Русская линия
Православный Санкт-ПетербургСвященник Анатолий Лебедев27.04.2006 

Не смущайся, только веруй

Видимо, «во дни печальные Великого поста» без искушений никому нельзя… Не успел выйти мартовский номер «Православного СПб» с заметкой о Подпорожской Благовещенской церкви («Святыня в районном универмаге»), как по телефону пришло известие: 19 марта храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Подпорожье сгорел. Сгорел совсем, дочиста, сгорела вместе с ним и старинная икона Благовещения, которой был благословлен храм, весьма почитаемая верующими подпорожцами.

Перечитываю сейчас запись беседы с настоятелем погибшего храма о. Анатолием Лебедевым, и горько становится на душе:

— Батюшка, в вашем ведении два таких разных храма: один — древний, столетиями намоленный, прекрасный видом, стоящий вдалеке от шума и суеты — Важинский Воскресенский; а другой — совсем новый, маленький, тесный, снимающий угол в универмаге, распложенный посреди города и снаружи вообще не похожий на храм — Подпорожский Благовещенский. Вы как-то чувствуете их различие во время службы?

— Во время службы эта разница существенна только для новоначальных, а для тех, кто уже прошел какой-то искус… Бог — Он везде. Человеку несовершенному, впечатлительному кажется, что в одном месте Господь его слышит, а в другом не слышит, — а разве такое может быть? Но вот что я хочу сказать: этот храм, новый, подпорожский, был он живой, и община у него — живая. А почему? Потому что он не на пустом месте вырос, но родился, как рождается человек. Человека нельзя построить, его можно только родить, — так и храм. Подпорожская новая церковь родилась от старой, от Важинской: часть той общины естественным образом перешла сюда, взяв с собой в наследство весь прежний дух, который в Важинской общине передавался веками от поколения к поколению.

— Я много слышал о том особом благочестии, которое царило в этих землях в прошлые века…

— Что сейчас об этом вспоминать? Да, наши предки были настоящими православными христианами, но мы-то живем своей жизнью. Представьте себе — подходит к вам человек и говорит: «Я, дескать, такой-сякой, нехороший, — и в этом я плох, и в этом не удался, и в том не вышел… Но зато родственники у меня — очень хорошие люди!» Что мне твои родственники? Ты сам исправься! Как Господь сказал: «не думайте говорить о себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк. 3,8). Мы пытаемся влезть в одежды предков, да сами не знаем, как их нужно надевать, — вот в чем беда. Оборваны нити преемственности.

-…Батюшка, как бороться с грехом отчаяния? Впечатление такое, что сейчас нас нарочно сталкивают в пучину именно этого греха — и через телевизор в том числе, через безконечный негатив, который идет со всех сторон…

— А чем отличается профессионал от непрофессионала, духовно опытный человек от неопытного? Неопытный на все смотрит, за все хватается и потому часто ошибается. Опытный же человек умеет отгородиться от суеты; он знает, что обстоятельства сами по себе — ничто. Для неопытного обстоятельства всегда неблагоприятны, для опытного — всегда благоприятны, потому что он умеет даже из бедствий извлекать духовную пользу. Надо быть профессионалами духа. Неопытный человек всегда придирается к мелочам: тот закон в государстве неправильный, этот закон нехороший — вот если бы их исправить, как бы я тогда был благочестив!.. Нет, нужно уметь жить здесь и сейчас — Православие вообще очень конкретно и не любит мечтаний: «Вот если бы!..» Нужно понимать, что Господь всегда благ, и благодарить Его надо всегда, ибо то, что Он нам дает, то и есть благо. Если я не могу своими силами изменить окружающую обстановку, то я могу относиться к ней подобающим для христианина образом, а это уже шаг вверх по духовной лестнице; каждый такой шаг — несомненное благо для души.

— Да где же взять силы на такие шаги?

— В покаянии, в молитве: «Помоги мне, Господи, я сам не могу: вон я какой — самостный, гордый, тщеславный, наглый… Помоги, спаси, не остави!» — и тогда Он нежненько нас через пропасть и перенесет… Ну, может, не сразу, может, через много лет… Расслабленный-то евангельский 38 лет лежал, ожидая… И дождался! Так и нужно терпеливо ждать и говорить только: «Господи, достоин ли буду Твоей помощи?»

Город Подпорожье молодой — 50-х годов рождения. Своего первого храма он ждал более тридцати лет, как расслабленный исцеления. Что же, теперь — опять долгие годы ожидания? Или опустить руки в отчаянии? Напомним слова, сказанные в прошлом номере: «Кто хоть однажды бывал в Подпорожье, тот знает, что некоторые места в этом городе просто созданы для того, чтобы там стоял высокий, красивый православный храм. Сама природа этих мест словно дышит Православием — его суровым величием, его могучей красотой. Эта земля создана Богом для того, чтобы быть святой». Не будем же запинаться на искушениях, вспомним, что погибший храм — уголок в районном универмаге — все равно не мог достойно выполнять миссию настоящего городского храма. Гибель его только сделала проблему более наглядной: церковь Подпорожью по-прежнему нужна, и дай Бог, чтобы этот пожар растопил лед в сердцах тех, кто может помочь православным Свирской земли.

Тем, кто хочет помочь подпорожцам, советуем обращаться по адресу: 187 742, Ленинградская область, Подпорожский район, дер. Курпово, п/о Важины, церковь Воскресения Христова, настоятель о. Анатолий Лебедев. Тел (81 365) 71−337

Алексей МАКСИМОВ

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n172/ta004.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru