Русская линия
Седмицa.RuСвященник Павел Конотопов03.05.2006 

Пасха на Святой Земле
Из дневника паломника

Путь в Святую Землю. 20 апреля

Господи, благослови наше путешествие!

Отслужив ночную Литургия Великого Четверга (не ради оригинальной духовности, а чтобы не лишится благодати этого спасительного дня), мы провели в сборах полночи. Поспав часа три, в 7.10 выехали в аэропорт Домодедово, и в 8 утра уже встретили свою паломническую группу, которая представляла собой довольно разнообразную публику. С нами ехали люди из разных уголков нашей необъятной Родины: Новокузнецка, Мариуполя и проч., разной степени воцерковленности и, видимо, разных интересов.

Без каких-либо проблем прошли регистрацию и пограничный контроль. На вопрос о наличии колюще-режущих предметов, ответили обычное «нет». Интересно, в Тель-Авиве пограничники будут также непридирчивы и холодно приветливы?

Боинг 747−200 компании TRANSAERO уносит нас в далекий Израиль. Полный самолет паломников, все читают Евангелие, и требуют у стюардесс постную пищу, которая на этот случай заготовлена. Пролетаем Черное море, Турцию и Средиземное море, и вот в 14.10 садимся в Тель-Авиве, в аэропорту Бен-Гурион. Здесь нас ожидает очень долгая таможня и проверка документов. Во время этой проверки невольно появляется ощущение, что приехали не паломники, а самолет террористов. Наконец, паспортный контроль пройден, нас выпускают, берем багаж и садимся в автобус.

Нам повезло, с нами едет представитель Паломнического центра Московской Патриархии Галина Федоровна, которая решает все организационные вопросы. Иначе каждому пришлось бы решать их в индивидуальном порядке, что неизмеримо сложнее и, главное, дольше. Приятный гид Роман вполне компетентен. Группа наша большая — 47 человек, поэтому в автобус усаживались долго. Приехали в гостиницу, и снова томительно ожидали в холле отеля, на этот раз — расселения….А в это время в Троицком соборе уже начиналась служба.

Поторопив гидов, все же попали на Богослужение, как раз к середине первого Евангелия, и отстояли до конца. В Русской Духовной миссии служат не быстро, но с сокращениями. Хор мужской, поет вполне прилично, хотя с широким расположением у них явные проблемы.

Все было молитвенно и чинно. Присутствовало много паломников. Очень много! В храм было не войти, мы еле протиснулись. На просительной ектенье было добавлено прошение «о паломниках». Многолетны пелись с упоминанием Феофила, Святейшего Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины и проч.

Завтра трудный и длинный день, но да даст нам Господь сил! Сегодня уже валимся с ног, и ко Гробу Господню не пойдем, потому лишь, что были уже не в состоянии.

Завтра Крестный ход, чин погребения Спасителя. Завтра с 10-ти утра — «Виа Долороса». Но самое главное будет в субботу!

Великий Пяток. 21 апреля

Впечатлений от Иерусалима множество, описать все просто невозможно, и народу столько же сколько и впечатлений. Ходили Крестным ходом по «Виа Долороса». Шествие в этот раз возглавлял не Патриарх, а один из митрополитов. И вообще, сегодня день был посвящен в основном Крестному пути Спасителя и всему, что с ним связано. Закончился день в храме Гроба Господня. Голгофа, камень миропомазания, Гроб Господень — словами не передать, колоссальные впечатления! Самое интересное, что мы попадали во все Святые места согласно времени происходивших событий. Причем, это не планировалось, все как-то само получилось, по воле Божией.

Когда идешь Крестным путем в Великий Пяток, отчасти понимаешь, что испытывал Спаситель, когда шел в базарный день города по его тесным, полным народа, грязным улицам, окровавленный, под палящим солнцем, сжимаемый со всех сторон народом, сострадающим, участным Его судьбе или вовсе безучастным, занимающимся своими делами, торгующим и кричащим.

Фильм Мэла Гибсона не передает, увы, этого ощущения. Тюрьма, где провел ночь Спаситель — и вовсе леденящий душу ужас!

Пойдем в ночь в Миссию на Чин погребения, который здесь проводится в 2 часа ночи, а поутру направимся в храм Гроба Господня на церемонию схождения Благодатного огня. Попадем-не попадем, как Бог даст. Да это и не самоцель, хотя я, конечно, приложу все усилия, чтобы попасть. Но уже одно то, что мы в Иерусалиме — чудо!!!

Великая Суббота. 22 апреля

В Вечном городе ничего со времен Спасителя не изменилось. Как было тогда, когда Он в Свое время шел по этому пути, так и сейчас. Лавки не закрывались, народ наперебой предлагал «купи крестик — уан доллар» (как вариант: воду, открытки и проч.) То что связано с торговлей и деньгами, здесь не прерывается никакими событиями, по крайней мере в старом городе. (кроме шаббата, конечно).

Сегодня побывали на церемонии благодатного огня. Я вам скажу, друзья мои, — это нелегкое испытание. Первое, что надо сделать — положится на Бога и отказаться от желания непременно, и во что бы то не стало попасть. Второе — пойти в Русскую Миссию на службу, которая начинается в 2 ночи и заканчивается около 7 утра. И после ее окончания нужно идти в старый город к храму Гроба Господня. Тут возникает самая главная проблема. Несколько улиц сливаются в одну, с очень маленьким входом во двор храма. Если учесть что на Благодатный огонь кто только не идет, можно себе представить, количество народа, которое скапливается в этих улочках. Улочки перекрыты местной полицией и ОМОНом. Набирается много народу, кто-то стоит, кто-то лезет вперед, но не пускают.

Мы удачно пристроились за отрядом ОМОНа, который двигался к заслону на помощь своим, и добрались до барьера. С одной стороны это было удачно, с другой — едва не закончилось плохо. Перед нашим носом закрыли проход и не открывали больше полутора часов, и мы (я, моя матушка, и паломница) оказались прижаты к металлическим барьерам. Народ напирает, ОМОН с другой стороны сдерживает, крики, ругань, вопли. В общем, думал, задавят. Обратно выбраться было нереально. С Божией помощью, мы все же прорвались, но нужно было еще войти в храм. Удивительно, но это оказалось проще, и мы потратили минут 10, тогда как на предыдущий этап — почти 3 часа. Началось напряженное ожидание. К Кувуклии подойти было нереально, поэтому мы остановились в некотором отдалении от нее, ее саму не было видно, но было видно всех тех, кто вокруг нее находился. Уже одно то, что мы оказались внутри храма в этот день — счастье!

Далее можно прочитать, например, вот эту новость, там все описано как было.

Несколько замечаний: в храм мы попали в 10.30, вышли 15.00. Все это время стоял непрекращающийся гвалт, никакой тишины не было и в помине. Даже драки были. Арабская молодежь — это нечто! Такое ощущение, что попал не в храм, а на футбольный матч Челси — Галатасарай.

Когда в Кувуклии молился Патриарх, то по всему храму были видны сполохи похожие на молнию, фотовспышки так не отсвечивают на стенах, они дают рассеянный свет или отсвет, а тут вспышки были в виде маленьких молний. Это я и моя матушка действительно видели. Огонь не обжигает первые несколько минут. Но все же довольно горячий, так что можно и обжечься, но все равно, если просто зажечь пучок свечей то обращаться с ним как с тем, который бывает в Храме — нельзя. Огонь распространяется очень быстро в народе, и это тоже сопровождается некоторыми световыми явлениями, в виде белого свечения, но очень недолгого. Ну и в связи с некоторыми настроениями в Иерусалимской церкви, замечу, что когда появился нынешний Патриарх Феофил, народ стал скандировать: «Аксиос!», тогда как сторонники смещенного бывшего патриарха Иеремии свистели и кричали. Но их все же как-то угомонили.

Пасха Христова! 23 апреля

Пасху мы встречали в Русской миссии в Иерусалиме. Можно было пойти на Гроб Господень, но ведь Его Воскресение было одинаково для всех уголков нашей вселенной, да и не знали мы, как там и что происходит. Греческого языка я не знаю, шум там стоит такой, что помолится толком точно никак не получится. Да, кроме того, и Литургия где-нибудь на севере Архангельской области точно такая же, как и в храме Гроба Господня. В общем, выбор был сделан в сторону Миссии, и как оказалось не зря.

Было, конечно, немного тяжеловато: после предыдущей службы поспать удалось всего ничего, часа 2. Пасхальная заутреня началась в 2 ночи, служило ее большое количество духовенства, человек 30 из разных уголков нашей Родины, практически все приехали с паломническими группами. Спокойно, чинно, молитвенно и торжественно, прошла служба, пел мужской хор Миссии. Все как в России, даже Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II читали, как и у нас в храме — перед причастием. Радость духовная переполняла всех. Было очень празднично и хорошо, все наши паломники причащались.

Но есть тут и особенность — Кикар Зион, или площадь Сиона, довольно многолюдное место, для местной молодежи — тусовочное. Здесь — много кафе, баров, ночных клубов из которых доносится страшный грохот музыки. А Миссия находится в минуте ходьбы от этой площади. Поэтому и на Великую субботу и на Пасху, Крестный ход и Богослужение сопровождались беспрерывным бумканьем, как это бывает в разные государственные праздники у нас в Татьянинском храме. Я даже не был удивлен, а воспринял это как должное, только потом задумался. Кстати, я так и не понял расписание работы тех людей, которые в эти клубы ходят, т.к. это бумкание продолжается часов до пяти утра, а молодежи — полная площадь. Прямо под окнами нашего номера — один такой клуб. Правда, устаешь так, что даже под эту «музыку» спится замечательно.

На самом деле, душа здесь так переполняется благодатью от святынь, что место служения литургии не важно. Да и сами святыни здесь выше конфессиональных разногласий. Всех всюду пускают, престолы, на которых совершается литургия, открыты для всех, и часто бывает, что разные христианские конфессии служат попеременно на одном престоле, и обычным людям позволительно их касаться.

В очередной раз, поспав часа 2, мы двинулись дальше. Посетили Елеонскую гору, которая полна святынями. Поклонились месту Вознесения Спасителя, в Гефсиманском саду, рядом же посетили Кедронский поток.

У нас очень хороший гид, он служит алтарником в Миссии, активный сотрудник русского Палестинского общества. А еще с нами в группе руководитель этого общества Николай Николаевич Лисовой. И тот и другой просто кладези знаний о Святой земле и оба православные люди. Завтра — Вифлеем и Хеврон.

Вифлеем и Хеврон. 24 апреля

Хорошо Светлую неделю провести в паломничестве по Святым местам. Так делают многие и в Москве, едут, например, в Троице-Сергиеву лавру или еще куда-нибудь. Вот и мы решили не отставать от старой московской традиции и поехали на место рождения Спасителя в Вифлеем, а также в Хеврон, где растет Мамврийский дуб.

День прошел под знаком любви к братьям нашим католикам, в лице итальянцев, но об этом позже. Вообще, нынче паломников возят на Палестинские территории редко: Хамас, и разного рода опасности… Но здесь в очередной раз все сложилось благополучно. Мы миновали большущую стену, которую строит Израиль вокруг Палестинских территорий (Она производит впечатление.), и въехали в Палестинскую автономию. Визуально она ничем не отличается от Иерусалима, немного беднее, и евреев нет совсем. Приехали к базилике Рождества Христова.

Это скорее огромный храмовый комплекс, где все перемешано. Тут и пещера Рождества, и католический монастырь, и пещера где жил и подвизался блаженный Иероним, и пещера Вифлеемских младенцев, большая католическая базилика. Основной храм — православный, единственный сохранившийся со времен равноапостольной Елены (начало IV-го века), с византийскими мозаиками IV—VI вв.еков. В храме шла служба на арабском, греческом и русском языках. Под алтарем храма находится пещера Рождества, и в момент окончания православной Литургии, в пещере начиналась католическая месса (над Рождественской звездой тоже находится престол). И вот тут-то произошла первая встреча с католиками. Когда начинается их служба, а это здесь всегда днем и несколько раз, то перекрывается доступ паломников к святыне. Очередь к пещере состояла в основном из католиков-итальянцев, которые, заслышав знакомые звуки, стали стремиться туда с невероятной энергией. Это заставило нас отступить и переключится на посещение других святынь. Когда же через час мы вернулись, (месса кончилась, кстати, она одновременно шла в этом храмовом комплексе и местах, наверное, в пяти) то обнаружили, что очередь итальянцев не уменьшилась, а увеличилась. Пришлось, активно работая локтями и голосом, прокладывать себе путь, что делать, иначе бы не попали вовсе.

Также посетили и так называемую Молочную пещеру, где по преданию (католическому) Божия Матерь кормила Христа, и где произошло поклонение волхвов. Там мы спели рождественские колядки, что на Пасху само по себе удивительно.

После этого поехали в Хеврон, в котором всего 4 православных человека. Это служащий там о. Владимир, один монах, и две монахини. Остальные в этом городе — мусульмане. Но местное население уважает русскую церковь, и не трогает никого. Правда, бывает, свистят вокруг пули, когда возобновляется интифада, но к этому уже насельники привыкли. Очень колоритный там сторож, он является сторожем в 11-м поколении, мусульманин, кстати. Он считает, что в независимости от того, куплена эта земля или нет — это все временно и она принадлежит ему. Воспитывает преемника себе, своего сына.

Мамврийский дуб — огромный высохший дуб в возрасте более 4000 лет, который дал один маленький зеленый росток, что само по себе — чудо. Вообще чудо — это и появление самой дубравы, ведь растительность Святой земли не предполагает деревьев, в основном кустарники.
Кстати, порасспросил я про события, связанные с «отторжением» этого места у РПЦЗ в 1998—2000 годах. 90% того, что писала пресса и Интернет — чистый вымысел.

На этом наш день закончился. И, конечно, по возвращении в Иерусалим, мы пошли ко Гробу Господню, в который очень нелегко попасть. Здесь, мы во второй раз встретились с нашими братьями. В очередной раз началась месса, пошли разные процессии, закрыли Кувуклию для паломников, а очередь в нее увеличилась во много раз из-за итальянцев, (и откуда они взялись, на Пасху их столько не было). Очень уж они эмоциональные и бесцеремнонные. Ну да ничего, объяли друг друга радостью.

Вообще, вот что странно, я, конечно, понимаю, что на Святой земле все давно поделено и регламентировано. Но почему армяне и греки служат в основном по ночам, никого к себе не пускают, кроме своих, или пускают кого-либо по договоренности. И очень редко служат на престолах над самими святынями. Не мешают тем же католикам прикладываться и поклоняться. У католиков же все наоборот. Служат среди бела дня, когда большинство паломнических групп приезжает, и только на престоле над святыней. Народу на мессе тьма, и доступ к святыне закрыт. Все православные терпеливо ждут, когда закончится месса. Вот так, бывает в Святой земле.

Горненский монастырь, гробница Лазаря, монастыри Георгия Хозевита и Герасима Иорданского, переезд в Тивериаду. 25 апреля

Мы уехали из Иерусалима. Приложившись ко Гробу Господню в последний раз и попрощавшись с этой великой святыней, мы двинулись на север страны в Тивериаду, заезжая по дороге в разные места. На нашем пути был Горненский монастырь. Первое что я сделал — отдал вторую часть записок наших прихожан и пожертвование, теперь моя совесть перед приходом чиста. Ну, а далее была экскурсия по монастырю, который, как известно, стоит на месте встречи Пресвятой Богородицы и прав. Елизаветы («иде в Горняя со тщанием во град Иудов…») Еще там есть дом праведных Захарии и Елизаветы. Соседний монастырь, прямо стена к стене — католический монастырь Встречи, но туда мы не пошли. Еще Горненский монастырь граничит с больницей, где лежит в состоянии клинической смерти Ариэль Шарон. Вообще, нужно отдать должное архимандриту Антонину Капустину, который приобрел столько территорий на Святой земле, что диву даешься, как ему это удалось сделать в Синодальный период бытия нашей Церкви.

Удивительно, но все что касается Русской церкви на Святой земле (и РПЦЗ в том числе) производит удивительное впечатление. Русское монашество чрезвычайно трудолюбиво. Гефсимания, Спасо-Вознесенский монастырь, Горненский, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме очень и очень ухожены. Русские монастыри и все остальные (за исключением, пожалуй, католиков) просто небо и земля в плане порядка и чистоты. Хуже всех — сирийцы. В Русских монастырях — неземная красота и благоденствие.

Отслужили молебен, почитали Евангелие и двинулись к гробнице Лазаря в Вифанию. Над ней мечеть, а за вход хозяева собирают бакшиш (так здесь делают во многих местах). Совершили и там тоже Богослужение, что и в Горненском монастыре. Гробница Лазаря представляет собой маленькую пещеру с тесным входом, так что непонятно, как связанный пеленами Лазарь из нее вышел. Скорее — выполз. По другому, как-то трудно иначе оттуда выйти.

Затем мы направились к монастырю Георгия Хозевита в Иорданскую пустыню. Чтобы немного прочувствовать житие Марии Египетской, нужно хотя бы один раз побывать в этой пустыне. Сейчас прошли дожди, и минимальное количество зелени есть, но недели через две, все станет желтым, выжженным. Как может человек прожить на этой земле, просто непонятно.

Для того чтобы попасть в монастырь, необходимо спуститься в ущелье, а потом подняться вверх до монастыря. Есть, конечно, и «бедуин-такси» — ишак, «фоур копыта драйв». Но мы решили пешком. В самом монастыре подвизаются 3 монаха, которые заняты исключительно приемом паломников, много мощей и, самое главное, пещера пророка Илии, в которой он прятался от царя Ахава и его жены Иезавели. Помолились и там, и отправились дальше. В монастыре множество русских икон, есть и удивительная икона, на которой изображен старец Захария, причащающий прп. Марию Святых Христовых Таин. Везде, ну или почти везде, есть икона прп. Серафима Саровского.

Позже, проехав Мертвое море, мы оказались в монастыре прп. Герасима (приручившего льва). В этом монастыре всего один монах, который за всем следит и служит, а в основном — принимает паломников. Если монастырь св. Георгия расположен в горах, то монастырь прп. Герасима — в Иорданской долине. За бортом нашего путешествия остались две Лавры — прп. Саввы Освященного и еще одна, название я забыл, о чем очень сожалею, хотелось бы туда попасть.
Ну, а после был длинный переезд в Тиверию, вдоль реки Иордан, прямо по границе Израиля и Иордании.

Надо заметить, что первые дни в Святой земле, пик поездки-паломничества, конечно, были посвящены Страстной неделе и Пасхе, тем святыням, что с ними связаны. И поэтому, все последующее воспринимается через призму пережитого и увиденного, и кажется «меньшим"(в сравнении, конечно), что немного жаль. Вот если бы наоборот, тогда все бы было на своих местах. Ну да как дал Бог, итак все кажется таким невероятным, почти как сон!

Вокруг Галилейского моря. 26 апреля

Длинный день. Непростой. Началось все с погружения в реку Иордан. Народ задавал разные вопросы относительно пропорциональности оставления грехов количеству погружений. Пришлось рассказать про таинство Крещения и т. д. Переодевшись в белые рубахи, и пропев тропарь Богоявлению, прочитав Евангелие, народ Божий (ну и я, конечно) стал погружаться в воды реки Иордан. Масса впечатлений, и как-то очень хорошо и благодатно. Кстати, есть благочестивая традиция (сколько же их; главное, чтобы они не превратились в предание старцев), чтобы человек, погрузившись в воды реки Иордан в белой рубахе, хранил ее до гроба и был бы похоронен в ней же.

Ну, а далее была Кана Галилейская. По преданию, ап. Симон Кананит (т.е. Симон из Каны) был тем самым женихом, на брачном пиру у которого не хватило вина. На месте дома, где был брачный пир, стоит церковь, с иконами ап. Симона и двумя большими каменными водоносами. Тут же народ накупил вина и стал освящать его, возлагая на каменные водоносы. Здесь мы тоже прочли Евангелие, повествующее о браке, и пропели тропарь апостолу.

После Каны, наш автобус двинулся на гору Арбель, откуда открывается прекрасный вид на всю Галилею и на горы Фавор и Ермон. Видя эту картину, начинаешь понимать смысл строчки псалма: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуется». Эти горы находятся в разных концах Галилеи. Все пространство между ними — огромный оазис, населенный людьми «седящими во тьме», и которые действительно после Крещения Спасителя увидели «свет велий», ибо именно отсюда началось общественное служение Богочеловека, тут Он сказал Нагорную проповедь, новое Слово после Закона Моисея. (Мф 5−7 главы)

В Галилее все близко и связано. Место Нагорной проповеди, которую слушало около 15 тыс. человек находится в километре от места Умножения хлебов и рыб (там находится католический монастырь, в нем базилика с известнейшей мозаикой двух рыб и корзины с хлебами). Чуть ближе к озеру — место Призвания ап. Петра. Сам ап. Петр изображен в католической церкви, находящейся на этом месте, в одеянии римского первосвященника. Ну, а для нас, православных, на этом месте звучат слова Спасителя относительно важнейшего критерия священства — любви к Богу и людям.

Далее на нашем пути был и дом ап. Петра, где Христос исцелил его тещу, и синагога, в которой проповедовал Господь, и дом, в который, друзья расслабленного, разобрав крышу, спустили на ложе его самого, и Христос исцелил его. Удивительно, ходишь в руках с Евангелием, как с путеводителем.

Ну, а закончили мы день хождением в лодке по Галилейскому морю, тоже в руках с Евангелием. Кораблик остановился на середине, и мы прочли Евангелие о всех тех чудесах, которые совершил Господь на море Тивериадском. Удивительное блаженство и спокойствие от присутствия Господа ощущаешь в этих местах. Благодатная земля. Начинаешь понимать, почему только в ней и больше нигде возможно чудо Благодатного огня.

Было и утешение для паломников в виде рыбки Петра, которая водится в этом озере. Вкусная рыбка. И еще одному паломнику исполнилось 60 лет. Так что мы поздравили его, и, вкусив рыбы, отправились в гостиницу.

Тут нас постигло и первое за всю поездку искушение. У нас была очень напряженная программа. Особенно последний день: целый день разъездов по различным святыням и в 1.20 ночи самолет в Москву. Есть люди, которым по 60 лет, и они, конечно, с трудом могут это выдержать. И их к тому же, не предупредили об этом. Они и выразили свое неудовольствие происходящим. Мы еще к тому же не посетили некоторые святыни, что тоже сыграло свою роль. Возникли также и небольшие разногласия с делегацией Православного Палестинского общества по поводу посещения историко-археологических памятников. Это, конечно, необходимо и интересно, но все же на Пасху хотелось помолится на тех местах, где бывал Господь. Конечно, невозможно на Пасху в Святой земле посетить все по программе! Бог даст, преодолеем и это разделение.

Дорога домой.27−28 апреля

Это был, пожалуй, самый длинный день в нашем путешествии по Святой земле. Он начался с погружения в святой источник Марии Магдалины, который находится на участке Русской Духовной Миссии (женский монастырь) на берегу Галилейского моря. Благодатное место. Очень красивое. Все паломники с радостью совершили погружение и бодрые двинулись дальше.

Далее на нашем пути лежал город Назарет, по преимуществу христианский город. Вообще на Святой земле города делятся на мусульманские, христианские и еврейские поселения. Очень часто бывает, что в мусульманской деревне есть арабская христианская община. Так в Назарете есть арабская христианская община, которой принадлежит дивный храм во имя архангела Гавриила. Он стоит на источнике Пресвятой Богородицы, где произошло Благовещение. Естественно, есть и другое, католическое предание, по которому Благовещение произошло на том месте, где был дом Иосифа. На этом месте стоит огромная католическая церковь, где есть все мыслимые католические изображения Божией Матери всех народов мира, местами просто чудовищные.

Посетив этот красивый город, мы оказались на горе Свержения. Именно с этой горы, по евангелисту Луке хотели жители этого города сбросить Иисуса, за то, что Он объявил себя Сыном Божиим. С этой горы открывается прекрасный вид на долину Армагеддон, где произойдет последняя битва Гога и Магога, сынов света с сынами тьмы. Колоссальная долина и очень красивая. Глядя на нее можно предположить, сколько народа будет участвовать в этой битве.

Ну, а дальше у нас было настоящее духовное приключение-паломничество. На гору Фавор автобусы не поднимаются, а ездят только такси. Они и возят туристов за 5 долларов вверх на гору, а потом вниз. Этот день у нас проходил под знаком братской любви к эфиопам, которые всегда оказывались в следующем святом месте впереди нас и заполоняли собой все. Очередь на пятиместное такси (их, т.к. такси там было около 5 машин), была человек 200, поэтому некоторые из нас решили совершить пешее восхождение по тропочкам на гору Фавор, так как это сделали Спаситель с учениками. Заняло это минут сорок, то настолько было хорошо, что всем сердцем понимаешь слова ап. Петра про сотворение кущь. На Фаворе стоит греческий монастырь Преображения, в котором нас угостили кофеем и водой с лепешками. Вообще так было во всех греческих монастырях, которые мы посещали.

Гора Фавор была предпоследним пунктом нашего паломничества. Потом был небольшой отдых на берегу Средиземного моря. Немногие решились купаться, все же еще холодновато. После отдыха был ужин. Ну и напоследок мы заехали в храм св. Георгия Победоносца в Лиде, где есть его святые мощи, и цепь, к которой он был привязан. Очень символично, что московская группа паломников перед путешествием помолилась небесному покровителю своего города. Пропев благодарственный тропарь и прочитав молитву о путешествующих, мы отправились в аэропорт, где нас ждала не очень гостеприимная израильская таможня. По дороге мы друг друга благодарили, т.к. была на удивление согласная и мирная поездка. Но по милости Божией и молитвами св. Георгия мы прошли ее за полчаса (!), никого не тронули.

Ну, а дальше был самолет, полет в ночи, короткий сон и встреча с Родиной.

Слава Богу за все!

Итак, за 8 дней мы посетили: Иерусалим — Русскую Духовную миссию (РДМ) в Иерусалиме, храм Гроба Господня, Крестный путь Спасителя, Претория, Лифостротон, гору Сион, Сионскую горницу, храм Успения Божией Матери, монастырь Сестер Сиона, видели стену плача, золотой купол, раскопки Иерусалима, мечеть Омара; Елеонская гора — Гефсимания, гробница Пресвятой Богородицы, монастырь Марии Магдалины (РПЦЗ), Спасо-Вознесенский монастырь (РПЦЗ), место Вознесения Спасителя, монастырь Малая Галилея (место явления Спасителя ученикам по Воскресении), место моления Спасителя о Чаше, место Страшного суда; Эйн-Карем — Горненский русский монастырь; Вифлеем — Базилика Рождества Христова, Молочная пещера, пещера Вифлеемский младенцев; Хеврон — РДМ, Дуб Мамврийский; Вифания — гробницу Лазаря Четверодневного, монастырь Георгия Хозевита, монастырь Герасима Иорданского; Галилея — река Иордан, Кана Галилейская, гора Арбель, гора Блаженств, место умножения хлебов и рыб, залив ап. Петра, храм 12-ти апостолов, Галилейское море (на лодочке), РДМ, монастырь Марии Магдалины (источники), Назарет, гора Свержения, гора Фавор.

Коротко о том, что необходимо знать паломнику о духовном путешествии

1. Гид. Гид должен быть православным верующим человеком. Иначе в Святой земле можно оказаться не в паломничестве, а на экскурсии. Нам повезло. Другим — нет. За это можно простить опоздания и гида и автобуса, ничего страшного в этом нет.

2. Не нужно стараться успеть все. Благодати здесь столько, что хватит на всех и везде. Достаточно спокойно помолится в тех местах, куда успеваешь, почувствовать присутствие Бога.

3. По возможности, группа должна быть однородной по составу (в смысле образования и др. качеств). Лучше всего — когда едут прихожане одного храма со своим священником. Это помогает избежать орг. неразберихи. (начинаешь понимать настоятеля)

4. Минимальный набор священника: подрясник, подризник (можно взять все облачение), бумага от РДМ, от иг. Тихона (Зайцева), если хотите служить с греками. Для этого необходимо послать по факсу документы о благословении на поездку от епархиального архиерея как можно заранее. Так же взять епитрахиль, поручи, крест, Евангелие (можно, и даже нужно на русском).

5. Молебны служатся так: поется тропарь, читается Евангелие, поется величание.

6. Евангелие лучше читать на русском, а после сказать краткое слово о смысле воспоминаемого события. Многие люди просто не в курсе или ничего не знают почти ничего. Хорошо бы и знать Ветхий завет, его исторические книги. Стараться дополнять гида, пастырским словом, не сложным и не длинным.

7. Священнику нужно всегда быть с группой, иначе паломничество превращается в туризм, хотя и на сувениры обязательно нужно выделить время.

8. При первой встрече с группой необходимо представится без всякого стеснения и сказать, что бы люди обращались к вам за разъяснением или по духовным вопросам. Не нужно стесняться исповедывать народ в гостинице или в автобусе. Зачастую это единственные места, где можно спокойно и не торопясь обо всем поговорить.

9. Библейская археология. Если едешь в первый раз — то, ее должно быть по минимуму. Понятно, что с ее помощью многое становится понятным, но все же это не самое главное, на мой взгляд. Все раскопки вполне можно отложить до следующего раза.

О быте, и о прочем земном

1. Оператору, который везет группу необходимо довести до сведения паломников все нюансы программы (и даже то, что куда-то можно не успеть). Иначе будут недовольные. Они и так будут, но все же меньше.

2. Гостиница. Паломнику много не надо. Но все же можно найти и получше. Такое ощущение, что попал в улучшенный СССР начала 80-х годов. В Кикар Зионе не понравилась еда (мне), а в Тивериаде, наоборот — хорошо, но номера очень маленькие. Ни в коем случае в гостинице не оставлять деньги, билеты и документы. Об этом нужно говорить заранее.

3. Аэропорт, таможня: гиду необходимо объяснить правила ее прохождения при отлете в Россию. Могут быть задержки проблемы.

4. Деньги. Доллары все же лучше разменять на шекели и расплачиваться ими везде, кроме Вифлеема. 1 $ - 4,5 шекеля (примерно).

5. На базаре обязательно нужно торговаться, иначе не поймут. В Иерусалиме у храма Гроба Господня полно лавок с церковной утварью, крестиками, иконочками, свечами и т. д. Можно купить все. Торговаться обязательно.

6. Арабов можно не бояться. Вообще Израиль довольно спокойная страна, если нет интифады.

7. Интернет есть почти во всех городах. В Иерусалиме вообще бесплатный беспроводной доступ (Wi-Fi).

8. Записки необходимо писать заранее, об этом нужно говорить, иначе много времени уходит на это. У гида лучше узнать сколько что стоит. Обычно в русских монастырях так: сорокоуст — 1 имя — 10−15 у.е., на год 1 имя 50−100 у.е., полгода — 1 имя 30−50 у.е. Простая записка — 1 у.е. В греческих — за пожертвования. В греческих монастырях можно подавать записки на русском языке, для греков теперь это не проблема.

9. Паломники должны знать распорядок на следующий день. Время встречи, маршрут поездки.

10. Лекарства берем с собой. Чистые вещи тоже. Программа плотная — стирать некогда.

11. По приезде лучше сразу собрать чаевые в автобусе, или поставить вопрос о сборе. Потом это сделать тяжелее. Многие места, где находятся христианские святыни, принадлежат мусульманам, поэтому они собирают бакшиш (стандартно — един доллар). Это нужно иметь ввиду. В некоторых местах — музеи, туда тоже платный вход.

Особая благдарность Роману Гультяеву, нашему гиду, ученому секретарю Палестинского Общества на Святой земле,
Паломническому центру «Россия в красках»,
Паломнической фирме «Чароит»,
Паломническому центру Московской Патриархии, и лично Николаю Николаевичу Лисовому, заместителю председателя Императорского Православного Палестинского Общества

Москва — Иерусалим — Москва, 2006 г.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=32 850&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика