Русская линия
Pravos.org Светлана Мартьянова28.04.2006 

Вспомнят ли про нашу боль на Всезарубежном Соборе?

Полемика, развернувшаяся в Интернете в преддверии IV Всезарубежного Собора, не оставляет равнодушными православных верующих в России. Мы много лет ждали восстановления единства с Зарубежной Церковью, которое казалось нам таким естественным после падения диктатуры безбожия. К сожалению, в 90-е годы эти ожидания были омрачены труднообъяснимыми действиями некоторых представителей РПЦЗ на территории самой России. Недавно опубликованная «Русской линией» статья Александра Колышкина «Кто отнимал храмы у Русской Церкви?» при всей своей, возможно, излишней резкости, в общем, верно передает печальные события тех лет.

Как коренной житель владимирской земли и церковный человек, хочу сказать слово в защиту многострадальной Русской Церкви, от которой сегодня требуют все новых односторонних уступок и одностороннего покаяния. Нельзя не сказать о страданиях, причиненных «зарубежным расколом» Владимирской епархии и единству Церкви в труднейший период ее восстановления после семидесятилетнего лихолетья.

В истории Владимира и Суздаля были периоды братоубийственной вражды, но Владимиру суждено было стать и одним из центров единения, собирания русских земель, в том числе и церковного. Владимир и Суздаль никогда не были центрами раскольничьих движений (старообрядческого, обновленческого, с которым, кстати, успешно боролся святитель Афанасий (Сахаров)). И вот в постсоветское время, когда, казалось, настала долгожданная пора возрождения приходской жизни, неторопливого «врачевания душ», возникает новая смута, обернувшаяся теперь уже печально знаменитым расколом, а после образования так называемой «РПАЦ» и попросту отщепенством. Теперь хорошо известна фактическая сторона событий, надеюсь, что со временем мы глубже узнаем и поймем внутреннюю подоплеку случившегося. Но и сейчас можно сказать, что почву раскола составили и ненависть к Матери-Церкви, и «политизированность» в духе недавнего советского прошлого, и богословское невежество новых приверженцев «внутрироссийского зарубежья».

Конечно, не все члены Церкви в отечестве были безупречны в стоянии за истину под тяжкими ударами воинствующего атеизма. Но ведь все то, что иерархам и священникам нашей Церкви было навязано ее врагами, ею же и было отвергнуто и давно отошло в прошлое. А вот подвиг страданий, мученичества за веру в подсоветской России остается на века достоянием не только нашей страны, но и вселенского Православия. Достаточно упомянуть состоявшееся в 2000 году прославление множества подвижников в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Канонизация продолжается и поныне. Являясь секретарем епархиальной комиссии по канонизации святых, могу засвидетельствовать, что факты, открывающиеся в процессе знакомства с материалами и документами новомучеников, еще и еще раз уверяют нас, насколько тяжелым было положение нашей церкви при большевиках. Достойнейшим ответом на этот вызов «мира сего» и стал подвиг новомучеников, многие из которых принадлежали к числу тех, кого и до сих пор некоторые наши братья в сравнительно благополучном зарубежье презрительно клеймят именем «сергианцев».

Болью и тревогой отозвался на владимирской земле захват местными «зарубежниками» (потом предавшими и Зарубежную Церковь ради какой-то «автономной») храмов, изначально принадлежавших Русской Православной Церкви. В одном из них (Цареконстантиновская церковь в Суздале) покоятся мощи святых Евфросинии и Евфимия Суздальских, прославленных отечественной Церковью и никогда не помышлявших ни о каком расколе и разделении, несомненно, молившихся о любви и единомыслии в семье, монастыре, Церкви.

Присвоение этих храмов было беззаконием и с юридической точки зрения, так как одним из условий передачи церковного строения является наличие историко-архивных сведений о его конфессиональной принадлежности. Все храмы, захваченные раскольниками в Суздале, были построены прихожанами Русской Православной Церкви, тоже не помышлявшими о разделениях и «альтернативном православии», которое проповедуют идеологи суздальского раскола. Справедливость требует возвращения этих храмовых зданий той Церкви, которой они по праву принадлежат.

Конечно, я поддерживаю идею единения, но его условием, на мой взгляд, должен стать решительный отказ Зарубежной Церкви от тех ее действий на территории России, которые внесли столько горя в нашу жизнь и лишили нас намоленных святынь наших предков. А ведь до сих пор эти шаги, насколько мне известно, не были ясно и недвусмысленно осуждены ни Соборами, ни Синодом РПЦЗ. Считаю, что предстоящий Всезарубежный Собор должен обязательно восполнить это упущение, в противном случае достигнутые мир и согласие могут оказаться непрочными и через какое-то время станут причиной новых нестроений.

Светлана Мартьянова, доцент кафедры литературы Владимирского государственного педагогического университета

28 апреля 2006 г., Владимир

http://www.pravos.org/docs/doc284.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru