Русский дом | Алевтина Панкова | 26.04.2006 |
Всемирный день книги и защиты авторского права отмечается в тот день, когда умер великий писатель Мигель де Сервантес — создатель бессмертного «Дон Кихота», романа, который был признан Нобелевским институтом лучшим произведением всех времён и народов.
В Испании Всемирный день книги отмечается особенно широко. Есть прекрасная традиция: несколько дней, сменяя друг друга, без всяких перерывов роман гениального писателя на кафедре мадридского Атениума (гимназии, где готовят к поступлению в университет) читают министры и школьники, профессора и рабочие, а также испанцы, живущие за границей. В День книги люди должны их дарить друг другу, и, конечно, нет семьи, где не было бы «Дон Кихота». Подобное нам, увы, трудно представить: Россия давно уже перестала быть самой читающей страной. Директор Института возрастной физиологии, академик РАО Марьяна Безруких рассказала о данных последнего масштабного исследования среди 15-летних школьников из 32 стран. Так вот, подростки России заняли лишь 28-е место, позорное для когда-то одной из самых грамотных держав!
К сожалению, привычка к чтению выветривается из семьи, наплевательское отношение к литературе внушается электронными СМИ, которые сократили трансляцию театральных спектаклей, детских и просветительских передач о классике, а в качестве ведущих писателей выдвигают такие фигуры как Ерофеев, Арбатова, Гришковец, Толстая и прочие, которые никак не могут увлечь подростков, сформировать в них трепетное отношение к печатному слову.
Идёт страшное противодействие введению предмета «Основы православной культуры» в школы.
Издательский Совет Русской Православной Церкви провёл конференцию по детскому чтению и «круглый стол» на тему: «Какая книга нужна России?». Предлагаем вниманию читателей выступление директора издательских программ ЦКБ «БИБКОМ» (бывшего библиотечного коллектора) Алевтины Николаевны ПАНКОВОЙ
Донести созданное!
Какая книга нужна России? После многих услышанных выступлений я бы повернула вопрос иначе: а какая книга сегодня доступна? О какой книге знают читатели, библиотеки хотя бы в информационном плане? Мы сказали здесь друг другу безусловно правильные слова: что есть духовность, в чём польза православной книги, каковы критерии духовности. То есть поведали профессионалам в своей области, православным по духу то, что бесспорно и понятно. Даже показали друг другу духовные книги — например, книгу грека Никоса Зерваса «Дети против волшебников», в которой сами русские дети одерживают победу над Всемирной лигой колдунов во главе с бездарным Гарри Поттером. Никос любит Россию, он женился на русской женщине и ужаснулся засилью бесовской литературы в нашей стране, неуважению самих же русских к родной великой культуре. Издательский отдел РПЦ предлагает 3500 наименований книжной продукции; многие духовные книги уже вышли, лежат на складах, ждут читателя, в том числе и юного. Какая книга нужна России? — Прежде всего прочитанная!Если окунуться в реальность, отъехать на сотню километров от Москвы, убеждаешься, что ситуация с детскими библиотеками — печальная, даже ужасающая. Учёный секретарь заповедника «Карабиха» (дом-музей Некрасова) на семинаре музейных библиотек, прошедшем в Кремле ещё прошлой весной, привела потрясающие примеры: «Детские произведения Некрасова не переиздавались с 70-х годов прошлого века; статистика по району такова: на 1 жителя приходится 1,5 книги; читают от силы 25% населения. Вся сельская библиотека занимает помещение в 26 кв. метров, забитых под крышу обветшавшей, но бережно хранимой литературой, из которой самое „ценное“ — подаренная Соросом по проекту „Сельская библиотека“ серия пересказов русской классики, которую скучно читать». Такова ситуация в Рязанской, Ивановской и других исконно русских областях. Сорос свернул свою программу, а где замена ей, где государственный проект «Сельская библиотека»?
На каждой встрече библиотекари жалуются на нехватку духовной литературы. А что показывает наш анализ сводного тематического плана (СТП) «Детская литература» на 2005 год? Число отечественных авторов в тематических планах издательств не превышает 20% (кстати, если тиражи изданной детской литературы в России на три четверти принадлежат перу зарубежных авторов — значит, у издательств есть деньги выплачивать немалые валютные гонорары!). Классическая русская литература в системе заказов занимает 5−6-е место: первенство уверенно удерживает книжная «попса»; по тематике в художественных заказах преобладают фэнтези, криминальные и любовные романы; очень плохо распространяется литература историко-патриотической, православной тематики — всего 7% от общего заказа! А это — выбор библиотек.
В год 625-летия Куликовской битвы из 45 библиотек лишь 7 заказали «Историю России (для детей и взрослых)» С.М. Соловьёва и только 2(!) — «Куликовскую битву» (серия — «История России»).
А заказы по издательству «Рипол-Классик» вообще наводят на странные мысли: «Гоголь. Энциклопедия» — 1; «Достоевский. Энциклопедия» — 1, зато пособие «Беременность — неделя за неделей. Современный справочник для будущих мам» — 17! Ну, ладно, думаешь: может, старшеклассницы спрашивают такую книгу при нынешних ранних беременностях, но рекорд в заказе литературы бьёт «Испорченная женщина» Д. Дьен! Похоже, это отражает вкус самих библиотекарей или навязывается российским школьницам?
Заказ по православной тематике — очень мал, хотя библиотеки и школы на встречах постоянно сетуют, что её не хватает. Так заказывать надо! Книгу О.Ю. Ивановой «Монастыри России» востребовали только 2 библиотеки из 86! Неужели эти возрождающиеся очаги русской веры и памяти не интересуют школьников? Я, например, побывала в Бобреневом монастыре под Коломной, основанном в честь победы на поле Куликовом. Там всё дышит благолепием и историей, там льётся из-под свода Феодоровской церкви ангельское пение. Привези туда школьников, дай прочитать об этом монастыре — так, может, у них глаза откроются, они увидят Русь Святую. Но, увы, в наших школах и экскурсий мало, и книг не читают…
Так что не всегда надо искать виновных на стороне: сами же библиотечные работники, учителя и те деятели, от которых зависит духовное здоровье детей, всего общества, порой не могут или не хотят сполна использовать уже созданные ценности. С другой стороны, и государство не увеличивает расходы на нищие культурно-издательские программы. Вот ещё один яркий пример. На принятую с огромным трудом Государственную программу патриотического воспитания граждан с 2006 по 2010 год выделено всего 378,05 миллионов рублей. Что на них сделаешь, снимешь и издашь? А на месячную рекламную компанию «Дневного дозора» истрачено около 100 миллионов рублей без учёта стоимости эфирного времени, которое для детища Константина Эрнста было бесплатным. Он — успешный коммерсант от «общественного телевидения» — назвал всех своих критиков дураками.
Кстати, не раз с высоких трибун высказывались предложения: выкупить на государственные средства скопившиеся на складах книги для сельских и детских библиотек (что-то издательства готовы отдать бесплатно!). На это тоже нужны средства, но такая акция — куда дешевле, чем снова издавать иностранные новинки по решению анонимного жюри при Федеральном агентстве по культуре. И тут «БИБКОМ» готов взять на себя работу по своевременной информации о вышедших книгах, выпуску каталогов, снабжению библиотек нужной литературой. Не надо уговаривать друг друга быть духовными, а начать предлагать книги ждущему читателю.
P. S. Склады издательства «Русская книга» завалены книгами. Начали договариваться с тюрьмами, библиотеками, другими организациями, которые могут принять их даром. Потом эта акция по непонятным причинам была приостановлена.
Министерство культуры, агентство по печати должны провести акцию: «Спасём изданную книгу!», обратиться к издательствам, составить каталог, понять, что лежит мёртвым грузом, что готовы отдать бесплатно; найти средства, чтобы выкупить книги по символической цене, организовать рассылку их по детским библиотекам, детским домам. Это прямая обязанность Агентства по культуре. Втуне пропадают огромные духовные богатства.
http://www.russdom.ru/2006/20 0604i/20 060 426.shtml