Известия | Сергей Никитин | 21.04.2006 |
Никитин много лет занимается реконструкцией облика человека по черепу и широко известен исследованием древних останков. Он создал портреты преподобных Нестора Летописца и первого русского врача Агапита, первого игумена Киево-Печерского монастыря Варлаама, княгинь Евдокии (в монашестве Евфросинии) Московской — жены Дмитрия Донского, Софьи Палеолог и Елены Глинской — бабушки и матери Ивана Грозного… Значит, скоро мы «увидим» Андрея Рублева, чье лицо, как и большинства исторических личностей российского средневековья, при жизни так и не было никем запечатлено…
«Известиям», первым, Сергей Никитин рассказал, как были обнаружены останки, на чем основана его уверенность. Никитина спрашивала и слушала Элла Максимова.
— Останки найдены благодаря настоятелю Спасского собора протоиерею Вячеславу Савиных. Возрождение храма после десятилетий запустения он начал в 1992 году с восстановления алтаря и престола. В ходе поисков были найдены камни древнего престольного основания, а под ними — случайно — погребение. Олег Ульянов, археолог Музея имени Рублева (расположен на территории Андроникова монастыря. — «Известия»), приступив к исследованию алтарной части собора, обнаружил еще три. Он небезосновательно считает, что под престолом упокоен Андроник, первый настоятель собора. Возможно, в остальных трех могилах похоронены Савва, Александр и Ефрем, последующие игумены. В раскоп тогда спускался сам патриарх Алексий II… Меня отец Вячеслав попросил подключиться к исследованию через десять лет.
— Работа двигалась так неспешно?
— Были многолетние перерывы. Ульянов покинул раскоп, время от времени там появлялись другие археологи. Останки из тех четырех погребений давно уже подняли наверх. Между тем боковые стенки раскопа осыпались, показалось пятое погребение. Настоятель обращался ко многим специалистам, но безуспешно, отклика не встретил. Один из последних археологов вовсе затянул раскоп пленкой, проступила плесень. Если бы не отец Вячеслав, неизвестные останки могли быть утеряны безвозвратно.
— Почему он попросил помощи именно у вас?
— Дело в том, что древними останками я занимаюсь с восемьдесят пятого года, когда ко мне обратились сотрудники научного отдела истории пещер Киево-Печерской лавры. Потом помогал известному своими открытиями в Великом Новгороде академику Валентину Янину в атрибуции останков князя Дмитрия Шемяки. Уже больше десяти лет веду исследования в Архангельском соборе.
— Тут надо напомнить читателям об этом скорбном сюжете, наша газета в свое время подробно о нем писала. В Кремле после революции большевики снесли Вознесенский женский монастырь, в склепах которого на протяжении столетий хоронили великих княжон, цариц, царевен. Жены Ивана III, Дмитрия Донского, царя Федора, мать Петра I… Вывезли бы государынь на свалку, если бы не кремлевские хранители — они на руках перенесли тяжеленные саркофаги в подклет Архангельского собора…
Мне рассказали про вас, Сергей Алексеевич, любопытную историю. О том, как в Америке на международном съезде судебных антропологов участникам предложили профессиональный конкурс: выполнить контрольную реконструкцию портрета по одному и тому же черепу. При этом в распоряжении организаторов была фотография этого человека. И будто бы вы оказались победителем и по времени исполнения, и по степени точности воссоздания лица.
— Правильно рассказали.
— Ваша главная обязанность как судмедэксперта — восстановление лица жертвы нераскрытого преступления, убийства. Какой у вас процент совпадений?
— Большой.
— Вы человек верующий?
— Да, но, наверное, еще не в полной мере. Когда первый раз приехал в Андроников, отец Вячеслав предложил спуститься в раскоп. И вдруг спрашивает: «Вы, конечно, крещеный?» (Некрещеный не может входить в алтарную часть храма. — «Известия».) «К сожалению, нет», — говорю. Через несколько дней он меня и крестил. