Русская линия
Седмицa.RuИгумен Варсонофий (Хайбулин)28.04.2006 

Послание миру
Интервью с игуменом Варсонофием (Хайбулиным)

В разгар «холодной войны», на рубеже 60−70-х гг. мир облетела ошеломительная весть о явлении Богородицы тысячам людей в египетском Зейтуне (пригород Каира). Были сделаны многочисленные фотографии, запечатлевшие Деву Марию с младенцем Иисусом на руках, светящихся голубей, огромные вспышки света. За «железным занавесом» СССР эти чудеса были восприняты верующими как знамение скорого конца безбожного режима. В ответ КГБ обрушил столь жестокие репрессии, что об этом величайшем чуде истории у нас даже сейчас мало кто знает. Своими воспоминаниями и размышлениями о судьбе России в свете Зейтунских явлений с читателями «Седмицы.Ru» делится видный правозащитник, узник советских лагерей и борец за свободу Церкви — игумен Варсонофий (Хайбулин).

Игумен Варсонофий (Хайбулин)
Игумен Варсонофий (Хайбулин)
Игумен Варсонофий (в миру Борис Хайдарович Хайбулин) родился в 1937 г. в Москве. В 1957 осужден на 5 лет лагерей за участие в подпольной студенческой марксистской группе. Находясь в лагере, принял православие. После освобождения поступил в Московскую духовную семинарию. В начале 1970-х годов сотрудничал в самиздатском журнале «Вече». В 1976 г. был одним из осрнователей правозащитной организации «Христианский комитет защиты прав верующих». В настоящее время — клирик Владимирской епархии Русской Православной Церкви.

— Отец Варсонофий, как весть о Зейтуне проникла за советский «железный занавес»?

— В 1968 году, когда начались Зейтунские явления, в Упсале (Швеция) состоялась очередная ассамблея Всемирного Совета Церквей. В ней участвовали и Русская Православная и Коптская Церкви. Копты доставили в Упсалу первые официальные возвещения о явлениях Пресвятой Богородицы в Зэйтуне. Делегаты Русской Православной Церкви привезли из Упсалы брошюру «Преображения Благословенной Девы Марии в Зэйтуне» («Transfigurations of Blessed Virgin Mary in Zeitoun»). Тогда я учился в Московской Духовной Академии, и один из преподавателей вручил ее мне. Мы ее перевели и начали распространять по России. Что касается сообщения отца Владимира (будущего епископа Василия) Родзянко по «ВВС», то в нем не столько говорилось о явлении Пресвятой Богородицы, сколько о скоплениях народа и травмах на Зейтунской площади в связи со слухами о яко бы начавшихся над Зэйттунским храмом явлениях Девы Марии.

В октябре 1971 года впервые в истории Коптский Патриарх и Папа Шеннуда III с группой епископов посетил Россию и 8 октября в день празднования преподобного Сергия Радонежского в Успенском соборе Троице Сергиевой Лавры возвестил о явлениях Девы Марии в Зейтуне, чему, как он выразился, «мы все свидетели». Благодаря связям с обучавшимися в Москве египетскими студентами мне удалось получить из Каира книжку коптского епископа Григория «Явление Девы Марии в Зейтуне» на арабском языке. Знакомый арабист перевел ее на русский и уже в 70-ых годах мы распространяли ее в России.

— За это же тогда вполне могли посадить?

-Да, но мы не боялись, потому что были уверены: Зейтунские послания Богородицы были адресованы не только коптам, но всем людям. То есть и нам, русским, находившимся в то время под жестоким гнетом безбожников. Были сделаны несколько публикаций в «самиздате». В том числе в журнале русских патриотов — «Вече», нелегально издававшемся в Москве. Возглавлял журнал Владимир Осипов. В семидесятых годах его арестовали, а журнал был закрыт. С легкой руки гэбистов в этом деле те, кто был причастен к публикации материалов о Зейтунском чуде, проходили как «группа Варсонофия». С тех пор о Зейтуне в России практически ничего не было слышно. Наконец, в 2005 году издательство «Лепта-Пресс» выпустило книгу «Христианский Египет». Ее авторы рассказывают о Зейтунском чуде. Это первая несамиздатовская книга в нашей стране, рассказывающая о египетских явлениях Божией Матери. Могу от себя добавить, что с недавних пор чудеса в Египте стали возобновляться.

Явление Божией Матери, фото 1968 г.
Явление Божией Матери, фото 1968 г.
— Расскажите, пожалуйста, об этих чудесах подробнее…

— В 2000 году наблюдались явления Богородицы в Асьюте. По описанию очевидцев, в Праздник Преображения Господня, 19 августа примерно в 11.35 из разных мест — над куполом и на колокольнях храма — появились светящиеся голуби, и стал источаться сильный аромат. После этого над средним крестом началось явление Девы Марии в виде звезды, излучающей яркий свет. Объем и сила этого света стали увеличиваться, пока не вырисовалась фигура Божией Матери. Она стала двигаться по направлению к северной колокольне, обошла ее вокруг, и затем снова направилась к кресту. На Богородице было головное покрывало голубого цвета. Из Ее пречистых рук исходил свет. Явления повторялись многократно и, как и в случае с явлениями в Зейтуне, их наблюдали тысячи верующих. Также в 2002 году при большом стечении народа и полиции (которая была стянута во избежание волнений) наблюдались чудесные видения Девы Марии в городе Омрания, округ Гиза.

— Но, по мнению некоторых священников, чудеса в других конфессиях нужно подвергать большому сомнению…

— Наши единославные греки, точнее Александрийский Патриархат в Египте, отвернулись от этого чуда. Потому что копты — «еретики», «монофизиты». В России же, где в 1968 году господствовал атеизм, к чудесам в Зэйтуне с самого начала отнеслись совсем иначе. Как мне говорили, даже сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, узнав об этих событиях и подразумевая приниженное положение Церкви в СССР произнес: «Слава, Богу, значит, у нас еще есть будущее!». И это мнение разделяли и продолжают разделять многие среди духовенства, включая епископат. Так по моим сведениям митрополит Смоленский Кирилл с большим почтением относится к Зейтунским событиям.

— А как Вы лично восприняли Зейтунские чудеса в 1968 году, и что предприняли?

— Перед нами тогда стояла одна задача — освобождение страны от большевизма. Я тогда учился в Троице-Сергиевой Лавре, был иеродиаконом. Но мы еще и боролись за свободу Церкви. Это сейчас чудо в Зейтуне вызывает у некоторых в России настороженность, и порой даже враждебность. А тогда нужно сказать, были совсем другие настроения, в том числе, среди духовенства. Была солидарность всех верующих против власти атеистов. Момент конфессиональных различий был второстепенен. А к коптам вообще были большие симпатии. Они же, как и мы, принадлежат к Восточным Церквам. Хотя их вероучение не очень совершенно, но они же очень древние. Христианство к ним пришло еще в I веке через самого св. Марка Евангелиста. Кроме того, Египет — родина монашества, и мы с братией в Троице-Сергиевой Лавре это отчетливо понимали. Поэтому к коптам всегда была какая-то симпатия. Это сейчас, когда не стало госатеизма, какие-то внутренние разборки начались. Вот это — мы, это — католики, это — «ересь экуменизма» и т. д. Тогда все было по-другому, все были едины перед лицом общего противника — атеистического режима. Так вот, явления Богородицы в Египте сильно воодушевили нас, и были расценены, как знак скорого падения безбожной власти. Ведь вспомним, Зейтунские чудеса, начавшиеся в 1968 году, совпали со легендарной «пражской весной». Даже в тоталитарном Советском Союзе прорастали ростки свободомыслия, развивалось диссидентское движение. Под впечатлением от всего этого, я написал обращение к XXV съезду КПСС (1976г.). В нем цитировались свидетельства очевидцев явления в Зейтуне и содержался призыв к коммунистам покаяться за преступления перед народом, так как время их закончилось.

— И что Вам было за это?

— Если бы я написал такое письмо в 20-е гг., меня просто размазали бы по стенке. Но Брежнев был добрый человек. Чего, кстати, нельзя сказать о Хрущеве, при котором я отсидел 5 лет в мордовском «Дубровлаге» — «зоне» для «политических». Это был последний лютый гонитель. Он рассчитывал быстро построить коммунизм и покончить с религией в России. Причем методы были довольно коварные. Они предусматривали развал Церкви не только извне, но и изнутри.

Мне гэбист один говорил, что они наших людей в Церкви тогда склоняли к открытому выступлению против веры. В 1960 году в газете «Известия» появляется огромная статья. Выступает протоиерей, магистр богословия — бывший инспектор ленинградской духовной Академии Александр Осипов. Он пишет, что всякую веру потерял и стал атеистом. Вслед за ним посыпались более мелкие сошки, но тоже — кандидаты богословия, духовные лица, например — Довуман, Дарманский. Это все было частью программы Хрущева — выставить духовенство против веры, изнутри разложить Церковь. Дальше пошла реформа приходского управления 1961 года. Она была принята Собором Русской Православной Церкви под давлением власти. В соответствии с новым положением, священник фактически отстранялся от управления приходом. Его функции, в том числе хозяйственные, решение кадровых вопросов в храме, переходили к возглавляемому старостой «совету». Последний, возглавлялся людьми, которых назначала местная власть. Причем, в Москве, например, старались назначать старост из отставных офицеров КГБ. Там возник целый клан старост-гэбистов. Параллельно шло закрытие храмов. Более десяти тысяч церквей были закрыты по всей стране. Хрущев прямо пообещал: «скоро вы увидите последнего попа». Но за это Бог наказал генсека так, что его отстранило от власти собственное ближайшее окружение. Затем пришел к власти Брежнев, при котором таких гонений уже не было. Он, конечно, держал Церковь за горло, гэбисты все контролировали, но уже хрущевской программы тотального разрушения Православия не было.

— И все же преследования продолжались, в связи с чем, был создан наделавший немало шуму «Комитет защиты прав христиан»?

— Видя, что Церковь находится под сильным контролем со стороны власти и КГБ, мы решили создать такой комитет. Иначе невозможно было пробить информационную блокаду и рассказать всему миру об истинном положении дел со свободой совести в Советском Союзе. Все факты злодеяний и притеснений, которые творились против верующих, стекались к нам. Мы собирали пресс-конференции на нелегальных квартирах для ведущих мировых СМИ. У меня были телефоны московских представительств «Франс пресс», «Юнайтед пресс интернешнл», «Дойче пресс» куда мы звонили и рассказывали всю правду о нарушениях прав человека в СССР.

— И что же КГБ сидел, сложа руки?

— Конечно, нет. В 1980 году в Москве должна была пройти Олимпиада. И к ней КГБ надо было вычистить из города всех диссидентов. Начались аресты. Но мне крупно повезло. Параллельно я продолжал заниматься Зейтуном, что накладывало сильный отпечаток на мою деятельность. Поскольку я написал письмо в ЦК КПСС с призывом «покаяться пока не поздно, иначе вам — конец», меня незадолго до разгрома исключили из «Комитета защиты прав христиан». То есть даже для наших диссидентов это было настоящее хулиганство. Это, собственно, меня и спасло от ареста. Когда гэбисты пришли в нашу штаб-квартиру, то нашли там на столе постановление об исключении Варсонофия из Комитета «за действия несовместимые и т. д.». На основании этого постановления меня не арестовывают, а вызывают только в качестве свидетеля. А иначе бы, поскольку я уже сидел 5 лет по 70-й статье УК РСФСР («Антисоветская агитация и пропаганда»), мне грозил срок уже лет 10, как рецидивисту. В итоге, меня отпустили. Режим-то был уже не такой свирепый, что прежде. Такой лютой ненависти к Церкви, как в 20−30-е гг. уже не было. Наконец стали умирать верховные партократы. Советская геронтократия, власть стариков вырождалась. Один за другим умерли Брежнев, Черненко, Андропов. В московских храмах сразу о всех троих служились панихиды. Внутри власти наблюдался разброд. Они уже утратили ту сатанинскую силу и страсть, которые были при Ленине. Мне даже показалось, что гэбисты стали сами по себе, а ЦК партии сами по себе. Это, в частности, выразилось в событиях 1991 года, когда «Альфа» отказалась поддержать ГКЧП. Поэтому номенклатурный путч и закончился провалом.

— Насколько «перестройка» и наступившая демократия оправдали чаяния православного фланга диссидентского движения?

— Гонения на Церковь — прекратились, восстанавливаются храмы. Это конечно, большой плюс. Но посмотрите на народ, до чего его довела эта «свобода». А самое страшное то, что измученные реформами люди стали тосковать по советскому режиму. Многие вспоминают не о репрессиях, а сыто-пьяный брежневский застой, о том, что колбаса была по два двадцать, водка — дешевая. Это многим по душе, вот ведь, что самое опасное. Посмотрите — коммунистическая партия сейчас вторая по численности и влиянию в России. Это не так безобидно, как может показаться. Коммунизм — это имитация Церкви, квазицерковь, то есть престол антихриста. Греческое слово «анти» переводится не только как «против», но и — «вместо». Ленин занял у коммунистов место Бога, то есть стал антихристом.

— Опираясь на чудо в Зейтуне, Вы мужественно грозили советской власти скорым крахом. Так и произошло. Но явления Богородицы в Египте продолжаются и по сей день. Какую информацию они несут современным верующим?

— Начиная с Зейтуна и до последних чудес в Асьюте, Богоматерь многократно появлялась с оливковой ветвью в руках. Также Ее сопровождали светящиеся голуби. Это символы грядущего мира, который Библия относит к временам после антихриста. Но антихрист еще не побежден. В условиях неудавшейся демократии, народ вновь стал симпатизировать коммунистическим идеям. Причем ситуация даже хуже, чем при СССР. Одно дело, когда идеология навязана насилием, а другое, когда она принята добровольно. То есть людьми сейчас уже делается сознательный выбор.

— Действительно, в последнее время появилась настоящая «мода на Советский Союз». Молодежь носит красные кроссовки, банданы, футболки с надписью «СССР». На гастролях Пола Маккартни в Питере и Москве, толпа восторженно распевает битловский шлягер «Назад в СССР». Подобно раковой опухоли распространяется «левый» экстремизм лимоновского толка. А главы крупнейших корпораций, контролирующих экономику? Та же советская номенклатура, только сменившая звание партийных и комсомольских «секретарей» на «гендиректоров"…

— Совершенно верно. Но к счастью, согласно Библии, и это подтверждается явлениями Богородицы в Зэйтуне, время антихриста подходит к концу. Россия является центром всех этих эсхатологических событий, отправная точка которых — 1917 год. Не случайно лютый богоборческий строй воцарился именно в нашей стране. Россия претерпела величайшее грехопадение. Но ей же обетовано и величайшее возрождение. Только русские, потерпев от лютых гонителей Церкви — большевиков — такую рану, способны воскреснуть и оживить все мировое христианство. Но сначала нужно пересмотреть наше отношение к Зэйтуну. Не случайно Россия всегда называлась «домом Богородицы». Так что мне порой просто стыдно за наше нынешнее, невнимательное отношение к потрясающим явлениям Богоматери, продолжающимся уже больше тридцати лет.

— Чем Вы занимаетесь сейчас?

— У меня небольшой приход в селе Цикул (Гусь-Хрустальный район). С Божьей помощью восстанавливаем находящийся в бедствующем положении Спасо-Преображенский храм. Он был построен в начале XIX века известными музыкантами Танеевыми в своем имении. Средств на завершение ремонта катастрофически не хватает. Поэтому мы обращаемся за поддержкой ко всем, кто неравнодушен к спасению нашего общего исторического достояния.

Банковские реквизиты Спасо-Преображенского прихода:

Филиал ВРУ ОАО МИНБ г. Владимир
Инн: 3 314 002 614 Бик: 41 708 742
Сч. N 30 101 810 300 000 002 048
Кпп сч. N 40 703 810 800 280 002 560

Будем признательны за посильную помощь

Беседовал Сергей Путилов

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=32 707&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru