Фома | Владимир Хотиненко | 01.05.2006 |
Картина состоит из пяти серий. Первая посвящена апостолу Петру, ее ведет Кшиштоф Занусси. Во второй серии Владимир Машков рассказывает об апостоле Павле. Третья серия — о первых христианских мучениках, ведущий — Юрий Соломин. Далее следует серия о первых христианках, ведет ее Ирина Купченко. Заключает фильм рассказ об императоре Константине и императрице Елене, прекращении гонений и становлении христианства как официальной религии, в роли ведущего выступает Никита Михалков.
Съемки картины во многом уникальны. Они велись в Риме в подземной части собора святого Петра, где находится старое кладбище и могила апостола Петра, в Мамертинской темнице (куда были заключены перед казнью Петр и Павел), в других древних римских храмах, где хранятся христианские святыни, а также в древних катакомбах.
Предполагается, что на экран фильм выйдет в апреле 2006 года.
— Владимир Иванович, как появилась идея снять фильм «Паломничество в вечный город»? Почему Вы обратились к историческому жанру?
— Идея принадлежит не мне. Насколько я знаю, она родилась в церковно-научном центре «Православная энциклопедия». Пригласили меня. Но я тогда делал «Гибель Империи», у меня были съемки и совершенно не было времени. А тема-то ответственная, ей нельзя заниматься мимоходом. И я и отказался. Потом мне позвонили еще раз. Даже моя жена подключилась и… убедила. Вообще-то достаточно длительный это был процесс, я робел. Я представлял сложности, с которыми столкнусь. Тем более, сценария не было… Но в конце концов, я решился. После этого отступать уже было некуда. Необходимо было в этот материал погрузиться, изучить. Мои знания, при всем моем интересе к этой теме, все равно поверхностные…
— Но интерес все же был?
— Интерес у меня был всегда. Конечно, я был в теме, как любой православный человек. Но я и не предполагал, какие вещи мне откроются в процессе работы. Я бы даже сказал «горизонты». Мой взгляд на происшедшие почти две тысячи лет назад события совершенно изменился. Я думаю, нам правильно удалось выбрать камертон. Мы решили не поражать зрителей знаниями или объемом информации, у нас другая цель — рассказать о живых людях. Я даже отказался от предложений поснимать на Афоне, в Иерусалиме, чтобы не превращать все в клуб кинопутешественников.
— Это совместный проект?
— Да, этот фильм — совместный проект Ватикана и Православной Церкви. В этом, кстати, тоже была некоторая сложность: нужно было построить съемки так, чтобы отразить общие взгляды на события и не угробить первый шаг к сближению. Сама идея родилась в «Православной энциклопедии». Но разрешил Ватикан. Без его помощи мы бы не смогли свободно снимать в Риме. Они смотрели и утверждали сценарий, и так далее. Фильм будет в пяти сериях: первая — это апостол Петр, вторая — апостол Павел, третья — мученики-мужчины, четвертая — мученицы-женщины и пятая серия — Константин и Елена.
— Вы довольны результатом?
— Да, основная задача выполнена. Люди, которые для многих были символами, далекими, абстрактными персонажами — ожили. Они страдают, жертвуют жизнью ради своих идей, ради веры… Я заново открыл для себя апостола Павла. Фантастический человек! И его послания. Много раз их перечитывал, но никогда их так не чувствовал, как во время съемок.
— Вам разрешили снимать могилу апостола Петра. За всю историю кинематографа такое разрешение до Вас давали лишь один раз.
— Да, до этого там сам Ватикан что-то делал и фирма «Sony», которая реставрировала Сикстинскую капеллу. Больше там никто не снимал — это совершенно уникальные кадры. Плюс у нас есть потрясающие съемки с крыши Собора святого Петра. До нас никто этот ракурс не использовал. А нам удалось снять очень сложный и красивый кадр, он производит сильное впечатление. Я говорю «красивый», потому что я и хотел сделать красивую, драматичную, во всех отношениях духовную историю. Не хотелось просто пугать людей ужасами, которые действительно тогда происходили.
— Но Вы снимали фильм не просто о людях, которые жили 2000 лет назад, а о святых. Что-то в Вас самом изменилось?
— Знаете, что бы я ни ответил на этот вопрос, все будет выглядеть голословно. Но думаю, изменилось… Я открыл для себя и апостола Павла, и апостола Петра. Павел — яркий, оставил множество посланий, в подлинности которых просто невозможно усомниться. Чего стоит одна реплика: «Я сказал Петру при всех…»! Да она подтверждает достоверность посланий больше, чем уйма исследований! Эта интонация для меня лучшее свидетельство того, что это подлинные слова, подлинные мысли, чувства, характер… И у каждого из них своя драма. У Петра — отречение от Спасителя. У Павла — то, что он не видел Христа. Он всю жизнь нес этот крест. Его даже обвиняли в этом: вот, мол, сам Иисуса даже не видел, как же он может нас учить? И Павел преодолевал это постоянно. Потрясающе! Конечно, всего этого не передашь. У меня внутри осталось больше, чем удалось показать…
— А хочется продолжить работать в этом жанре?
— Когда я снял фильм «Мусульманин», это был самый популярный вопрос: «не хочется ли продолжить?». Не знаю. Хочется — не хочется… Для того, чтобы продолжить, должен быть определенный повод, материал и стечение обстоятельств. За этот проект я взялся вопреки всему. Значит, так нужно, значит, это — судьба. Для меня это был риск: фильм документальный, это, как теперь говорят, не мое поле. Хотя я утверждал и продолжаю утверждать, что режиссура — профессия универсальная. И если ты профессионал, ты сможешь, ты должен уметь сделать хоть анимационный, хоть документальный фильм. Профессия такая. Все равно, что хирург. Ну да, у тебя специализация немножко другая, но если нужно будет помочь, хирург должен сделать операцию и не своего профиля. Я снимал «Мусульманина» не для мусульман, а для православных. Более того, абсолютно все свои фильмы я снимаю как человек православный. Для этого совсем не обязательно перед собой крест нести. Это может растворяться в содержании, в стиле и так далее. Для этого не всегда обязательно, а иногда даже вредно брать непосредственно православные темы. Хотя сейчас мы с «Православной энциклопедией» готовим проект о Псковской миссии. Это малоизвестная история времен Второй мировой войны. Тогда Гитлер хотел использовать священников для поддержки своего режима на оккупированной территории, потому что в Советском Союзе Православие преследовалось. А когда немцы поняли, что батюшки не выполняют этой функции, их стали убивать. Потом пришли красные и добили оставшихся… Вот такая трагичная история.
— И на какой стадии работа над этим проектом?
— На стадии подготовки, написания сценария. Но основа есть, мы знаем, о чем говорить. Это сложный проект, его надо долго готовить. Вообще, все, что непосредственно связано с религиозной темой — очень опасно, вернее рискованно. Всегда есть искушение впасть в морализаторство. А это может народ отпугнуть. Религиозная тема намного сложнее любой другой, так как затрагивает тайны, подход к которым у каждого человека сугубо индивидуален. В фильме «Паломничество в вечный город» есть сюжет о Константине Великом. У нас это — всего одна серия, а можно было грандиозный фильм снять, блокбастер. Его жизнь полна противоречий и драматизма… Мне много раз предлагали снимать на религиозные темы, но я отказывался. За «Мусульманина» взялся только потому, что увидел необычный угол зрения на проблему.
— Кстати, у Вас там два основных верующих персонажа — священник и главный герой. Почему батюшка так невозмутимо спокоен, хотя видит ту же действительность, которая ужасает мусульманина?
— Я понимаю, что это спорная точка зрения, но по моему глубочайшему убеждению, в «Мусульманине» очень правильно расставлены акценты. Ведь когда мать Коли Иванова, пришла к священнику и рассказала, что ее сын стал мусульманином, помните ее реплику? «Молись, сказал батюшка, а больше ничего не сказал». Тот, кто верит в силу молитвы, поймет правильно. Дело не в том, что Православие пассивно, а Ислам активен. Просто это совершенно разные дороги, разные пути для души, а приводят ли они к одному или не приводят, не знаю. Понятен соблазн взять и сделать Православие энергичным, с активными проповедниками. В Европе таких пастырей все время по телеку показывают: огромные залы-стадионы и энергичный пастырь им что-то рассказывает. Есть в этом что-то от большевизма. Что-то, что меня лично отпугнуло бы. Меня 25 лет назад никто не агитировал креститься. Я сам почувствовал в этом потребность, хотя вырос в атеистической семье. Моя мама крестилась позже меня, когда умер отец. Я ей по телефону диктовал «Отче наш» и Символ веры.
Я лично считаю, что эти вещи нельзя инспирировать. Одно дело, когда князь Владимир загнал всех в Днепр и крестил. Здесь задача была во многом политическая. Поэтому они с Константином Великим и остаются совершенно отдельными персонажами в истории христианства. Но в нормальной обстановке приход к вере должен происходить спокойно, мягко, с детства. У меня трое внуков: старшему Серафиму — пять лет, есть еще Ванечка и Фекла. Вот они в храм ходят с детства. У них это все намного естественней. Православие — это уже часть их. Вера должна прививаться, что называется, с молодых ногтей.
— Для кого же Вы снимали фильм о первых христианах, на какую аудиторию он рассчитан?
— Он снимался для широкого круга зрителей. Поэтому мы долго и тщательно выбирали ведущих — для каждой серии своего. В первой, о Петре — это Кшиштоф Занусси, он у нас как мостик между Православием и Католицизмом. Во второй — Машков. Мне кажется, он так хорошо погрузился в тему апостола Павла, что даже сам изменился. Во всяком случае, с ним интересно было работать. А в пятой серии — Никита Михалков. Мы брали не просто известных актеров и режиссеров, а интересных рассказчиков. Каждая серия — рассказ. Историческая правда, конечно, остается исторической правдой, но, как известно, порой она диссонирует с верой. Надо было искать какой-то компромисс. И потом, мы хотели рассказать эту историю людям не только и не столько верующим, но и тем, кто далек от веры.
— Думаете, посмотрев Ваш фильм, неверующий человек изменится?
— Я надеюсь, что это пробудит в нем интерес. К этим людям, мученикам, и их идеям. Ради чего, собственно, они страдали? Хотелось перекинуть мостик в то время. Может быть, кого-то это и направит. Ради этого стоит рисковать.
— Какие моменты съемок вам запомнились больше всего?
— Таких моментов было много. Те же съемки у могилы Петра… Но в тот день был еще один интересный случай. Могила апостола находится непосредственно под куполом (на этом месте раньше было кладбище). И вот, пока съемочная группа собирала внизу аппаратуру, я поднялся, и оказался в Соборе, прямо под куполом, совершенно один! Это ни с чем не сравнимое ощущение! Там, к тому же, зажгли полный свет, который включают только для папских служб. Представляете, за окном ночь, и я один стою под куполом Микеланджело в залитом светом Соборе. Потрясающе…
Еще был замечательный случай. В Риме есть храм святого Франческо Нового. Там хранятся отпечатки колен апостола Петра. Они прямо выплавлены в камне. Был такой Симон волхв, и в день Вознесения он, чтобы разоблачить христиан, при огромном стечении людей, стал тоже «возноситься». А Петр молился. И, в конце концов, волхв упал и разбился. Многие говорят: «да ладно, какие там отпечатки», а для меня это реальность, потому что это было столкновение не только духовных, но и каких-то материальных сил, поэтому и следы на камне остались. Но дело даже не в отпечатках. Настоятель храма открыл нам придел и показал икону, которая была записана другой и открыта сравнительно недавно, в 50-х годах прошлого века. По преданию, ее написал апостол Лука. И я первый раз в своей жизни, прости Господи, поверил, что это именно та, настоящая икона, а не список. Представляете, она в пятом веке уже была почитаема! До появления Рублевской Троицы еще 800 лет! А она уже почитаема! И вот стоишь перед ней, думаешь… На территории нашей страны еще вообще непонятно что творилось, а этой иконе уже поклонялись.
Есть там еще одно замечательное место. Это в церкви Санкта Санторум. Там находится лестница, которую святая Елена привезла из Иерусалима. В ней 28 ступеней, она закрыта деревянным настилом, а ступени отполированы паломниками, которые поднимаются по ней на коленях и на каждой ступеньке читают «Отче наш». Это непередаваемое ощущение. А когда поднимаешься наверх, видишь в окошечке икону Спаса Нерукотворного. Для нас ее открыли…
Да мне все запомнилось. Это же Рим! Это такой город, который невозможно до конца изучить.
— А что это за лестница?
— Вот мы и сняли фильм, чтобы об этом рассказать… По этой лестнице Иисус поднимался к Понтию Пилату. И когда это доходит, входит в тебя…, и когда еще на коленях туда поднимешься…
— Вы так же трудно шли к Церкви?
— Это был длительный процесс, он продолжался, может быть, полгода. Я тогда учился на высших режиссерских курсах. И вот, почувствовал, что мне не хватает какой-то опоры. Не хватает и все, не могу. И крестился. В храме Знамения Божией Матери на Рижской. Потом там же венчался.
— Владимир Иванович, Вы ведь закончили архитектурный. Как вы решили стать режиссером?
— Ну, тут судьба. Я, когда закончил институт, довольно быстро понял: тем, что я подразумевал под архитектурой, мне заниматься не придется. На дворе был семьдесят шестой год. Мне нужно было принимать какое-то решение. И я ушел в армию на год, чтобы не отрабатывать три года по распределению. А потом однажды в отпуске встретился с Никитой Михалковым — он по каким-то делам приезжал в Екатеринбург. Мы с ним довольно долго говорили, а под конец он сказал: «А не попробовать ли тебе пойти в кино, в режиссуру». С этого все и началось. Одним словом, судьба. До этого я все время рисовал, что-то писал. Даже в армии. Кино знал достаточно хорошо — в архитектурном многие им увлекались, прорывались на просмотры Тарковского и других. В результате Оксана Черкасова, например, стала известным аниматором, Бутусов — рокенрольщиком знаменитым. Такой уж период был в архитектурном, многие сменили род деятельности.
— А как вообще приходит идея фильма, к примеру, того же «Мусульманина»?
— Мы тогда работали с Валерой Золотухой, мы с ним уже «Макарова» сделали, и он мне в двух словах рассказал эту историю: возвращается из Афганистана, из плена, парень по фамилии Иванов, по имени Коля и все бы хорошо, но он там, в плену, принял Ислам. Я сказал: «Хорошо, давай будем делать». Меня вдруг «пробило», я словно увидел всю картину. И Валера написал сценарий.
Но, вообще-то, у меня по-разному это происходит. У меня была замечательная картина, она, к сожалению, вышла, когда развалился СССР, и затерялась в межвременье. Она называлась «Рой», по роману замечательного писателя Сергея Алексеева. А идея возникла так: я летел в самолете к родителям, вижу — кто-то забыл журнал, я его взял и прочитал историю о том, как собака, дог, ползет к ослепленному медведю и лижет ему глаза. Потом связался с автором, и родилась картина. Очень по-разному бывает. По большей части — это просто стечение обстоятельств. Но это только на первый взгляд. На самом деле, ты всегда куда-то идешь. И если идешь по правильной дороге, попадаются правильные деревья, на них живут правильные пчелы, у которых находишь правильный мед. А если не туда свернул, то никакого меда нет. Внешне выглядит как случайность, но на самом деле… Есть такое замечательное выражение: кто верит в случайность, тот не верит в Бога.
— Есть такой режиссер, Владимир Иванович Хотиненко. Кто он? Что он за человек?
— Сложный вопрос, очень сложный. Я родился на Алтае, в маленьком степном городке Славгороде. У меня многое из детства в голове отпечаталось, но особенно помню один день: ранняя осень, дождичек мелкий, гулять никто не вышел. И вот, я сижу под забором, мокрый забор такой, с зеленью… Мог бы домой пойти, но сижу. Смотрю на огороды, домишки, и мне одновременно тоскливо, одиноко и очень хорошо. Так тоскливо и так хорошо!.. Я тогда не читал Чехова, не знал «Трех сестер», но точно помню, в голове звучало: в Москву! в Москву! И поэтическое чувство, зародившееся тогда, по-прежнему живет. Это замес: одновременно и плохо и хорошо. И весь смысл мироздания в такие минуты не понимаешь даже, а как-то вдруг ощущаешь. Что-то такое до сих пор во мне есть, я все еще тот мальчишка под забором. И еще столько хочется почувствовать, узнать, подготовиться, чтобы потом куда-то — туда…
Беседовала Ксения РЫНДАЧ
Ирина КУПЧЕНКО,
актриса, народная артистка России
Когда меня пригласили на роль ведущей в этом фильме, я сразу согласилась. Вопросов и сомнений у меня не было. Это важное во всех отношениях дело, важное для моей души. Если говорить о трудностях, связанных со съемкой, то, конечно, как и везде, они были. Когда я участвовала в картине об истории Православной Церкви, у меня была серия, связанная с XX веком. И, естественно, было много документальных материалов, фотографий, пленок. А когда делаешь фильм о людях, живших в I, II, III веках, то мало не только исторических материалов, но даже изобразительных — фресок, рисунков. Поэтому в основном все должно было отражаться в тексте. Но это же не книга, и без визуального ряда не обойдешься. Это закономерная и неизбежная сложность, но я надеюсь, что мы с ней справились. Я считаю, что самая главная задача картины — заинтересовать людей, рассказать о первых христианах подробно, красочно. И может быть, это заденет кого-то, оставит след в душе. Я надеюсь, что человек, который никогда не был в храме, просмотрев фильм, зайдет в церковь, постоит и, возможно, останется.
Лично меня поразила сила веры тех женщин, о которых я рассказывала. Во время подготовки к фильму я враз не только прочитала, но и прочувствовала их истории. Нельзя сказать, что все они были сильными личностями. Нет, очень многие были слабые, юные, неопытные, но у них была такая вера, которой сейчас, к сожалению, почти не осталось. Читая о первых женщинах-христианках, я впервые почувствовала, что вера действительно может сдвинуть горы. Могу с уверенностью сказать, что моя личная вера после этого фильма укрепилась.
Юрий СОЛОМИН,
Народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра
Когда мне предложили сниматься в фильме, я не сразу решился. Ведь документальный фильм во многом сложнее художественного. Как я буду вести серию, если чувствую себя неграмотным в этих вещах? Нас ведь этому в школе не учили… А рассказывать надо так, чтобы люди испытывали доверие к услышанному. Поэтому ведущими должны быть люди, которым зритель доверяет.
Первое, о чем я тогда спросил — кто делает фильм и какие актеры будут ведущими серий. Оказалось, что это актеры, которых я уважаю и как творческих работников, и как людей. Меня обрадовало, что режиссер и автор сценария — Владимир Хотиненко, потому что он очень творческий человек. И в этом я уже во время съемок ежеминутно убеждался. Для меня стало потрясением, насколько он глубоко вошел в материал. У него буквально не было ни одной свободной минуты. Все то время, что мы работали бок о бок, он говорил только об этом, улучшая по ходу дела сценарий. Но вот что я заметил — он делал фильм, и в то же время менялся сам. И не только он — менялись мы все.
Я думаю, и у меня, и у других что-то сдвинулось в душе. Я столько нового увидел, узнал, прочувствовал во время съемок… хотя слово «съемки» — не самое подходящее. Скорее, это было путешествие в глубины истории. По сути, я побывал в другом измерении. Я прикасался осязаемо к камням, я ходил по Колизею, по катакомбам, где были захоронения христиан. Нам открывали ларцы с мощами святого Георгия Победоносца — а я ведь и не мог представить себе, что он святой II—III вв.ека. Конечно, это давалось непросто. Когда снимаешься в исторической картине, то что играть, как играть? Ведь надо рассказать о человеке совсем иного времени, и мало того — святом человеке! Что же это были за люди? Оказалось, что были они простыми, любвеобильными, очень радостными. Но при том — совсем иными, нежели мы, в нашем XXI веке. Впрочем, и тогда, две тысячи лет назад, такими были не все, и сейчас есть замечательные, самоотверженные, добрые люди. И вот все это нужно было донести до зрителя.
Выехать на актерской технике тут нельзя — надо участвовать всем своим существом в том, что рассказываешь. Только не надо воображать о себе невесть что. Ты обычный человек, просто тебе поручена некая миссия, на которую надо откликнуться всем сердцем. Иногда текст создавался прямо на съемочной площадке, и ты рассказываешь, делаешь паузы не по расстановке знаков препинания, а так, как подсказывают душа и сердце. Ты думаешь уже не о тексте, а о смысле. Это было трудно, не скрою. Но то, к чему я тогда пришел — осталось во мне.
Материал опубликован в «Фоме» N3 за 2006 год.
http://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=86&article=1685