Новые Известия | Ольга Серегина | 27.04.2006 |
Российский театр во многом жив помощью и поддержкой тех, кого называют спонсорами, меценатами, благотворителями, — благодаря организациям и людям, которые помогают театрам с поездками на фестивали, с закупкой театрального оборудования, финансированием постановок и проектов. Однако в последние годы российский театр начинает не только принимать помощь, но и оказывать ее тем, кто в ней наиболее нуждается.
Самая распространенная форма благотворительности театров — бесплатные спектакли для тех, кто не в состоянии заплатить за билет. Так, скажем, с 1 мая Тюменский театр драмы начнет акцию для ветеранов Великой Отечественной войны. Теперь в течение всего года ветераны смогут бесплатно посещать спектакли этого театра.
Большой театр впервые в истории дал благотворительный пасхальный утренник. В новое здание театра пришли около 800 детей от 5 до 11 лет. Это дети, оставшиеся без попечения родителей и живущие в детских домах и интернатах, а также дети из многодетных семей. Им показали балет «Чиполлино», причем большинство малолетних зрителей впервые посетили не только Большой, но вообще театральное представление.
Второе направление театральной благотворительности — помощь коллегам. Это давняя театральная традиция — отдавать сборы со спектаклей нуждающимся коллегам: прибавка к пенсии, деньги на операцию и т. д. Так, после событий «Норд-Оста» недельные сборы с мюзиклов «42-я улица» и «Notre Dame de Paris» были переданы в помощь коллегам из «Норд-Оста». Можно вспомнить благотворительный концерт с участием ведущих российских артистов и звезд эстрады для семьи Николая Караченцова.
В последние годы наш театр начинает новое направление театральной благотворительности: сборы для целевой помощи нуждающимся, прежде всего больным детям.
В прошлом июне в день защиты детей в театре «Современник» прошел концерт «Подари мне жизнь», организованный Чулпан Хаматовой и Диной Корзун. В нем участвовали Александр Калягин, Олег Табаков, Лия Ахеджакова, Евгений Миронов, Гоша Куценко, Алексей Кортнев, Илзе Лиепа, Гарик Сукачев, Юрий Шевчук и другие. Собранные 200 тыс. долларов были перечислены в Фонд детской гематологии на приобретение установки для облучения донорской крови и операции по трансплантации костного мозга детям, больным лейкозом. Каждый год в России пять тысяч детей заболевают лейкозом, и только две с половиной тысячи выживают. А спастись могли бы еще процентов тридцать. Они умирают, потому что им не хватает лекарств и оборудования, врачей, донорского костного мозга и донорской крови.
В июне этого года в «Современнике» снова пройдет благотворительный концерт, а собранные средства пойдут на закупку нового оборудования в Фонд детской гематологии.
Вчерашний благотворительный спектакль «Дурочка» в «Сатириконе» предназначался для сбора средств больному 6-летнему детдомовцу Роме Горбачу. Билеты стоили по 5 тыс. рублей. Рома болен тяжелым заболеванием муковисцидозом, которое до недавнего времени в России звучало смертным приговором. Сейчас эту болезнь научились лечить, только поддерживающее лечение стоит очень дорого и колеблется в пределах от 10 до 25 тыс. долларов в год. А если помощи нет, то больной просто умирает. И в фонде «Адреса милосердия» скопилось достаточное количество рассказов о детях, не получивших помощь вовремя.
Может, поэтому для создателей спектакля «Дурочка» кажется важным не только сбор средств (это первая цель акции), но и надежда, что очаровательный смуглый шестилетний малыш сумеет найти семью, людей, которые не побоятся ответственности и сумеют помочь ребенку, действительно нуждающемуся в защите и помощи.
Благотворительность — один из главных показателей уровня культуры общества. Скажем, в Америке собирают до 350 млн. благотворительных долларов в год, то есть по миллиону в день. Похожие суммы собираются и в Израиле, и в Австрии, и в Германии.
В России благотворительность пока находится в зачаточном состоянии. И театральная лепта в ней мала. Но кто измерил ценность одной спасенной жизни? Знаменитый альтист Юрий Башмет как-то сказал в интервью: «Когда я дал деньги на операцию одной девочке, и она выздоровела, и потом ходила на мои концерты, я понял, для чего жил, для чего меня мама родила, для чего вырос, для чего зарабатываю деньги. Я понял смысл моего существования. Дело не в том, что я хороший альтист. А в том, что посредством этого смог помочь ребенку».