Pravos.org | Ольга Васильева | 08.05.2006 |
Его ждут 370 приходов по всему русскому зарубежью от Австралии до Америки, ждет российское общество и Русская Православная Церковь, ибо на наших глазах не только восторжествует историческая справедливость, но и совершится главное — восстановится единство Церкви. Путь к этому был нелегким…
Как известно, причиной разделения послужили политические события, связанные с существованием Русской Церкви в советском государстве. Русское зарубежье по-разному представляло и трактовало степень зависимости Московского Патриархата от атеистической власти. Наиболее резким было отношение Зарубежной Церкви к митрополиту Сергию (Страгородскому) и позиции, которую он занял в конце 1920-х годов.
В исторической оценке событий тех лет часто присутствовала односторонность. Те трагические годы не могли дать безусловно правых и безусловно виноватых. Но есть историческая правота того пути, по которому пошел митрополит Сергий, личность масштабная, трагическая и не лишенная противоречивости.
Есть историческая правда и в деяниях архиереев и клира Русской Зарубежной Церкви, оказавшихся на территориях государств — противников Советского Союза как идеологических, так и военных, но живущих тогда еще в биполярном мире. Расшатывая «советского» монстра они искренне верили в лучшее демократическое будущее.
Сегодняшняя жизнь показала, что и это — миф. Мир стал однополярным, в котором навязывается американское видение грядущего, с чем, как оказалось, соглашаются далеко не все. Но, если уйти от политических реалий, хотя это сделать ни одной стороне никогда не удавалось, то следует отметить, что Русская Церковь смогла преодолеть односторонность в оценке своей истории, прославляя новомучеников и исповедников Российских, не только бывших последователями митрополита Сергия, но и тех, кто признавал священномученика Петра Крутицкого и Коломенского законным предстоятелем Русской Православной Церкви.
Дискуссионной темой для Зарубежной Церкви долгие годы была также тема экуменизма. Хочется надеяться, что церковные встречи с участием историков развеяли миф о пагубном участии нашей церкви в экуменическом движении.
Ни вступление Русской Церкви во всемирный Совет Церквей в 1961 году (в стране набирала обороты т.н. «хрущевская» церковная реформа — одна из масштабных антицерковных кампаний советской истории), ни более позднее участие в нем не нарушили исповедания чистоты Православия.
Но, если даже расставить все точки над «i» в событиях, так долго нас разделявших, все равно найдутся те, кто выступит против объединения. И это будут не потомки первой волны русской эмиграции, сохранившие богослужебную, каноническую и духовную традицию. Это будут совсем другие люди, которых можно условно разделить на две группы. Первая — часть клира малообразованная даже в истории своей Церкви. Это они, когда рушился Союз, готовы были припасть к русским березам и научить нас настоящему Православию. Но не припали и не научили, а пережили глубокий внутренний кризис, связанный с отказом от идеалов своей жизни — борьбы и противостояния. Бороться стало не с кем, а позитивных решений найти не удалось.
Ко второй группе относятся перебежчики из Московского Патриархата, находящиеся и в России, и в зарубежье. Именно о них сказал свои тревожные слова святитель Иоанн Шанхайский: «Приходится заранее предвидеть, что в будущем зарубежье даст много сознательных работников против Православной России… которые, оставаясь внешне православными и русскими, будут тайно работать против нее».
Они вовсю работают, ибо объединение поставит под сомнение чистоту их риз и «подвиг» перехода в Зарубежную Церковь. Но зарубежье ими уже тяготится, считая ошибкой факт широкого приема перебежчиков из Московского Патриархата без серьезного исследования их жизненного и канонического пути. Ошибкой стало и открытие приходов Русской Зарубежной Церкви на территории России.
Эти группы — внутренние оппоненты объединения. Но есть и другие силы — внешние. Эти политические оппоненты по-прежнему хотят, чтобы отношения между Церквами развивались в международно-политическом контексте, чтобы постепенно ушли носители русской культуры и духовности от Австралии до Америки. Но этому не суждено сбыться, ибо все, что идет вразрез с христианской совестью и церковной правдой, будет отметено. Большинство искренни в своих чаяниях единства. И оно будет достигнуто.
О. Ю. Васильева, доктор исторических наук
http://www.pravos.org/docs/doc307.htm