Новые Известия | Алексей Смирнов | 03.05.2006 |
Время для обращения с подобными требованиями (они, кстати, направлены всем представленным в парламенте партиям) выбрано исключительно удачно. Едва затих так называемый «карикатурный скандал», вызванный публикацией в датской газете сатирических изображений пророка Мухаммеда. Страны Запада, в том числе Швеция, вышли из него проигравшими: многие европейские правительства испугались прокатившихся по мусульманскому миру демонстраций протеста и бойкота датских товаров, и сделали все, чтобы продемонстрировать понимание чувств верующих. Теперь же Швеции было предложено ввести «мягкий» вариант шариата для отдельной группы населения.
Реакция властей на запрос Исламского союза оказалась предсказуемой. «Мы не можем изменить законодательство для мусульман. Оно у нас одно на всех», — заявил министр по вопросам иммиграции Енс Орбак. Впрочем, исламское сообщество в Швеции и прежде пользовалось множеством законодательных поблажек. Это и признание многоженства, если брак был заключен за пределами Швеции, и разрешение на ношение тюрбана и головного платка в вооруженных силах и полиции, и специальные обеды для мусульман в армии и школе.
По статистике каждый десятый швед рожден от родителей-иностранцев, и представителей исламского мира среди них большинство. Как отмечают ревнители традиций, Скандинавия скоро окрасится в зеленый цвет. Связано это не только с высокой рождаемостью в семьях иммигрантов, но и с тем, что ислам стали принимать чистокровные датчане, норвежцы и шведы. В лоно новой религии переходят преимущественно две категории населения: молодые люди и женщины. Для первых ислам связан с протестом против устоев общества. До распада Советского Союза и краха коммунистической идеологии молодежь шла в партии левого толка. Теперь их место заняли радикальные исламские объединения. Что же касается женщин, то они ищут в исламе спасения от «зацикленности» западного общества на сексе и внешней привлекательности. Именно это, по мнению социолога Мадлен Шьоквист, автора исследования «Мы становимся мусульманами. Шведки рассказывают», стало главной причиной перехода в ислам сотен исконных жительниц Скандинавии.
А совсем недавно группа юристов-мусульман из соседней Норвегии предложила ряд мер по снижению преступности среди их единоверцев. По их мнению, высокий процент мусульман-правонарушителей объясняется тем, что эти люди не чтут «светский» уголовный кодекс, поскольку для них он лишен морального и нравственного содержания. Вот если их обязать приносить присягу в суде на Коране, а в уголовный кодекс «вплести» религиозные элементы, законопослушание в мусульманской общине резко возрастет. Это предложение обсуждалось на правительственном уровне во всех скандинавских странах, и, хотя оно было отклонено, главная цель достигнута: западное общество вновь усомнилось в универсальности своих ценностей. Смута, посеянная в умах, привела к появлению очередной волны новообращенных скандинавов, вставших под знамя Пророка.
СПРАВКА
Среди 9-миллионного населения Швеции 90% составляют шведы, 3% - финны. В последние годы растет доля мигрантов и их потомков. Наиболее многочисленные диаспоры сформировали боснийцы, иранцы, греки, выходцы из Турции. 82% населения Швеции относят себя к лютеранам. 400 тыс. жителей Швеции исповедуют ислам.Из 5,5 млн. жителей Дании 87% являются лютеранами. Мусульмане — свыше 200 тыс. человек — являются второй по численности религиозной общиной страны.
В Норвегии из 5,6 млн. жителей 86% - лютеране. Около 60 тыс. исповедуют ислам (преимущественно шиитского толка). За счет людей, принимаемых по квотам беженцев, за последние годы увеличилась численность иранской, боснийской, пакистанской общин.
В Финляндии доля выходцев из других стран — наименьшая в Северной Европе: их всего около 100 тыс. из 5,2 млн. жителей. 85% населения — лютеране, чуть более 1% - православные. Из примерно 10 тыс. мусульман большинство составляют татары и сомалийцы.