Столетие.Ru | Александр Горбунов | 26.04.2006 |
Еще существует дежурный показ по Первому каналу службы из храма Христа Спасителя. Но ее отсутствие было бы странным уже не по религиозным, а по политическим соображениям.
…Однако общественный запрос заставляет кое-что корректировать. По не зависящим от телевидения обстоятельствам выясняется, что наступают дни, когда рейтинг поднимает не «мочилово», но те передачи, в которых есть свет (не путать с «Просветом» Диброва). Сопротивляться требованию рейтинга можно. Но только до известных пределов. И то же НТВ теперь повторяет не порожденное блудливым талантом Скорцезе «Последнее искушение Христа», а «Страсти Христовы» Гибсона. «Россия» помимо непреложного «Городка» расщедрилась на создание цикла «Паломничество в святой город». О художественной и религиозной ценности деяний чтецов, гуляющих по улицам Рима можно, конечно, спорить. Но хоть так, хоть это.
Естественно, теперь, когда Пасха для наших телевизионщиков закончилась (понятие Пасхальная неделя в РФ отсутствует), они с наслаждением перейдут в обычный мозгодробительный режим работы. Увеличивая количество психических заболеваний каждым новым криминальным сериалом. Сплошной «Темный инстинкт», — по имени очередного убийственного «шедевра», поступившего на информационный конвейер аккурат в страстную седьмицу.
Недавно в соловьевском «Воскресном вечере» выступил митрополит Кирилл. Настолько грамотно и логически безупречно, что ёрнику, настрочившему «евангелие» от собственного имени, вроде сказать-то было нечего.
Речь шла о «борьбе с ксенофобией» и «правах человека» — да и о чем ещё может быть речь. Позиция церкви недвусмысленна: причина ксенофобии — одичание, духовный распад; главный инструмент — СМИ. Но дело даже не в этом. Основной смысл прояснился, когда после слов Кирилла я решил переключиться на другие каналы.
На общем фоне митрополит выглядел как представитель иной цивилизации. На канале «Россия» в это время одного невезучего высокохудожественно душили полиэтиленовым пакетом, одетым на голову. По Первому каналу голый квартиросъемщик готовился к, или осуществлял (точно не помню) пошлое совокупление с «любовницей». «Культура» тем вечером предоставила слово какому-то знакомцу поэта Бродского, который декламировал стихи о том, как вместе с друзьями по зоне они отловили и сожрали собаку… Ну, а вернувшись на НТВ, обнаружил, что столь редкий по содержанию разговор сменило «кино», где герои привычно выясняли отношения «по понятиям"…
Посещение митрополитом чумного телевизионного барака было недолгим. Как только дверь за ним захлопнулась, все вернулось на свои места.
Можно сколько угодно говорить про Запад, про Америку, но заверяю вас, что такого телевидения нет нигде.
Например, можно творчески разработать в рамках идей русского космизма и православия тему первого полета человека в космос. Но Первый канал поступил иначе: показал западную постановку с американцем в роли Королева. Смысл: американцы не смогли полететь первыми только потому, что их генеральный фон Браун и государство оказались более гуманными, не рисковали человеком. А жестокий Королев знал, что «шансы Гагарина остаться в живых, составляют не больше 50 процентов». Знал, фанатик, но запустил Юрия. Вот таковы, мол, и все их победы — путем насилия над личностью.
Почему фильм оказался на Первом канале в День космонавтики? Да по тому же, что и большая, безупречная работа Гибсона показана на Пасху. Ничего своего просто нет! И сплетни о личной жизни давно ушедших советских кинозвезд, и выяснение, кто из них сильно пил (воскресная передача о Басове) — единственная форма телевизионной духовности. Так что советские генералы в фуражках чилийского образца и с непришитыми погонами, что стоят холмиками на плечах — это ещё не самый худший вариант…