Православный Санкт-Петербург | Священник Сергий Ломакин | 27.04.2006 |
— Да разве я запрещаю яйца красить? Пусть красят, пусть приносят в церковь для освящения, но какое же это освящение — по большому счету? Раз не было поста, принесут ли радость яйца и куличи? Что за радость без Христа? Да, христианство как будто возвращается в русскую жизнь, но… Как-то очень уж по-язычески. Православие становится фольклором, набором народных обрядов. Человек покушал блинов на Масленицу, поиграл крашеными яйцами на Пасху, попил крещенской водички — и вот он уже думает, что стал православным… И как же он удивится, если узнает, что ни масленичные блины, ни пасхальные яйца, ни даже купание в иордани никакого отношения к Православию, по большому счету, не имеют: этим душу не спасешь. Вот, вы говорите, что новоначальные, уцепившись сперва за народный обычай, постепенно дойдут до храма, войдут в церковную жизнь… А я наблюдаю — ну, не то чтобы обратный процесс, — но некоторые к тому поползновения… Люди церковные как-то незаметно для себя сворачивают работу спасения души на соблюдение обрядов. Так жить легче, и потому эта жизнь затягивает… Есть такая страшная — вот именно, страшная! — книга, называется «Православная обрядовая кухня». Там четко расписано, что в какой день можно и нужно вкушать. Я полистал ее… Если соблюдать все предписания авторов, то ни на что другое времени уже не хватит: какая там молитва, какое Богомыслие, какая забота о ближнем, — знай только следи за своим меню… И подобные книги не на пустом месте возникают: к сожалению, для многих наших церковных людей Великий пост — это время, когда нельзя есть мяса, а Пасха — это когда мясо есть можно. Вот и все.
— А если дело не только в мясе, тогда что можно посоветовать человеку, который хочет встретить Пасху по-настоящему, с пользой для души?
— Прежде всего, он должен помнить, что Пасхи нет без поста. Конечно, Христос воскрес для всех, и Пасхальная благодать распространяется щедро, но… Вот, взгляните за окно: как будто и солнце светит ярко, а трава все-таки еще не растет. Почему? Земля не подготовлена, не оттаяла, не прогрелась. Так и души наши. Благодать подается нам обильно, но можем ли мы принять ее? Отогреты ли наши души молитвой, покаянием, постом? Вот о чем нужно подумать.
— Но вот какая вещь получается: наступает пост, и большинство православных все-таки старается по мере сил достойно его провести. Мы молимся, постимся, мы стремимся как-то приподняться над жизненной суетой… Но вот пост кончается — и конец нашим трудам: опять суета, рассеянность, будни… Именно будни, а вовсе не праздник. Пасхальные дни становятся просто возвращением на круги своя из светлого и возвышенного мира Великого поста…
— Да, бывает такое… Все очень просто: Страстная седмица, если ее проводить так, как должно, требует невероятного духовного напряжения, неустанной душевной работы. На такой высоте невозможно долго находиться, не выдержит этого человек. Естественно, что когда наступает Пасха, напряжение спадает, и на какое-то время душа ощущает некую пустоту, которая может перейти и в апатию, и даже в равнодушие… Кажется: если можно все есть значит можно вообще все, — и молиться не надо, и грехи не так опасны… Но нет, молитвы никто не отменял — и утренней, и вечерней, и причащаться на Светлой седмице никому не запрещено. Напротив, это самое время для причастия: тут и поститься не нужно, и подготовка не такая строгая… Продолжайте ходить в храм, участвуйте в крестных ходах — это такая радость, Пасхальные крестные ходы с кроплением святой водой. Вода эта — не знаю даже как ее назвать, — словно овеществленная благодать! Когда стоишь весь в брызгах, кажется, что солнце засветилось в душе. И еще. Светлая седмица недаром так названа: она наполнена светом Христовым, и мы с вами должны быть проводниками этого света. Мы должны нести его повсюду, особенно тем людям, которые по тем или иным обстоятельствам не могут бывать в храме. Нам обычно кажется, что в делании добра не стоит размениваться на мелочи: уж если благотворить, то не меньше как целому детскому дому, а если нет возможности к таким подвигам, то — извините!.. Нет, вы зайдите в простую больничную палату, где старики лежат, подайте воды, помогите повернуться на другой бок — у них порою и на это сил не хватает, — облегчите хоть чуть-чуть их страдания! Тогда и от вас Пасхальная радость не уйдет. Поменьше надо копаться в собственных ощущениях: «ах, у меня в душе пустота, ах, я не чувствую праздника!» А вы создайте этот праздник для других, постарайтесь, чтобы человек хоть раз улыбнулся — и этого будет довольно. Да, я понимаю: тяжело после Страстной седмицы часто ходить в храм. Но найдите себе достойное христианское дело — вот, например, кто-то предлагал раздавать у метро листовки с призывом против абортов, — чем не Пасхальное служение? Дел-то непочатый край. И более того: нести свет людям — это первейшая обязанность христианина не только на Пасху. У нас есть опасность замкнуться в себе, уйти с головой в разбор своих мелких грешков, дурных мыслей, ощущений, переживаний… Это, может быть, хорошо для одинокого монаха, но мы на то и миряне, чтобы оставаться с миром, живо реагировать на все, что в мире происходит, и всюду свидетельствовать слово Христово. Это относится как к прихожанам, так и к священникам: сейчас Церковь стесняется говорить как власть имеющая. А почему и Спасителя слушали люди? Потому, что Он говорил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Но наш голос — это голос книжников, хранящих какое-то знание (пусть даже знание Священного Писания), но боящихся его использовать. Мы боимся не только требовать чего-либо, но даже просто высказываться по злободневным вопросам. Если же мы перестанем говорить с миром, то мир отшвырнет нас, как ненужную безделушку. Он и так пытается сделать это, превращая Церковь в элемент фольклора, в фабрику крашеных яиц и восковых свечей. И мы помогаем ему — или чрезмерным увлечением обрядами, порой даже вовсе не церковными, или дотошным самокопанием… Поймите, Господь будет судить нас не только за то дурное, что мы сделали или подумали, но и за то доброе, что мы могли сделать и не сделали. Пасхальные же дни — пре- красный повод для того, чтобы делать добро.
— Какой вообще смысл в том, что Церковь постоянно что-то празднует? Двунадесятые праздники, великие праздники, престольные, местные… Даже в разгар Великого поста находится время для праздника — для Благовещения…
— «Праздник» от слова «праздность» — в этом и весь смысл его. Еще Чехов говорил, что праздность — главное условие счастья. Разумеется, понимать эту праздность нужно не в иудейском смысле, не как принудительное ничегонеделание. Нет, православному человеку праздник дает возможность на время отрешиться от повседневной трудовой суеты ради хлеба насущного, а работу он не отрицает — но какую работу? Можно и должно в праздники помогать ближним, в том числе и физически поработать за них. Если, например, вы в Пасхальные дни вскопаете огород у соседей-стариков, никто не поставит вам это в вину. А еще праздники дают нам, православным, возможность почувствовать свое единство, свое родство. В Пасхальную ночь все мы в храме — братья и сестры, и это очень остро чувствуется, но и вне храма мы должны хранить это братство. Да и обычные родственные чувства праздники только укрепляют: семьи собираются за праздничными столами, делаются подарки, произносятся добрые слова. Чем чаще это будет происходить, тем лучше…
— Батюшка, пожелайте что-нибудь на праздник нашим читателям.
— Спасайтесь — вот главное пожелание, какое может дать священник. Спасайтесь, но помните, что своими силами человек спастись не может, — а только через приобщение к страданиям, смерти и Воскресению Господа нашего. Пасхальные дни — время для спасения благоприятное: они позволяют укрепить нашу любовь к Богу, а ведь исполнить заповеди Господни можно, только полюбив Господа. Но что значит — любить Бога? Мы порою сидим на диване и воображаем, что достигли в этой любви полного совершенства, но стоит ближним хоть чуть-чуть задеть нас, и мы уже пылаем местью… Подлинная любовь к Богу внешним образом проявляется в любви к ближнему — недаром же и Господь говорит, что все, сделанное для малых сих, на самом деле сделано для Него. Итак, молитесь о ниспослании любви, а любовь спасет вас.
И еще одно пожелание, или, скорее, дружеский совет. Если хотите достойно встретить Пасху, не старайтесь заранее привести себя в праздничное настроение. Многие хотят во что бы то ни стало ощутить Пасхальную радость, и всеми способами разжигают себя — перед праздничной службой и на самой службе… Не стоит так делать. Такая искусственная радость зачастую порождает только приступы раздражения. Всегда может случиться какая-нибудь мелкая неприятность — кто-то толкнет вас в храме, или во время крестного хода разразится метель, или новоначальные отвлекут вас от службы своей болтовней — и весь ваш старательно распаляемый энтузиазм улетучится. Воротами для подлинной радости может быть только мир душевный — недаром же и священник много раз во время службы говорит прихожанам: «Мир вам!» Если будет в душе мир, то никакая не-приятность не отвлечет вас от праздника, и Пасхальная радость неслышно посетит ваше сердце.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН
http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n172/ta001.htm