МИР. РПЦ | Иеромонах Серафим (Петровский) | 01.05.2006 |
Осуществляя свою миссию в молодежной среде, Церковь всегда руководствуется словами Иисуса Христа: «Пустите детей приходить ко мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10,14). Церковь всегда обращала внимание своей паствы на необходимость заботиться прежде всего о духовно-нравственном воспитании детей и молодежи, которое должно находиться в гармонии и даже опережать интеллектуальное развитие и превалировать над заботой родителей о материальном благосостоянии семьи. Это объясняется тем, что только на твердом духовном и нравственном фундаменте возможно правильное развитие человеческой личности и социально-общественных институтов. Величайший богослов и святитель христианской церкви Иоанн Златоуст, как будто обращаясь к нам, говорит о воспитании так: «Родить детей есть дело природы, а воспитать их в добродетели есть дело ума и воли. Под долгом воспитания детей я понимаю не только то, чтобы не допустить их голодной смерти, чем люди, кажется, ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Для этого не нужно не книг не постановлений — об этом достаточно говорит природа. Я говорю о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии, — долге священном, которого нельзя преступить, не сделавшись виновным, в некотором роде детоубийстве… Ваши дети будут довольно богаты, если получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их нравы и хорошо устроить их поведение». — Говорит он, отвечая на сомнения по поводу необходимости честности и порядочности для достижения жизненного успеха в современной нам действительности. Церковь, конечно, не ограничивается только призывами и доктринальными установками. На протяжении веков очагами просвещения на Руси были монастыри, духовные миссии, в том числе в Якутии, система воспитания зарождалась и успешно функционировала в церковно-приходских школах, в православной семье она была неразрывно связана с религиозными убеждениями. Это признавалось такими авторитетами отечественной педагогической науки как Ушинский.
Сегодня в изменившихся исторических условиях Православная Церковь продолжает осуществлять свое особое попечение о юношестве. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в августе 2000 года, принял решение об образовании Синодального отдела по делам молодежи «для совершенствования миссии в молодежной среде». В тот же год была подготовлена и утверждена Концепция православного молодежного служения, которая является составной частью Социальной Концепции Русской Православной Церкви. Сейчас практически во всех епархиях созданы региональные отделы по делам молодежи и начался процесс методического обеспечения их работы.
В 2001 году в Москве с большим успехом прошел Всецерковный Съезд православной молодежи, на котором было принято решение о создании Всероссийских общественных организаций православных детей и молодежи «Братство Православных следопытов» и «Всероссийское Православное молодежное движение». В рамках деятельности этих организаций дважды в год, в дни студенческих каникул, в Подмосковье проводится православный молодежный лагерь «Феодоровский городок», к участию в котором приглашаются представители всех епархий Русской Православной Церкви. В рамках «Феодоровского городка» осуществляется методическая подготовка ответственных за организацию православного молодежного служения в епархиях и православных молодежных лидеров. В Отделом по делам молодежи совместно с епархиальными отделами было организовано и проведено несколько крупных молодежных форумов: Съезды православной молодежи во всех Федеральных округах (последний прошел в Хабаровске в октябре этого года с участием представителей Якутии), региональные молодежные конференции и семинары. В этом смысле ваша конференция переняла хорошую эстафету. В этом году уже в четвертый раз был проведен Фестиваль молодежи и студентов, в рамках которого вручается премия за успехи в духовно-нравственном воспитании и просвещении детей и молодежи «Обретенное поколение». Лауреатами премии за 4 года стали ряд епархиальных отделов: Екатеринбургской, Московской, Санкт-Петербургской, Саранской, Смоленской, Сыктывкарской, Тамбовской, Тверской, Тобольской и Челябинской епархий; известные московские вузы, ряд священнослужителей. Идея проведения таких форумов возникла, когда мы задумались над серьезной проблемой. Оказалось, что количество домовых храмов в пенетенциарных заведениях в разы превышало количество храмов при вузах. Таким образом, Церковь допускалась к пастырскому окормлению людей, уже оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Это, кстати, распространенный стереотип, что основной контингент нашей паствы — люди неблагополучные, и работа с ними — это социальная роль церкви в нашем обществе. Не снимая с себя обязанности спасения душ людей оступившихся, оказавшихся за чертой бедности, немощных, Церковь не может и не будет стоять в стороне в вопросах воспитания молодежи и детей, формирования личности гражданина современной России, которое происходит в школе и вузе. Результатом деятельности, проводимой в рамках Фестиваля «Обретенное поколение» и созданной на первом фестивале Ассоциации домовых храмов при вузах России стало значительное увеличение студенческих приходов, оздоровление нравственной атмосферы в вузах.
Отдел по делам молодежи ведет обширную издательскую деятельность. Издаются несколько периодических журналов «Сретение» и «Следопыт», издательством Патриаршего Крутицкого подворья выпускаются методические брошюры и книги по истории молодежного движения, истории Церкви и церковно-государственных отношений в новейший период, действует Интернет-сайт. Осуществляется сотрудничество с другими синодальными отделами и молодежными центрами: при Даниловом и Новоспасском монастырях, при Троице-Сергиевой Лавре и др. Основными перспективными задачами для себя мы считаем:
создание на основе имеющегося Интернет-сайта православного молодежного портала, который объединит Интернет-ресурсы епархиальных отделов по делам молодежи. Предметнее об этом мы поговорим на соответствующих секциях.
развитие сети епархиальных отделений Братства православных следопытов и Всероссийского православного молодежного движения.
углубление взаимодействия с общественными детскими и молодежными организациями, практикующими в своей работе методы
нравственно-патриотического воспитания.
На последнем пункте мне бы хотелось сделать особый акцент, поскольку он созвучен теме сегодняшней конференции. О необходимости и важности создания нравственного фундамента в мировоззрении молодежи уже говорилось. Это действительно задача государственного масштаба. Обращаясь к классикам русской религиозно-философской мысли, вспомним А.С. Хомякова, который говорил: «России суждено быть или самым нравственным…из всех человеческих обществ или ничем». Деградация нравственных начал, особенно среди молодежи, главная угроза для современной России.
Молодой человек сегодня более, чем когда-либо нуждается в идеалах, которые бы делали осмысленным его существование, устремляли бы его в будущее, вдохновляли на служение Отечеству, ближним и Богу. Эти идеалы предлагает молодежи Церковь и наша история. Примером для молодых людей могут послужить образы святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святых иноков Пересвета и Осляби, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, великой княгини Елизаветы Феодоровны, жизнь выдающихся русских полководцев, православных верующих людей А. Суворова, М. Кутузова, адмиралов Нахимова и Ушакова, причисленного Русской Православной Церковью к лику святых.
Эти примеры воспитывают в молодежи подлинный патриотизм, любовь к Родине и наполняют жизнь человека высшим смыслом. Ибо, по слову святого праведного Иоанна Крондштадтского, «Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного» и любовь к отечеству земному вырастает в стремление к Отечеству Небесному. Подлинный патриотизм немыслим и без обращения к нашей недавней истории, к героической истории Великой Отечественной войны, победу в которой одержали все народы России, и среди них — якутский народ. Вообще, если мы говорим о подлинном патриотическом чувстве, то приходим к необходимости серьезного осмысления истории нашей страны и ее народа в 20-м веке.
Говоря о патриотизме, мы должны понимать, какой смысл мы вкладываем в это понятие. Этот смысл можно выразить двумя словами и одним предлогом — любовь к Родине. Под любовью при этом подразумевается христианская любовь, почти забытое современным миром информационных технологий значение этого слова. Православный человек должен сверять свою жизнь с жизнью Христа, свои взгляды с духом Евангелия. В этом смысле патриотизм — это жертвенная, но не впадающая в крайности любовь.
К сожалению, патриотические чувства молодежи, желание быть вместе, общаться со своими сверстниками активно эксплуатируют различные псевдопатриотические организации и политические движения фашистского толка. Прикрываясь религиозной риторикой, подобного рода организации увлекают за собой огромное количество молодежи, предлагая молодому человеку камень вместо хлеба, способствуя маргинализации юношества, калеча души и судьбы.
Парадокс, например, заключается в том, что при крайней непопулярности воинской службы среди молодежи очень популярны военизированные молодежные организации. Недавний пример — печально известная партия РНЕ. Не стесняясь открыто проповедовать фашизм в стране, пострадавшей от фашизма больше всего, предавая память павших в Великой Отечественной войне и забывая о той роли недочеловеков, которую отводил нам, славянам, Гитлер, эти люди умудряются называть себя православными христианами. При ближайшем рассмотрении это оказывается фикцией. В своих так называемых «богословских» изысканиях лидер РНЕ Баркашов называет Бога Ветхого Завета сатаной, а Иисуса Христа племенным вождем славян.
Свое религиозное мировоззрение, замешанное на эрзаце патриотизма и прикрытое христианской терминологией, есть и у скин-хэдов. Треть брошюры «Бритоголовая Русь», в которой излагаются мировоззренческие основы движения скинов, посвящена религиозной проблематике. Это движение сейчас нарастает. СМИ постоянно сообщают об убийствах иностранных граждан, студентов на националистической почве. Такое впечатление, что существует отработанная практика таких преступлений. Я сам был свидетелем подобного безобразного происшествия в московском метро… Думаю, что пора на высшем государственном уровне сказать фашизму «Но пасаран», как это сделал когда-то в Испании глава государства Ларго Кабальеро в ответ на мятеж генерала Франко.
