Русская линия
Независимая газета Станислав Минин03.05.2006 

Есть ли у Бога любимчики в футболе?
Сегодня религиозные деятели ведут спортивные репортажи, а священники по всему миру пинают мяч с детьми

Репортаж о футбольном матче между командами «Сампдория» и «Ювентус» в январе 2004 года для итальянского телевидения вели два комментатора — Джанни Вазино и Тарчизио Бертоне. Однако в перерыве встречи Бертоне был вынужден попрощаться с телезрителями, сославшись на неотложное дело. Может ли у телекомментатора во время репортажа появиться неотложное дело? Оказывается, может. Тарчизио Бертоне, архиепископ Генуи и кардинал Римско-Католической Церкви, спешил на воскресное богослужение.

В Италии у кардинала Бертоне реноме футбольного специалиста. Он периодически комментирует матчи генуэзских команд «Дженоа» и «Сампдория» для телевидения, анализирует текущие события футбольной жизни в эфире итальянского радио, критикует действия судей и решения владельцев футбольных клубов.

Бертоне периодически (но безуспешно) высказывается в СМИ о необходимости переноса матчей, время проведения которых совпадает с важнейшими христианскими праздниками. Интересно, что кардинал, будучи архиепископом Генуи, является болельщиком «Ювентуса» из города Турина.

Иерарх Католической Церкви — тоже человек, и ничто человеческое, в том числе и любовь к футболу, ему не чуждо. О футболе любит поговорить и глава Конгрегации канонизации святых португальский кардинал Жозе Сарайва Мартинш, болельщик римского клуба «Лацио». Биографы Иоанна Павла II отмечают, что покойный Понтифик следил за футбольными телетрансляциями, а в молодости сам был вратарем. Немецкая пресса сообщает, что Папа Бенедикт XVI намерен смотреть главные матчи грядущего мирового первенства в Германии и надеется на то, что «сборная его родной страны достаточно сильна».

Впрочем, «футбольная лихорадка» не обошла стороной и представителей других религий, в том числе и в России. Например, известно, что Главный раввин Конгресса религиозных общин и организаций России Адольф Шаевич — болельщик московского «Спартака».

Недавно в эфире Радио «Свобода» Шаевич даже признался, что религиозные обязанности зачастую мешают ему смотреть матчи любимой команды, проходящие в субботу. «Мой сын записывает мне телетрансляции на видео, чтобы я мог посмотреть матч в воскресенье, но, увы, очень часто кто-нибудь заранее сообщает счет», — сетует раввин.

Несовместимость религии и футбола не более чем стереотип. Католические священники по всему миру пинают мяч вместе с детьми. В XIX веке в Великобритании церковные приходы становились центрами формирования новых футбольных клубов, а футбольные стадионы до сих пор носят имена святых. В Казани 21 апреля текущего года стартовал розыгрыш Кубка мухтасибата (управления мечетями).

В Бразилии в день, когда знаменитый Пеле забил свой тысячный гол, по всей стране звонили колокола. В 1994 году полузащитник сборной Саудовской Аравии Фуад Амин на глазах у всего мира благодарил Всевышнего за гол, забитый в ворота сборной Голландии на чемпионате мира.

Иногда даже исторически сложившиеся межконфессиональные противоречия переносятся на «футбольную почву». Так, в Глазго некоторые католические священники, невзирая на скепсис Конференции католических епископов Шотландии (ККЕШ), молятся за победу клуба «Селтик» над «протестантским» «Глазго Рейнджерс». Давно поросшие мхом сложности во взаимоотношениях ирландских эмигрантов-католиков и коренных жителей Глазго обретают новую жизнь на футбольных полях и, к сожалению, в среде болельщиков двух команд.

Конечно, сегодня футбол — куда больше, чем просто спортивная игра. Зачастую победа в футбольном матче — вопрос национального престижа. В 1998 году в Сенегале правоверный мусульманин написал имаму письмо, в котором интересовался, допустимо ли пропускать одну из обязательных молитв в тот день, когда национальная сборная проводит важную встречу. В 1982 году Иоанн Павел II принял в Ватикане футболистов сборной Польши по футболу, но отказался молиться за ее успех на чемпионате мира. «В футболе у Бога нет любимчиков!» — заявил тогда Понтифик.

Современный футбол — настоящая индустрия, производящая не только капитал, но и образы «успешного человека», игрока-чемпиона, выходца из бедной многодетной семьи, снискавшего мировую славу. Особенно актуальными эти образы становятся в странах третьего мира. В Аргентине даже возникла религиозная община, члены которой поклоняются Диего Марадоне, имитируя гол, который он забил рукой в ворота сборной Англии в 1986 году и который при этом был засчитан арбитром. В их сознании Марадона, человек далеко не безгрешный, стал святым.

Во время встречи с футболистами мадридского клуба «Реал» в сентябре 2002 года Иоанн Павел II подчеркнул, что спорт — это «инструмент воспитания», который может способствовать «солидарности, дружбе, диалогу и взаимопониманию». Такой спорт «устраивает» современных религиозных лидеров. В свою очередь, превращение футбола в «фабрику звезд», а футболистов — в кумиров, наоборот, вызывает беспокойство: не идолопоклонство ли это?!

Для футболистов, тренеров и владельцев клубов, в свою очередь, религия вовсе не является конкурентом. Более того, участник игры, в которой огромное значение приобретает элемент фарта, всегда стремится привлечь удачу на свою сторону. Религиозный обряд, совершенный на самом футбольном поле или вне его, — это способ привлечения удачи.

Президент румынского футбольного клуба «Стяуа» Джиджи Бекали накануне ответственного матча своей команды с английским «Мидлсбро» молился на Святой горе Афон. Однако по сумме двух встреч его команда уступила английскому клубу. Получается, Иоанн Павел II был прав? Получается, у Бога действительно нет любимчиков в футболе?

http://www.ng.ru/religion/2006−05−03/16_football.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика