Фонд «Русская Цивилизация» | Василий Степанов | 27.04.2006 |
Всё началось в 1992 году, тогда в Европе была разработана так называемая «демократическая программа TACIS» (Техническая помощь Содружеству Независимых Государств). Ее целью, по замыслу основателей, должно было стать укрепление демократии в СНГ и Монголии. Страны ЕС ежегодно выделяли 12 странам СНГ, а также Монголии 500 млн евро, которые должны были содействовать развитию гражданского общества, основанного на демократических принципах плюрализма и многопартийности, соблюдению прав человека и верховенства закона. На протяжении целых 15 лет Европа вскармливала на постсоветском пространстве, не щадя средств своих налогоплательщиков, так называемую новую политическую элиту, просвещённую ценностями либерализма, которая, согласно изначальному плану, должна была изменить культуру общества и власти, подогнав её под европейский стандарт. Но, увы, как показала последняя аудиторская проверка, проведённая Евросоюзом, деньги по большому счёту выброшены впустую, то есть ушли не по назначению. Впрочем, не всё так пессимистично, это как говорится, с какой стороны посмотреть: ну, во-первых — из 7 млрд евро, выданных Евросоюзом на поддержку демократии, только 5 пропали без вести, что для местных традиций обращения с халявными деньгами уже хорошо; во-вторых — на оставшиеся 2 миллиарда Европе всё же удалось создать, если не политическую элиту, то некий политический феномен, который вне всяких сомнений сыграет свою роль в развитии регионов, правда, совсем не так, как мыслилось проектировщикам TACIS. И об этом стоит сказать отдельно.
Прежде всего, необходимо разобраться: кого финансировала Европа? — Она давала деньги, прежде всего, жуликам, политиканам и проходимцам, прикрывшимся демократическими ценностями отнюдь не потому, что разделяют их, а потому что их вдохновили европейские валютные гранды. И вот из этих воров Брюссель хотел создать политическую элиту, наделённую всею полнотой власти. Кое-где их действительно наградили высокими полномочиями, взять хотя бы Украину или Грузию, но по большому счёту, затея не удалась, так как мошенники по своей специфике не могут быть надёжными партнёрами, они не пользуются доверием у общества, им не под силу осуществить глубинные социально-культурные преобразования, а соответственно их власть мимолётна. Зато, поддержав таких вот политиков и таких правозащитников, Европа настолько запятнала свою репутацию, что уже вряд ли сумеет в ближайшие десятилетия её очистить. Для миллионов граждан бывшего Советского Союза Европа стала стабильно ассоциироваться с вороватыми политиканами либерального толка, которым деньги даются для разрушения традиционных национальных культур и государственной независимости.
Ввязавшись в борьбу за постсоветское пространство, Евросоюз в долгосрочной перспективе проиграл, хотя пока, возможно, ещё этого и не понимает в полной мере. Во-первых: Брюссель продемонстрировал свою нечистоплотность в выборе политических партнёров, которые утянули из карманов европейских налогоплательщиков ни много, ни мало 5 млрд евро, что вне всяких сомнений станет, да уже стало, поводом для грандиозного скандала и политического раскола внутри ЕС. Во-вторых: своим стремлением сформировать на постсоветском пространстве новую политическую элиту, состоящую из мошенников и политиканов, Евросоюз воздвиг в умах местного населения такой «железный занавес», о котором члены КПСС даже не могли и мечтать. То есть, если ещё несколько лет назад бывшие граждане СССР воспринимали всё что идёт с Запада под знаком плюс, то теперь — под знаком минус. Европейские политики в очередной раз продемонстрировали своё непонимание России и её традиционных зон влияния. Ну, и слава Богу, что так!