Русская линия
Правая.Ru Владислав Ануров04.05.2006 

Всезарубежный Собор и фиаско оранжевого посольства

Интересным и символическим явился тот факт, что делегатом, представителем от мирян Одесской и Запорожской епархии РПЦЗ на IV Всезарубежный собор в Сан Франциско, который должен окончательно рассмотреть вопрос воссоединения с РПЦ МП, был избран ни кто иной, как посол США на Украине Джон Хербст

Можно бесконечно и с различных позиций обсуждать степень допустимого компромисса церковной иерархии с нехристианской или безбожной властью, но очевидным остается одно — с богословских позиций понятие о «ереси сергианства» несостоятельно, а противоположное утверждение является ничем иным, как воскрешением древней ереси донатизма [1]. Мало того, сегодня отчетливо выясняется, что проект «ереси сергианства» — является плодом весьма безнравственного компромисса некоторых зарубежных иерархов с властями и спецслужбами США. Проект этот подразумевает отказ православных иммигрантов, (а впоследствии и приверженцев РПЦЗ оставшихся на родине) от своего отечества, которое объявляется погибшим по причине свершившейся в нем революции, и требующим освобождения. При том, как оказалось, освобождение это, по мнению тех или иных иерархов РПЦЗ, могло быть осуществлено военными силами фашистской Германии, а позже и США.

В 1938 г. митрополит РПЦЗ Анастасий писал Гитлеру: «…Не один только германский народ поминает Вас с горячей любовью и преданностью перед Престолом Всевышнего: лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду. Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под игом рабства и ожидающий своего освободителя, постоянно возносит к Богу молитвы о том, чтобы Он сохранил Вас, руководил Вами и даровал Вам свою всесильную помощь» [2].

В июне 1941 г. архиепископ РПЦЗ Серафим (Лядэ) взывал к своей пастве: «Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы… Наконец-то наша вера оправдана!… Поэтому, как первоиерарх Православной Церкви в Германии, я обращаюсь к вам с призывом. Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба [3]». Сравнивая данное воззвание с декларацией митрополита Сергия, становится не совсем понятным, почему радости советской власти связанные с достижениями в восстановлении России не могут быть радостями митрополита Сергия, если борьба немецко-фашистских войск с русским народом может быть борьбой митрополита Серафима?

На Пасху 1942 г. митрополит Анастасий писал: «… Настал день, ожидаемый им (русским народом), и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы… И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего. Освобожденная часть русского народа повсюду уже запела… „Христос Воскресе!“ [4]».

Уже после окончания войны, в 1948 году, когда США шантажировали СССР атомным оружием, а в СССР оно еще не было создано, митрополит Анастасий в Пасхальном послании писал: «Атомные бомбы и все другие разрушительные средства, изобретенные нынешней техникой, поистине, менее опасны для нашего отечества, чем нравственное разложение, какое вносят в русскую душу своим примером высшие представители гражданской и церковной власти. Разложение атома приносит с собой только физическое опустошение и разрушение, а растление ума, сердца и воли влечет за собой духовную смерть целого народа, после которой нет воскресения…».

Впоследствии значительная часть РПЦЗ практически начинает исповедовать идею некоей богоизбранности США, в том числе в их военном противостоянии СССР. Известный иерарх РПЦЗ архимандрит Константин Зайцев в 1967 г. писал: «Некие флюиды „Удерживающего“ благодатно еще осеняют свободные страны, ибо в них держится еще правовое государство, ограждающее свободу личности, а о государственной власти можно, не лукавя, сказать, в какой-то мере, что она от Бога поставлена — то есть, что она заведомо не служит сатане. Под этим углом зрения еще остается Америка главенствующей силой в мiре — в частности, в военном противустоянии овладевающему мiром Злу»; в Америке «можем мы с теплым чувством молитву возносить о стране, в которой мы живем, и о властях ея [5]».

После событий 1991 г., исчезновения СССР, и последующих изменений в церковной жизни основная часть иерархии и мирян РПЦЗ переменила свое отношение к Церкви в отечестве, однако ЦРУ совершенно не устраивало возможное воссоединение Русской Церкви. Уже на подступах к долгожданному единству, один из самых яростных «борцов с сергианством» — бывший предстоятель РПЦЗ митрополит Виталий под влиянием своего окружения производит раскол, и образует малочисленную неканоническую структуру «Русская православная церковь в изгнании» (РПЦИ), которая продолжает озвучивать насквозь пропахшие нафталином лозунги о «священной борьбе с КГБстской, советской церковью».

В тоже время в самой РПЦЗ главным противником единства Церкви стал одесский епископ Зарубежной Церкви Агафангел (Пашковский). Интересным и символическим явился тот факт, что делегатом, представителем от мирян Одесской и Запорожской епархии РПЦЗ на IV Всезарубежный собор в Сан Франциско, который должен окончательно рассмотреть вопрос воссоединения с РПЦ МП, был избран ни кто иной, как посол США на Украине Джон Хербст.

Во время президентской избирательной компании на Украине, Хербст исправно помогал свершению оранжевой революции, по окончании которой получил слишком странные для посла полномочия. Например, в мае 2005 новый министр МВД Юрий Луценко отчитывался перед Хербстом о проделываемой работе по открытию уголовных дел против участвовавших в нарушениях на выборах, а также обещал сурово наказать всех виновных. В июле 2005 г. СБУ расследовала факт незаконного прослушивания телефонного разговора Хербста с тогдашним генпрокурором Украины Святославом Пискуном. Из попавшей к журналистам «прослушки» выяснялось, что одним телефонным звонком прокурору Хербст может закрыть нужное уголовное дело.

Что же касается избрания Хербста делегатом на Всезарубежный Собор, не остается сомнений, что одним из основных заданий посла являлся срыв объединительного процесса русского Православия, что и соответствует планам США в отношении Русской Православной Церкви.

Однако, в феврале Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей выступил против участия во Всезарубежном соборе посла США на Украине Джона Хербста, а также его коллеги по антиобъеденительной деятельности священника Леонида Пляца.

Синод отказал в участии «мирянину» Джону Хербсту, поскольку он по долгу своей службы имеет контакты с ЦРУ.

В свою очередь Леониду Пляцу было отказано по той причине, что он в момент перехода в РПЦЗ находился под запрещением в Русской Православной Церкви.

В официальном ответе РПЦЗ говорилось, что члены Архиерейского Синода не сомневаются в личных качествах и достоинствах Джона Хербста, но его нельзя считать свободным членом Всезарубежного собора, поскольку он не может участвовать в общественной жизни в качестве частного лица без ведома и согласия государственного департамента США, будучи по должности обязанным поддерживать позицию своего правительства. Поэтому присутствие такого делегата, безусловно, многими было бы воспринято как проявление своего рода «сергианства», а члены Синода желают быть совершенно свободными от какого-либо политического вмешательства на Соборе.

Члены Синода Зарубежной церкви также отметили, что немногим более года тому назад в Киеве состоялся переворот, к которому США имели прямое отношение, поэтому присутствие посла США в Киеве на Всезарубежном соборе может быть воспринято в России как провокационное.

Что касается священника Л. Пляца, то его участие во Всезарубежном соборе, как отметили в РПЦЗ, может быть ущербным для Церкви, поскольку у многих возникает вопрос относительно личности священника, принявшего монашеский постриг, давшего монашеские обеты, а также постригшего свою жену в великую схиму, а затем передумавшего.

Документы, полученные предсоборной комиссией от Минской епархии Московского Патриархата, подтверждают, что в 1992 году отец Леонид без разрешения своего епархиального начальства принял монашеский постриг с именем Георгий, а затем постриг свою жену в великую схиму. Пострижены в монашество им были и еще несколько женщин.

Однако год спустя иерей счел свои собственные действия «противоправными и преступными с духовной точки зрения» и попросил митрополита Минского Филарета «все сии постриги считать недействительными». Священник был прощен и продолжил жить со своей супругой, освободившейся от схимнических обетов. Однако впоследствии за новые канонические и моральные нарушения Леонид Пляц был лишен священного сана, покинул Минскую епархию и перешел на службу к епископу Агафангелу из РПЦЗ.

Таким образом, попытки ЦРУ делегировать оранжевое посольство на Всезарубежный Собор для срыва воссоединения Русской Православной Церкви оказались провалены. Мы верим — богоугодному единству быть!



[1] «ДОНАТИЗМ — схизма, а впоследствии — ересь, вызывавшая раздоры в церкви Северной Африки начиная с правления императора Диоклетиана (284−305) и до мусульманского завоевания. Название ереси происходит от имени Доната, который был избран на Карфагенскую епископскую кафедру в 312 г. поборниками чистоты христианства в обход законного епископа Цецилиана. Последние утверждали, что посвящение Цецилиана было недействительным, поскольку было осуществлено епископом, проявившим слабость во время Диоклетиановых гонений, и выдавшим гонителям священные книги. Донат назвал его отступником и под этим предлогом образовал в 312 г. собственную партию, проповедуя необходимость вторичного крещения, потому что первое, принятое от «еретиков», по его учению, было недействительно, и необходимость восстановления первобытной церкви: это нaзначение он приписывал себе. В своих «Очерках из истории догмата о Церкви» священноисповедник Иллариона (Троицкий) пишет, что согласно ереси донатистов, личное недостоинство епископа лишает благодати всю Церковь.

Собор, который состоялся в Арле в 314 осудил учение донатистов, а блаженный Августин, который изначально был против применения к «еретикам» гражданских законов, видя неистовство донатистов, впоследствии приветствовал политику государства, призванную защитить граждан от насилия со стороны воинствующих еретиков, не гнушавшихся использовать оружие против государственной власти.

[2] Благодарственный адрес митрополита Анастасия Адольфу Гитлеру. 12 июня 1938 г. Митрополит Анастасий. «Церковная жизнь». 1938. N5−6.

[3] Воззвание к пастве архиепископа Серафима (Лядэ). Июнь 1941 г. Листовка, отпечатанная отдельным оттиском в июне 1941 г.

[4] Пасхальное Послание митрополита Анастасия 1942 г «Церковная жизнь». 1942. N4.

[5] Архим. Константин (Зайцев). Есть ли нам за что «благодарить» — и как? // «Православная Русь». Джорданвилль. N 22 (879). 15/28.11.1967. с. 2−3.

http://www.pravaya.ru/faith/471/7538


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru