Русская линия
Столетие.Ru Вячеслав Петров28.04.2006 

Вера Аляски
Более трети коренного населения полуострова исповедуют православие

К концу своего правления Екатерина Великая решила, что необходимо принять меры для улучшения религиозной ситуации в самой отдаленной колонии России. По ее указанию в 1794 году Валаамский монастырь, расположенный к северу от Петербурга, послал десять монахов и послушников на Аляску, — чтобы начать там серьезную миссионерскую работу.

24 сентября 1794 года передовой отряд Санкт-Петербургской епархии после восьмимесячного плавания на борту русского парусника достиг гавани Святого Павла на острове Кодьяк. Основная деятельность прибывших монахов была сосредоточена именно на этом острове — первой столице Русской Америки. Багаж братии составляли в основном котлы с лампадным маслом, иконы, стопки евангелия и книги по церковной литургии. 19 пунктов обширной инструкции, требующей к тому же сохранения полной тайны, обязывали монахов к миссионерской деятельности по обращению иноземцев в православие. Такова была воля императрицы. Святой Герман, самый известный из Валаамских миссионеров, сыграл огромную роль в обеспечении роли церкви как в местном русском обществе, так и среди аборигенов.

В последующие годы миссия на Аляске то угасала, то вела активную деятельность, часто сталкиваясь с равнодушием или враждебностью торговцев пушниной, озабоченных исключительно прибылью. Однако в конечном итоге российское государство приняло меры для обеспечения значительной и постоянной роли церкви на Аляске. Когда в 1821 году царь Александр I возобновил грамоту на монополию Русско-Американской компании, он обязал главного управляющего оказывать особую финансовую поддержку православной церкви на Аляске. Вскоре после этого началась интенсивная миссионерская работа, символом которой стало прибытие Ивана Вениаминова (на фото) на Алеутские острова. Этот священник, миссионер из Иркутска, стал епископом русской православной церкви на Аляске, архиепископом Сибири и, в конечном итоге, митрополитом Москвы и Коломны, что было самой высокой церковной должностью в России того времени. Тридцатилетний труд Вениаминова на Аляске лежит в основе все еще живой общины, которая по-прежнему существует в 49-м штате.

Из всех миссионерских предприятий Русской Православной Церкви, именно освоению Аляски суждено было стать наиболее успешным: до сегодняшнего дня более трети из 85 тысяч коренных жителей Аляски, — эскимосов, индейцев, алеутов, — являются православными.

Они празднуют рождество по старому русскому календарю (7 января), одновременно молясь за здоровье американского президента и «всех русских людей дома и на чужбине».

…Примерно в течение трёх десятилетий Русско-Американская компания занимала укрепленное поселение в северной Калифорнии Форт Росс. Этого оказалось достаточно, дабы среди местного индейского населения прочно укоренились многие исконно русские слова: «putilka» (бутылка), «mischuk» (мешок) или «kuschka» (кошка). Многие из местных жителей носят славянские фамилии и являются потомками русских колонистов XVIII-XIX столетий, которые брали в жены девушек из местных, увеличивая тем самым число подданных русского царя.

К началу XIX века Америка стала коммерческой силой в Тихом океане. Корабли купцов плавали вдоль северо-западного побережья континента в поисках меха, и северный Тихий океан закономерно превращался в область интересов бизнесменов, исследователей и государственных деятелей.

В то же время силы России в регионе уменьшились, и в 1867 году маловыгодная, далекая и плохо снабжаемая и защищаемая Русская Аляска была продана США за 7,2 миллиона долларов. Хотя некоторые российские государственные деятели были против продажи, другие аргументировали этот шаг тем, что Россия слишком разрослась и, несмотря на возможности Аляски, будущее России в Тихом океане принадлежит не Аляске, а плодородной долине Амура.

http://stoletie.ru/russiaiworld/60 426 153 714.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика