Русская линия | 18.12.2006 |
Утверждению нового закона предшествовали два года работы специальной парламентской комиссии, выводы 59 экспертов по медицине, религии и философии и жесткая политическая дискуссия. Главными оппонентами легализации т.н. «благой смерти» выступили представители религиозных иудейских партий. Они ссылались на религиозные каноны, которые запрещают преднамеренное прерывание жизни больного и вспоминали о неприкосновенном праве человека на жизнь, — с начала своего существования и до его биологического конца. В конечном счете, закон, которому дали название «Больной без шансов на выживание», был принят парламентом Израиля 9 декабря 2005 г. подавляющим большинством голосов (77 против 7, при одном воздержавшемся). Среди голосовавших «против» оказались иудеи-ортодоксы.
Согласно закону решение принимает сам пациент, о чем он должен сообщить в завещании, которое должно обновляться каждые 5 лет. Если пациент уже не в состоянии принять решение самостоятельно, его судьбу могут решить совместно с врачами душеприказчик, опекун и ближайшие родственники. В случае возникновения разногласий между родственниками, решение примет специальная комиссия.
Новый законопроект по эвтаназии составлен таким образом, чтобы формально не нарушить еврейский закон, запрещающий людям отнимать у человека жизнь. Этому в немалой степени поспособствовали талмудисты, нашедшие «выход» из непростой ситуации — как убить человека и «не согрешить». Оказывается, для того, чтобы выполнить оба условия сразу достаточно поставить таймер на системы жизнеобеспечения, который будет отключаться автоматически при помощи специального устройства. Раввины-талмудисты предлагают прикрепить специальный таймер на аппарат искусственного дыхания пациента, который будет подавать сигнал за 12 часов до отключения аппарата, после чего врачи решат, продевать ли жизнь больному или позволить технике умертвить пациента.
Как известно, Русская Православная Церковь категорически не приемлет эвтаназию. Негативное отношение к этому явлению ясно выражено в «Основах социальной концепции РПЦ», в документе, принятым в 2000 г., в ХII главе которого говорится: «Предсмертные физические страдания не всегда эффективно устраняются применением обезболивающих средств. Зная это, Церковь в таких случаях обращает к Богу молитву: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси"… Один Господь является Владыкой жизни и смерти (1 Цар. 2. 6). «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12. 10). Поэтому Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией «не убивай» (Исх. 20. 13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию)».
В отличие от талмудистов, нашедших «выход» из запрета на убийство, наша Церковь учит, что эвтаназию нельзя трактовать иначе, нежели как убийство или самоубийство, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех. Поэтому с православной точки зрения, невозможно оправдать эвтаназию ни жалостью к страдающему человеку, ни современными средствами умерщвления, созданными изощренным человеческим умом.
Напомним, что в настоящее время эвтаназия легализирована только в Голландии. Фактически же к ней прибегают и в Великобритании после прошлогоднего решения Верховного суда страны.
Русская линия