмирала Ушакова («Ушак-Паши», как называли его турки) буквально ужас наводило на врагов и вызывало у них панику, а победоносные марши генералиссимуса Суворова, Кутузова и их доблестных «чудо-богатырей», под их мудрым водительством не знавших поражений, восхищали весь мир. И, наконец, Георгий Жуков, выдающийся полководец Великой Отечественной войны, в самых ключевых и решающих сражениях на полях войны неизменно приводящий российские войска к победам, в конечном счёте, привёл Россию к полной победе над врагом.
Наши противники, развязывающие войны против России, ошибались, когда они, думая победят только количеством войск и силою оружия и не учитывая духовную силу российских войск, проигрывали как отдельные сражения, так и целые войны.
Главная причина российских побед во всех войнах — в их духовном основании: Сама Матерь Божия никогда не оставляла Россию в беде.
Мы часто думаем, что все чудеса и знамения были в прошлом, но они совершаются постоянно, только нужно быть в молитве. Нечасто такое было в истории народов, и потому они должны оставаться в памяти у людей во славу Божию для нашего укрепления, утверждения в вере, надежде, что не оставлены Промыслом Божиим. Речь пойдёт о чудесах, творимых от Казанской иконы Божией Матери на полях сражений Великой Отечественной войны 1941−1945 годов, и о том, как Ею спасена была Россия. *
Перед самым началом Великой Отечественной войны одному старцу Вааламского монастыря (Ваалам в то время принадлежал Финляндии) было три ведения во время службы в храме:
1) Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, Святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя в том, чтобы он оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония. Все эти святые с Богородицей продолжали молить Его со слезами; наконец, Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию»;
2). Матерь Божия и Святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Он ответил: «Я не оставлю Россию»;
3). Матерь Божия одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: «Вспомни, Сын мой, как Я стояла у Креста Твоего», и хотела встать на колени перед Ним. Спаситель сказал: «Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради Твоих слов не оставлю её. Накажу, но сохраню…».
Старец, которому были эти видения, почил в Псково-Печёрском монастыре, прожив около ста лет.
Началась страшная война, в которой враг имел единственную цель: уничтожить Россию, святую Русь, уничтожить народ России, стереть с лица земли самое понятие — Россия. Тогда произошло событие, имеющее огромное значение для судеб России, а, может быть, и для всего мира. Стояла зима 1941 года. Немцы рвались к Москве. Страна стояла на грани катастрофы. В те дни почти никто не верил в победу, не знали, что делать, видели только погибель, повсюду была паника, страх, уныние. И тут чудесным образом для страны и народа Российского было объявлено Божие определение. События развивались в такой последовательности.
Когда началась война, патриарх Антиохейский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немного истинных друзей осталось у нашей страны тогда. Были великие молитвенники и на Руси такие, как старец иеросхимонах Серафим Вырицкий, один из последних российских пророков, чудотворцев и подвижников Русской православной Церкви, воздвигнутых Господом в нашей Отчизне. **
Старец — один из тех, кто помог выстоять нашему Отечеству и Родной Православной Церкви в годы, когда решалось: быть или не быть Православной Руси, сохранится ли Российская держава.
Во время войны старец Серафим, кроме строгих постов (а постился он очень строго: съедал в день одну просфору и немножко тёртой моркови, пил святую воду) и непрестанной келейной молитвы, принял на себя особый подвиг ради спасения России и её народа от гибели: 1000 ночей стоял он на камне «в саду, в тиши ночной» перед иконой преподобного Серафима Саровского и с воздетыми руками молился, подражая подвигу своего небесного покровителя. Об этом стоянии старец написал в 1942 году духовный стих:
«И в радости и в горе монах, старец больной,
Идёт к святой иконе, в саду, в тиши ночной.
Чтоб Богу помолиться за мир и всех людей
И Старцу поклониться о Родине своей:
„Молись Благой Царице, Великий Серафим,
Она Христа десница, Помощница больным.
Заступница убогим, одежда для нагих,
В скорбях великих многих спасёт рабов Своих…“
В грехах мы погибаем, от Бога отступив,
И Бога оскорбляем в деяниях своих».
Старец молился Божией Матери и преподобному Серафиму, и мы имеем замечательное свидетельство о том, что молитва эта была воистину действенна.
Зимой 1942 года келейнице старца Серафима (матери Серафиме) ночью приснился сон: старец Серафим в валенках и белом халате гонит по заснеженному полю множество вооружённых немецких солдат, которые в ужасе бегут от него.
Утром, когда мать Серафима подошла за благословением, старец сказал: «Видела? Пойди теперь посуши валенки и халат». Действительно, ночью он выходил в зимний сад и молился на камне в валенках, набросив на себя белый халат для маскировки, чтобы соседи не увидели. Валенки и халат были мокрыми. Как старец выдерживал эти ночные бдения при его больных ногах — одному Богу известно.
Но молились о спасении нашей Родины не только в России. Промыслом Божием для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за неё из братской церкви — Митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат. Он знал, что значит Россия для мира. Знал и потому всегда молился о спасении страны Российской, о просветлении народа.
После обращения Александра III митрополит Илия стал ещё горячее всем сердцем молиться за спасение России от погибели, от нашествия вражеского. Он решил затвориться и просить Матерь Божию открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводку с фронта о числе убитых и о том, куда дошёл враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Матерь Божия и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского:
1. Должны быть открыты в стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии;
2. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем и должны начать служить в открытых церквях;
3. Перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери совершать молебны — в Ленинграде, Москве и Сталинграде. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, — делать это нельзя. Пусть вынесут, — сказала Она, — чудотворную икону Казанской Божией Матери, и обнесут её крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанской иконой нужно совершить молебен в Москве. Затем икона должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя;
4. Казанская икона должна идти с войсками до границ России;
5. Когда война окончится, митрополит должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена;
6. Если всё, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.
Владыка связался с представителями Русской Православной Церкви, с Советским Правительством и передал им всё, что было определено. И теперь ещё хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москве.
И. Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Старгородского) и обещал исполнить всё, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение.
Всё произошло так, как и было предсказано. Не было сил, чтобы удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Но одним из условий победы России над полчищами фашисткой Германии было — не сдавать врагу северной цитадели — Ленинграда. И тогда из Владимирского собора города вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с Ней крёстным ходом вокруг Ленинграда — город не был сдан немцам.
Но многим до сих пор не понятно, чем держался Ленинград. Около 900 дней держал оборону Ленинград, находясь в жесточайшей блокаде. Нет воды, электричества, зимой нет отопления, нет продовольствия. Подвести продукты можно только по замёршей Неве, этот единственный путь называли «дорогой жизни». Конечно, детей постарались вывести, но и их всё-таки оставалось в городе много, очень много.
И вот время блокады, этого смертельного противостояния врагу, многие люди обратились к Богу. Храмы, совсем опустелые перед войной, наполнились молящимися. Люди каялись в своём безбожии, вероотступничестве и просили у Бога и Его Пречистой Матери помощи. Много взрослых и детей блокадного города приходили к святой Блаженной Ксении Петербургской на её могилку на Смоленском кладбище. Своим подвигом самоотречения и самопожертвования блаженная Ксения освятила хладную невскую землю и воистину была женой Петербурга. У часовни, сооружённой над её местом успокоения святой, ставили свечи, плакали, молились. Приходили туда и дети. В невыносимо трудные дни своей, не по-детски тяжёлой и страшной жизни, прибегали они к заступнице и молитвеннице, божественной Ксении. Все стены часовни (сама часовня была закрыта) были исписаны детским почерком просьбами о помощи и словами благодарности к святой Ксении. Петербургская Ксения не замедляла откликнуться на зов страждущих, утоляла нужды и печали своих почитателей.
В эти суровые блокадные дни Господь возвёл великих молитвенников и печальников земли Питерской, которые жили, страдали и молились вместе с блокадниками в самом Ленинграде и его пригородах. Это прежде всего упомянутый уже старец иеросхимонах Серафим, подвизавшийся в посёлке Вырица (что под Ленинградом), и окормлявшийся у него праведные старицы: усердная молитвенница Ольга Васильевна, крестница св. праведного Иоанна Крондштадского; блаженная прозорливица Любушка Питерская (недавно почившая о Господе), жившая в Сусаннино, неподалёку от Вырицы; милостивая праведница в миру Ольга Алексеевна (генеральская дочь), по благословению старца Серафима Вырицкого в послушании городского кондуктора трамвая совершавшая настоящие подвиги утешения и помощи в деле спасения людей от голода телесного и духовного не только в страшные блокадные годы. ***
И благодарению Богу — город был спасён… Снова подтвердились слова, сказанные Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью, и пока Казанская Её икона в городе и есть молящиеся, враг не может войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают Казанскую икону Божией Матери. Она всё время, от основания города, была Заступницей его, да и всей России.
Примечательно и то, что блокада Ленинграда была прорвана в день Празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
После Ленинграда Казанская икона начала своё шествие по России.
Разгром немцев под Москвой — это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери.
В декабре 1941 года температура воздуха с нуля внезапно опустилась до 40 градусов мороза! Оружие у немцев отказывало, топливо разлагалось в баках под воздействием холода. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом; по дороге валялась брошенная техника, сотни немецких солдат умирали от обморожения. Никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло, ведь Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немцам войти в Москву. И тем не менее на Святую московскую землю вражеская нога не ступила.
Матерь Божия не оставила нас и не оставляет Родную нашу Москву, нашу дорогую Родину Своим заступничеством. По всенародным молитвам перед Её образом Богородица неоднократно спасала Москву и наше Отечество от великих бед иноземного порабощения. Наши предки это хорошо знали и помнили. Но спасалась Москва ещё и потому, что к всенародным молитвам присоединился молитвенный голос Московских святителей, мощи и останки которых покоятся в священной части нашей Родины — в Кремлёвском Успенском Соборе, являющем собой памятник торжества русского духа над монгольским игом. Недаром постройка собора совпала по времени с освобождением от этого ига.
В суровые годы лихолетья великие наши молитвенники — Московские святители, всегда призывали русских идей к единению, благословляли их на брань с врагами и смело, не щадя своей жизни, восставали против жестокости и угнетения, независимо от того, кто был угнетатель — иноземец или грозный русский царь. Святители и по преставлении своём — с нами.
Вспомним историю, когда на другой день памяти Московских Святителей начался уход наполеоновских войск из Москвы. Вот теперь, в Великую Отечественную войну, в преддверии дня Святителей совсем близко от Москвы остановилась и не вошла в Москву «коричневая чума» — гитлеровская фашистская армия. В этом мы зрим заступление Божие по молитвенному престательству наших Московских Святителей.
Дальше Казанская икона перевезена была в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба — молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько бы усилий не прилагали. Был момент, когда защитники города оставались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери (так называемая «Малая земля»).
Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, туда, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. Как умилённо и радостно многие принимали это!
Пришло время славной древности Российской! И Божия Матерь по их молитвам отгоняла врагов, вселяя в них ужас. Рассказы о чудесных случаях приходилось слышать и от многих фронтовиков, в том числе и от неверующих. Хочется рассказать об одном таком свидетельстве заступничества и помощи Божией Матери. Произошло это во время штурма Кёнигсберга в 1944 году. Вот что рассказал офицер, бывший в самом центре событий битвы за этот город-крепость.
Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были всё ещё сильны, потери наши были огромны, и чаша весов колебалась — мы могли потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут…». Но командующий строго и быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой на передовую. Мы со страхом и недоумением смотрели: куда они идут во весь рост?! Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба — огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал к наступлению — и наши войска начали общий штурм Кёнигсберга с суши и моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и также тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные: перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна» (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие — они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен, и мы несли такие потери! Во время явления в небе Матери Божией немцы падали на колени, и очень многие из них поняли, в чём здесь было дело, и кто помогает русским! И ещё один факт. Киев — матерь городов русских был освобождён нашими войсками 22 октября — в день Празднования Казанской иконы Божией Матери (по церковному календарю, или 4 ноября гражданского стиля). И это было весьма знаменательно для народа России: отсюда началась Русь наша, здесь произошло Крещение нашего народа, который навсегда избрал христианство, Православную веру! Вся истинная сила Русского народа — в Православной вере! 2000 храмов Русской Православной Церкви было открыто в то время. Вся Россия молилась тогда! Молился даже Иосиф Сталин **** (об этом есть свидетельства). Б.М. Шапошников, царский генерал, не скрывавший своих религиозных убеждений, часами беседовал со Сталиным и все его советы (в том числе, предложение одеть войска в старую форму царской армии с погонами) были приняты.
А.В. Василевский, по рекомендации Б.М. Шапошникова назначенный на смену ему начальником Генштаба, был сыном священника, и отец его ещё был жив.
Из жизнеописания св. блаженной Московской Матроны узнаём весьма любопытный случай, происшедший в годы войны.
Когда немцы приблизились к Москве, вот-вот возьмут город, то И.В. Сталин готовился к выезду из Москвы. И вот тут не обошлось без Промысла Божия. Один простой человек, работавший тогда в Кремле (подвозил продукты), сумел подойти к Иосифу Виссарионовичу и сказать, что есть такая блаженная мать Матрона (в то время ещё не канонизированная), прозорливая, которая может Вам сказать, как поступить: уезжать или нет. И дал адрес. Когда И.В. Сталин приехал, матушка Матрона сказала: «Русский народ победит, победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы».
Слова Матушки полностью подтвердились и исполнились: И.В. Сталин, действительно, один из всего правительства не покинул Москву, а русский народ вышел победителем.
Церковь благословила Отечественную войну Русского народа, и Благословение это было утверждено на Небе. От Престола Всевышнего и возгорелся Дух России!… Сколько старших офицеров, не говоря уже о солдатах, молились перед боем! Многие командиры, да и сам маршал Жуков, говорили перед боем: «С Богом!». Один офицер, сидевший на связи с лётчиками во время боевых вылетов, рассказывал, что часто слышал в наушниках, как пилоты горящих самолётов кричали: «Господи, прими дух мой с миром!».
А из тех, кто остался жив, многие, до войны не знавшие Бога, с войны возвращались верующими.
Тогда же были открыты духовные семинарии, академии, возобновлена Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печёрская Лавра и многие монастыри. *****
Было решено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси в Богоявленский Собор, где стояла всю войну та самая чудотворная икона Казанской Божией Матери, которая была с ополчением 1612 г.
Наступило время возвращения Веры на Русской земле, как предсказывали наши святые.
В 1947 г. И.В. Сталин исполнил своё обещание и в октябре пригласил митрополита Илию в Россию. Он побоялся не исполнить указания Божией Матери, ибо все пророчества, переданные владыкой Ливана, сбылось.
Перед приездом гостя И.В. Сталин вызвал владыку Алексия, ставшего перед Патриархом, и спросил: «Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь?». Священный предложил подарить митрополиту Ливанскому икону Казанской Божией Матери, Крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в создании этого подарка.
По распоряжению И. Сталина самые искусные российские ювелиры изготовили панагию и крест.
По прибытии в Москву митрополит Илия исполнил последний наказ Божией Матери — поведал о том, как заступничеством Её была спасена Россия в войне *****; как сама Пресвятая Богородица открыла Владыке имена праведников, чьими молитвами Господь помиловал Россию. Среди них первым Пречистая назвала уже упоминаемого старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого, а также имена духовно с ним связанных молитвенниц и стариц: Ольги Васильевны, крестницы св. праведного Иоанна Кронштадтского, Блаженной Любушки Питерской, духовной дочери отца Серафима, и Ольги Алексеевны (по происхождению генеральской дочери), легендарного кондуктора Ленинградского трамвая.
В Москву Владыку встретили весьма торжественно. На церемонии, посвящённой Его встрече, преподнесли ему икону, крест и панагию. Как он растроган! Он говорил, что всю войну день и ночь молился о спасении России.
«Я счастлив, — сказал Владыка Илия, — что мне довелось стать свидетелем возрождения Православной Веры на Святой Руси и увидеть, что Господь и Божия Матерь не оставили вашу страну, а напротив — почтили её особым Благословением. С великой благодарностью принимаю эти дары от всей земли Русской, как память о любимой мною стране и её народе. Желаю вам, дорогие мои, и надеюсь, что по словам Великого святого земли Российской — преподобного Серафима Саровского, — вы среди лета запоёте „Христос Воскресе!“.
Вот радость-то будет по всей земли великой!»
Тогда же Правительство наградило Владыку Сталинской премией за помощь нашей стране во время Великой Отечественной войны. От премии Владыка отказался, сказав, что монаху деньги не нужны: «Пусть они пойдут на нужды вашей стране. Мы сами решили передать вашей стране 200 000 долларов для помощи детям-сиротам, у которых родители погибли на войне», — сказал митрополит Илия. Мария Александровна Дубровина, духовная дочь Московского старца протоиерея Василия (Серебренникова).
** Последним Священным Синодом и Архирейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. Причислен к лику святых.
*** Подробный рассказ об Ольге Алексеевне см. в книге «Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий», М., изд. Братства свт. Алексия, 1996 г., посвящённой жизнеописанию старца и его духовных чад, а Ольга Алексеевна была его духовной дочерью.
**** Православная газета «Земщина», издаваемая в Санкт — Петербурге, N 10, октябрь 1990 г., ст. «Чудеса от Казанской Божией Матери».
***** Подробно об этом событии см. в кн. «Россия перед Вторым Пришествием». М: 1995.
http://www.pravaya.ru/look/7567