Литературная газета | Ирина Ахундова | 05.05.2006 |
Он оставил первое описание хождения русского человека в Святую землю. В «Хождении» игумен Даниил красочно описал, как он поставил лампаду на Гроб Господень в кувуклии «от всей Русской земли», как проходила в то время церемония схождения Благодатного огня.
Смысл программы «Просите мира Иерусалиму» — в единении. Как и в предыдущие годы, многие поместные православные церкви поддержали инициативу проведения молитвы о мире на Святой земле, которая сегодня оскверняется насилием и террором.
— Арабо-израильский конфликт вызывает жестокое кровопролитие, гибель мирных жителей, многим православным святыням грозит опасность разрушения. Постоянно ухудшается и положение христианских общин на Святой земле, — сказал вице-президент Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России историк-востоковед Михаил Якушев. — Лидеры христианских общин Святой земли с тревогой говорят о постоянном оттоке христианского населения из палестинских земель из-за роста насилия и антихристианских настроений. Сегодня численность христианской общины на палестинских территориях около полутора процента населения (50 тысяч человек), на израильских территориях — два процента (100 тысяч человек). А в начале прошлого века христиане составляли около 20% населения Святой земли.
Храм Гроба Господня — священный центр христианства. Сооружённый на месте, где завершился земной путь Христа, он включает в себя около сорока различных зданий. Храм трижды полностью разрушался и восстанавливался заново. Впервые он был воздвигнут над Гробом Господним по повелению императора Константина Великого и его матери, Святой равноапостольной царицы Елены. Нынешний храм построен после опустошительного пожара 1808 года.
Наша делегация во время ожидания схождения Благодатного огня (церемонию по традиции начали православные арабы), находилась в кафаликоне храма Гроба Господня — в красивом греческом соборном храме Воскресения. Звуки бубнов и бой барабанов, крики, свист, молитвы, звон колоколов, шум потасовки — всё смешалось в непрерывный гул. Кто-то стоит на складном стульчике, чтобы увидеть весёлую арабскую молодёжь, сидящую на плечах друг у друга, кто-то, подобно матушке Екатерине, игуменье Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря, читает молитву об установлении мира на Святой земле, кто-то фотографирует или снимает происходящее на видео, кто-то любуется иконами, многие молятся…
«Не может быть такой радости человеку, какая бывает христианину, увидевшему Свет Святой». Под этими словами игумена Даниила подписался бы каждый из нас.
Невозможно определить точное время схождения Благодатного огня на Гроб Господень. Иногда православному патриарху приходится молиться часами, иногда это происходит в считаные минуты, как в нынешнем году. Передать словами то, что творится с верующими в момент, когда с неба в кувуклию сходит Благодатный огонь, невозможно! Напряжённое ожидание сменяется бесконечным восторгом. Все начинают умываться пламенем, которое первые несколько минут не обжигает.
Главное — успеть зажечь все припасённые для родных и друзей пучки свечей. Объятый пламенем храм — зрелище невероятное! И никогда не бывает пожара. Только синие клубы дыма, из которых выплывают счастливые улыбки людей — чудо произошло! Это чудо символизирует победу добра над злом, жизни над смертью. Поэтому ещё до наступления Пасхи русские паломники говорят друг другу: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
Сколько поколений людей смогли повторить путь, проложенный игуменом Даниилом во Святую землю? Сколько людей повторит его в будущем? Сколько домов и храмов освятит Благодатный огонь, привезённый в этом году? Сколько людей придут к вере в эти светлые весенние дни?