Русский дом | Сергей Денисов | 05.05.2006 |
«Фома Данилов — пишет далее Федор Михайлович, — с виду, может, был одним из самых обыкновенных и неприметных экземпляров народа русского, неприметных, как сам народ русский (о, он для многих ещё совсем неприметен!)». Как это современно звучит. Стоит только проанализировать программы нашего ТВ, радио, прессу и т. д.
Но вернёмся к рассказу Достоевского: «Может быть, в свое время, (он) не прочь был погулять, выпить, может быть, даже не очень молился, хотя, конечно, Бога всегда помнил… И никакой кривды, никаго софизма с совестью: „Приму де ислам для виду, соблазна не сделаю, никто ведь не увидит, потом отмолюсь, жизнь велика, в церковь пожертвую, добрых дел наделаю“. Ничего этого не было, честность изумительная, первоначальная…».
10 лет назад такой же подвиг совершил Евгений Родионов, 19-летний юноша. 23 мая 1996 года он принял мученическую смерть за Христа в селении Бамут, отказавшись принять ислам и снять с себя крест. Командиры части, где он служил, вместо укрепления заставы и блок-поста начали строить баню. А после пленения всего дежурного наряда бойцов чеченцами, разъезжавшими по нашим тылам в машине «скорой помощи», «командиры» послали их матерям телеграммы о том, что солдаты самовольно покинули свою часть.
Любовь Васильевна Родионова не поверила этому и поехала в Чечню разыскивать своего сына, а в это время в её доме милиционеры искали дезертира.
Ей пришлось пройти в Чечне через страшные нечеловеческие испытания, все круги ада.
Любовь Васильевна видела все пружины этой войны, встречалась со всеми, кто стоял на ключевых постах. Почти везде её встречали, как юродивую, удивляясь, однако, её мужеству и настойчивости.
Ныне рядом с храмом на могиле у Жени стоит огромный двухметровый крест, горит лампада, приходят паломники. Крест поставлен на деньги, собранные добрыми людьми.
Одна верующая женщина сказала: «Этот русский мальчик проявил такую стойкость перед силами ада, что на нём чеченское зло как бы затупилось и оборвалось, и Христос победил». Кстати, вскоре были убиты Хойхороев, убийца Евгения, и его родной брат.
Во всей этой истории удивляет хладнокровие и бездушие наших чиновников, всевозможных руководителей, мэров, губернаторов, генералов. «После хождения по чиновничьим кабинетам, — вспоминает Любовь Васильевна, — где тебя никто не то что не хочет или не может понять — тебя просто вообще никто не воспринимает как человека. Ни боль твоя, ни обида никого не волнуют. Думаешь: «Господи, где я живу, в какой стране я живу, среди кого я живу, почему за два года мне ни одного приличного человека в жизни не встретилось (во властных структурах)!»
А вот как было в православной России по свидетельству Достоевского: «Сообщают опять, что самарский губернатор навёл справки о семействе Данилова, происходившего из крестьян села Кирсановки Самарской губернии, Богуруслановского уезда, и оказалось, что у него остались в живых жена Ефросинья 27 лет и дочь Улита шести лет, находящиеся в бедственном положении. Им помогли по благородному почину самарского губернатора (как семье замученного русского героя)… Собрали 1320 рублей. (В то время можно было купить корову за 5 рублей), и из них шестьсот отложили дочери до совершеннолетия, а остальную сумму выдали самой вдове на руки, а дочь Данилова приняли в учебное заведение. Кроме того, начальник Главного штаба уведомил губернатора о всемилостивейше назначенной вдове Данилова пожизненной пенсии из государственного казначейства, по сто двадцать рублей в год».
Россия православная и Россия демократическая. Разница отношения к своим героям — налицо.