Время новостей | Кирилл Василенко | 05.05.2006 |
Как признаются сами иерархи РПЦЗ, заседание скорее всего будет сложным и болезненным. По словам секретаря синода РПЦЗ епископа Манхэттенского Гавриила, паства за рубежом делится примерно на три части и только одна из этих групп наверняка проголосует за присоединение к Москве. «Одна часть, меньшая, наотрез отказывается от любого сближения, не готова и не желает общения или объединения, — сообщил владыка в интервью ИТАР-ТАСС. — А оставшиеся две части состоят из тех, кто желает объединения и готов к нему, и тех, кто не готов. Я не берусь сказать, какой процент будет «за» и какой «против».
Активных сторонников сближения с Москвой, как известно, возглавляет первоиерарх зарубежной церкви митрополит Лавр, который даже в пасхальном послании к пастве в самом начале своего обращения, сразу после слов о вознесении воскресшего Господа на небо, перешел к обсуждению «одного из главных вопросов, уже более 80 лет волнующих Русскую церковь, — вопроса о наших отношениях с Русской церковью на родине». Самые активные противники воссоединения исходят из окружения отправленного на покой в разгар переговоров с Москвой митрополита Виталия.
Накануне столь животрепещущего заседания российский патриарх Алексий II поспешил заверить участников зарубежного собора в том, что в случае воссоединения с русской церковью РПЦЗ сохранит полное автономное управление. «Устройство Русской православной церкви за границей, как мы понимаем, останется таким же, каким и сейчас является, с ее Архиерейским собором, Синодом и существующими органами управления», — пообещал Алексий II.
Предполагается, что РПЦЗ будет существовать в качестве самоуправляемой части единой поместной русской церкви. А все имущество, принадлежащее РПЦЗ или ее приходам, останется в собственности и полном распоряжении церкви. По словам патриарха, такое взаимное соглашение было достигнуто священноначалием двух церквей и закреплено в Акте о каноническом общении. Единственное, с чем придется смириться зарубежным пастырям, так это с утверждением избрания архиереев, включая первоиерарха, Священным синодом Московского патриархата. По аналогичной системе выстроены взаимоотношения Москвы с Украинской православной церковью.
Рассказывая о дальнейшей судьбе параллельных епархий и приходов, патриарх выразил надежду, что «по мере развития сотрудничества, сослужения, взаимного общения сама жизнь приведет к тому, что эти епархии и приходы сольются». Насильственного смещения дублирующих друг друга епископов не планируется. Получается, что на переходный период во избежание обид церкви решатся нарушить древнее каноническое правило об одном епископе на одной территории.
Однако несмотря на готовность Москвы предоставить любые мыслимые льготы зарубежным братьям, собор все же вряд ли благословит полное объединение. «Мое личное мнение, сложившееся после посещения многих епархий, заключается в том, что большая часть нашей паствы все-таки пока не готова к объединению, а особенно к какому-то подчинению Московской патриархии, — говорит епископ Гавриил. — Как вариант возможно молитвенное общение при полном преодолении существующих проблем. То есть мы останемся совершенно независимой, автономной церковью, которой мы были все эти годы, но мы можем служить, молиться в храмах Московской патриархии, а они — у нас».