Религиозные лозунги в защиту Ислама от неверных озвучиваются сегодня многочисленными террористами во всем мире. А террорист N1 Осама Бен Ладен известен еще и своими фетвами, религиозными указами, оправдывающими с богословской точки зрения терроризм. Обращает на себя внимание тот факт, что именно патриотические и религиозные чувства человека становятся объектом влияния многочисленных сект и националистических организаций, а религиозная безграмотность — одна из главных причин, по которым молодые люди в эти организации попадают.
Еще одной крайностью, исходящей также якобы из патриотических убеждений, является утверждение, что мы должны изолировать себя от внешнего мира, замкнувшись в нашем русском мире. Логическое завершение эта идея находит у забытого сейчас профессора-психиатра начала прошлого века Павла Ивановича Ковалевского. Вот, что он пишет в частности в своей работе «Национальное воспитание в России»: «Ну, а для чего же нам, славянам, изучать этих (греческих и римских) классиков? Что они для нас составляют? Ровно ничего. Латыняне и греки…являются для нас излишними, опасными и вредными. Они могут составлять предмет любознательности в будущем, как китайский, индийский и др. языки, но как система воспитания — это великое зло». Лучшим ответом на такой выпад в адрес Греко-римской цивилизации является крылатое выражение тех же древних греков: Сколько языков (добавлю от себя — а значит и культур) ты знаешь, столько раз ты человек. Ведь через чужое лучше понимается и глубже ценится свое.
А вот насчет Китая и Индии Ковалевский оказался прав. Принимая во внимание ту возрастающую роль, которую эти страны играют в современном мире, следовало бы глубже изучать их историю и культуру в средних и высших учебных заведениях. Знания основ этих древних цивилизаций должно стать неотъемлемой частью знаний современного гуманитария. Это особенно актуально для России, которая наконец-то ощутила необходимость и делает серьезные шаги в направлении развития стратегического партнерства с Китаем и Индией.
Размышляя над позицией, выраженной в процитированном труде профессора Ковалевского, я всегда задаюсь вопросом: Был ли с этой точки зрения патриотом святитель Николай Японский, русский человек, молившийся со своей паствой о победе японского оружия в Русско-Японской войне? Ответ очевиден.
Совсем недавно я встретился с противоположной крайностью в понимании патриотизма. В открытом эфире одной из радиостанций развернулась дискуссия, в ходе которой участники — учителя средних школ вместе с ведущим пришли к выводу, что их ученикам мешает проявлять свои патриотические чувства, вставать во время исполнения гимна, слово Бог. Далее последовали призывы к родителям-атеистам обращаться в государственные органы с заявлениями о нарушении конституционных прав детей. Это мнение в последнее время стало озвучиваться довольно часто. Складывается впечатление, что кто-то искусственно разжигает антихристианскую истерию, возвращая нас в 20-е годы прошлого века. Светский характер государства и отделенность от него Церкви вовсе не означает, что религиозный смысл должен полностью отсутствовать в общественной жизни. Церковь — это неотъемлемая часть гражданского общества. Этот факт недавно окончательно признан государством, пригласившим представителей священноначалия Русской Православной Церкви для участия в деятельности Общественной палаты РФ. Патриотизм есть любовь к родине, к своему народу, к братьям во Христе. У него не может быть ничего общего с исповедуемой националистическими организациями крайнего толка идеологией. В лучшем случая такая идеология является по-человечески понятной, но крайне болезненной реакцией общественного сознания на распространенные в определенной части нашего истеблишмента русофобские настроения. Безусловно, она дискредитирует идею патриотизма, вводя в заблуждение молодых людей, увлекшихся ею.
Философски развивал тему патриотизма выдающийся русский мыслитель Иван Ильин: «Патриотическое единение, — пишет он — есть разновидность духовного единения, и поклонение Богу есть одно из самых глубоких и сильных проявлений человеческого духа». «Патриотическое единение людей покоится на некоторой сопринадлежности их, столь необходимой, естественной и священной, сколь необходим, естественен и священен человеку сам духовный Предмет и духовный способ жизни».
Итак, нравственно-патриотическое воспитание в подлинном смысле слова «патриотизм» и религиозное просвещение, дающее человеку твердую духовно-нравственную опору, являются необходимыми условиями нормального развития нашей молодежи и в целом всего нашего общества, а также единственным «лекарством» от захлестнувшего современный мир терроризма.