Правая.Ru | Петр Сергеев | 26.04.2006 |
Шитиков приводит довольно странные аргументы: раз США являются канонической территорией Православной Церкви в Америке, то Московскому Патриархату нельзя там иметь приходы, а «зарубежникам» поминать Патриарха Алексия. Почему же? Московский Патриархат имеет немаленькую епархию в США, где поминают Всероссийского Патриарха и это не встречает никаких протестов со стороны Американской Автокефальной Церкви, никакого нарушения церковных канонов нет (проблема соотношения диаспоральных диоцезов и канонических территорий Поместных Церквей еще не скоро будет решена, однако это не мешает нормальной церковной жизни). Слушая всю эту демагогию противников единства Русской Церкви, вспоминаешь поговорку: «Кто желает, найдет тысячу возможностей, кто не желает, найдет тысячу отговорок».
Помимо этой, ставшей уже привычной демагогии, о. Игорь предложил «вмешать» во внутреннее дело Русской Православной Церкви другие поместные Церкви.
Он пишет: «Например, некоторым членам Собора по поводу будущего канонического устройства русской православной диаспоры будет небезынтересно мнение Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей… Соединение с Москвой — это не единственный, а в настоящее время и не лучший способ сохранения Зарубежной Церкви как единой Русской Православной Церкви вне России. И прежде чем решать этот вопрос на Соборе, нужна серьезная богословская международная конференция по каноническому устройству русской диаспоры и РПЦЗ. В ней должны принять участие также Экзархат русских Церквей в Западной Европе, Православная Церковь в Америке и другие Православные Церкви».
Подобного рода заявления перечеркивают все фундаментальные основы бытия Русской Зарубежной Церкви. Ее отцы-основатели подчеркивали, что Зарубежная Церковь не является автокефальной Церковью, но только частью Русской. Все Соборы Зарубежной Церкви утверждали, что это временная церковная организация, существующая до тех пор, пока Церковь в Росси несвободна. Потому заверения об автокефальности Зарубежной Церкви, о том, что ее отделение от Русской Церкви не является временным и вынужденным, следует считать новоизмышленной ересью, идеологией раскола. Это новое обновленчество — наличие двух автокефальных Русских Церквей позволит антихристианским и антироссийским силам манипулировать русским Православием, ослаблять его, искусно натравливания одну Русскую Церковь на другую. Собственно, не к Пасхе будет помянутый Лурье так и пропагандирует методы раскола Русской Церкви — полицентризм и создание ситуации взаимно парализующих Церковь центров управления в Московском Патриархате.
Все отцы-основатели Русской Зарубежной Церкви обличали экуменическо-софилогическую «русскую архиепископию Константинопольского Патриархата» и сам Константинопольский Патриархат. В течение десятилетий официальный орган Зарубежной Церкви «Православная Русь» опубликовал уникальную серию материалов, дающих историческую и каноническую оценку деградации Константинопольского Патриархата и его превращения в «троянского коня» Православного Мира, поддерживающего расколы, влезающего на каноническую территорию других Поместных Церквей. Совместное переиздание этих материалов — важнейшее общее дело Церкви на Родине и Зарубежом, свидетельство единства Русской Церкви в истине, совместного обличения разрушительных тенденций в православной среде.
А вместо этого «зарубежник», «консерватор» Шитиков апеллирует к Константинопольскому Патриархату как силе, не заинтересованной в усилении Русской Церкви вообще и воссоединении Московского Патриархата и Зарубежной Церкви в частности. Он апеллирует к ставшей скандальной «русской архиепископии Константинопольского Патриархата в Западной Европе», архиерей которой Гавриил захватывает приходы Русской Церкви. Ядро этой «архиепископии» составляют радикальные обновленцы — экуменисты, типа Никиты Струве, опустившиеся до ненависти к Русской Церкви, к ее Преданию, святым, литургической традиции и к реальной России.
Таким образом, налицо парадоксальная подмена — Шитиков поднимает на щит тех, с кем десятилетиям боролась Русская Зарубежная Церковь.