Правая.Ru | Кирилл Фролов | 06.05.2006 |
Утверждать, что воссоединение Патриаршей и Зарубежной частей Русской Православной Церкви незначительно так как РПЦЗ — это всего несколько сотен приходов, могут только недалекие люди. В данном случае — дело не в количестве, а в смыслах, в сути. Русская Зарубежная Церковь — это та самая часть Русской Церкви, что рассказала всему миру о подвиге святых Новомучеников Российских и первой прославила их.
Патриарх Алексий Второй справедливо заметил, что «все силы ада восстали против воссоединения Русской Церкви». Противники воссоединения есть с обеих сторон. Просто в Зарубежной Церкви они видны явно. Те, кто больше всего кричит об «угрозе поглощения РПЦЗ Московским Патриархатом», «предательстве идеалов Зарубежной Церкви», являются живой иллюстрацией к поговорке о том, кто громче всех кричит «держи вора». Например, о. Игорь Шитиков, борец за «самостийность и незалежность» Зарубежной Церкви, готов идти на поклон Константинопольскому Патриархату, который за свои вероучительные компромиссы и безобразное попрание канонов десятилетиями был объектом справедливых обличений со стороны Зарубежной Церкви. Отец Игорь взывает к «русской архиепископии Константинопольского Патриархата в Западной Европе», активисты которой — такие, как Никита Струве, — поносят Русскую Церковь и Россию, а богословы — такие, как Оливье Клеман, — пытаются обосновать лжедогмат о Папском преемстве с «православных» позиций. Партия противников восстановления единства с Московским Патриархатом выдвинула идею автокефалии Русской Зарубежной Церкви, в то время как отцы-основатели РПЦЗ считали ее неотъемлемой частью Русской Церкви, сохраняющей самостоятельность до освобождения Церкви на Родине. «Автокефалисты» пытаются свести Всезарубежный Собор к восстановлению евхаристического единства с Патриаршей Церковью, но сорвать воссоединение церковно-административное. От этой идеи за версту несет политикой «Вашингтонского ЦК», который хотел бы использовать РПЦЗ в такой же роли, что и Константинопольский Патриархат, то есть в качестве «канонического» противовеса Московскому.
Однако, в случае успеха этой политики получится хуже и подлее: Московскому патриархату будет противопоставлена «чисто Русская Церковь». «Каноническая автокефалия РПЦЗ даст аргумент и сторонникам «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви: ведь если русские согласились с автокефалией зарубежных русских, то малороссам почему нельзя?
Но именно святые Зарубежной Церкви — например, потомок великих малороссийских просветителей — свт. Иоанна Тобольского и первого ректора Киевского Свято-Владимирского Университета Михаила Максимовича — свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францискский, были категорическими противниками украинского сепаратизма.
К сожалению, о. Игорь Шитиков не одинок. Лидером партии противников единства Русской Церкви является епископ Манхеттенский Гавриил (Чемодаков). Агентство ИТАР-ТАСС небезосновательно называет именно епископа Гавриила главой оппозиции курсу на объединение РПЦЗ с Московским Патриархатом. Удивление вызывает интервью епископа Манхэттенского, данного им ИТАР-ТАСС 4 мая 2006 года. Владыка Гавриил утверждает, что большая часть паствы Зарубежной Церкви против объединения с Московским Патриархатом и не доверяет Российскому государству. Оказывается, Московская Патриархия виновата в том, что Ленина до сих пор не выкинули из Мавзолея. Еп. Гавриил утверждает, что его паству настораживает, что объединение Русской Церкви будет противостоять американскому экспансионизму. Из этого можно сделать заключение, что епископ Гавриил является сторонником американского экспансионизма. Он утверждает, что православная паства РПЦЗ против сотрудничества с Российским государством. Оказывается, американский экспансионизм ему мил, а Российское государство — нет. Но это — только присказки. Сказки только впереди.
Оказывается, прихожанином епископа Гавриила является Игорь Малашенко, бывший Президент телекомпании НТВ при Гусинском, один из немногих противников Владимира Путина, который получил прибежище в США. Понятно, что ему не мила «немытая Россия», понятно, какой пастве не нравятся Русская Церковь и Россия. Епископ Гавриил с трогательной нежностью пишет о Малашенко, говоря, что он, «безусловно, по-своему патриот».
Напомним, что именно этот «безусловный патриот» настоял на показе по НТВ 9 ноября 1997 года кощунственного фильма Мартина Скорцезе «Последнее искушение Христа». Это было сделано вопреки протестам Патриарха и многотысячного Крестного Хода в Москве. Святейший Патриарх Алексий II писал по поводу Малашенко: «Всякий, совершивший грех оскорбления, кощунства, если не покается, понесет наказание не только в будущей жизни, но и в жизни земной». Именно Малашенко был инициатором первых порнографических программ на Российском телевидении: «Про это», «Империя страсти», «Плэйбой-шоу». Кроме того, «безусловный патриот» и прихожанин владыки Гавриила Гавриила Малашенко, увлекается магией.
Союз Православных Граждан много лет бескомпромиссно и последовательно выступает за воссоединение Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата. Мы прошли и через непонимание многих наших православных собратьев в России, когда в журнале СПГ «Православная Беседа», была опубликована статья духовника Союза протоиерея Владислава Свешникова «О психологии неосергианства». Десятки региональных организаций СПГ от Закарпатья до Красноярска и Алма-Аты молились о воссоединении и слали письма священноначалию Зарубежной Церкви. И вот теперь епископ Гавриил, «борец за чистоту Православия», «борец с сергианством», «борец за свободу Русской Зарубежной Церкви», называет «безусловным патриотом» врага Христа, растлителя России Игоря Малашенко?
Таким образом, те в Зарубежной Церкви, кто выступает против воссоединения с Церковью на Родине, показали себя защитниками иуд и богоборцев.
В цитируемом интервью «ИТАР-ТАСС» еп. Гавриил довольно четко изложил свою программу действий на Соборе: евхаристическое общение восстановить, церковно-административное единство — отложить до Второго Пришествия, потому что «многие не готовы», а в Мавзолее до сих пор лежит Ленин. Типичная демагогия. Ведь логика диктует совсем другое решение — чем быстрее и теснее воссоединится Зарубежная Церковь с Московским Патриархатом, тем больше она будет влиять на ситуацию в многомиллионной Русской Церкви, тем больше возможностей будет у нее добиться изгнания мумии Ульянова из центра Третьего Рима!
Нельзя сбрасывать и «третью силу». Я имею в виду деятельность «Смольного» по борьбе с Русской Церковью и Россией — портала «Кредо». Его руководители — А. Солдатов и В. Лурье в своей ненависти к Русской Церкви дошли до рекламы анафематствованного главы т.н. «Киевского патриархата» Филарета (Михаила Денисенко) и утверждений, что «боевики Московского патриархата на Украине захватывают храмы Киевского патриархата», хотя в действительности все наоборот: поддерживаемый государством Филарет воюет с Церковью, не брезгуя избиениями священников, захватив сотни православных храмов!
Лурье пишет инструктажи для оппозиционеров курсу на единство с РПЦ в Зарубежной Церкви, предлагая им создать еще один церковный раскол. Это — банальный шантаж епископата Зарубежной Церкви с целью сорвать решение о церковно-административном единстве с Московским Патриархатом и добиться «автокефалии» РПЦЗ, дабы смута в Русской Церкви продолжалась. Накануне Всезарубежного собора портал «Кредо» исчез из сети, что, думается, отнюдь не случайно!
К сожалению, есть противники воссоединения и в РПЦ МП. Это «церковные» либералы. Их идеология нетрадиционна для Русской Церкви, но они сохранили некоторые аппаратные позиции и связь с либерально-космополитическим антицерковным лобби. Они и действуют аппаратно, подбрасывая церковному начальству фразочки о том, что, дескать, Зарубежная Церковь не так канонизовала святых и т. п. Они предпочитают высказываться чужым устами, например, устами журналиста Максима Шевченко, прямо заявившего, что воссоединение Московского Патриархата и Зарубежной Церкви усилит консервативные тенденции в Русской Православной Церкви. Да, усилит и еще как. И слава Богу!
Объективно против воссоединения играют и околоцерковные «совпатриоты», повторяющие азы красной пропаганды о том-де, что Зарубежная Церковь служила Гитлеру. Такие утверждения, мягко скажем, некорректны. Их можно бросить и Московскому Патриархату. Например, самая крупная православная миссия на оккупированных нацистами территориях — Псковская — принадлежала Московскому Патриархату. Религиозная политика нацистов на оккупированных территориях сводилась к недопущению единой русской церковной организации, по принципу «разделяй и властвуй». В одной области поощряли РПЦЗ, в другой — МП. Нынешние «кредины» и прочие деятели антицерковного лобби, борющиеся с воссоединением и придумавшие «автокефалию РПЦЗ» являются, таким образом, прилежными учениками нацистских оккупантов, разделявших и дробивших Русскую Церковь и народ с целью их полного уничтожения.
Правда и то, что обе части Русской Церкви шли на компромиссы с антихристианскими властями, но эти компромиссы осуждены обеими сторонами и вопрос следует закрыть.
«Совпатриоты» пытаются доказать, что в пути Патриаршей Церкви все безупречно, делается это вопреки исторической правде: большинство Новомучеников Российских не признало декларацию митрополита Сергия. Вырабатывается целое «богословие сервилизма», согласно которому Церковь должна подчиняться любой власти. Таким образом они могут привести к тому, что Церковь признает власть антихриста. Однако «неосергианцы» делают все это вопреки позиции Русской Православной Церкви Московского Патриархата, которая прославила и тех Новомучеников, что отвергли Сергиеву декларацию, и заявила, что Декларация митрополита Сергия о лояльности безбожной власти не соответствует нормам церковно-государственных отношений. Деятельность «неосергианцев», якобы, от лица МП, в преддверие Собора носит откровенно разрушительный характер, «давая повод ищущим повода» тем в РПЦЗ, что не желают единства Русской Церкви.
Всем силам ада, восставшим против восстановления единства Русской Православной Церкви, должно быть противопоставлено воссоединение Русского Православия. Лучшим доказательством православности и равноспасительности Патриаршей и Зарубежной частей Русской Церкви, того факта, что перегородки между МП и РПЦЗ не доходят до неба, являются современные нам святые: в Патриаршей Церкви — это святой архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), карпаторусский просветитель схиархимандрит Алексий (Кабалюк, прест. В 1947 г.), схиархимандрит Амфилохий Почаевский (прест. В 1971 г.) и многие другие. В Зарубежной Церкви это святители Иоанн Максимович, Иона Ханькоуский и др.
Какие же еще нужны доказательства? Единая Русская Церковь — вот лучший памятник их подвигу.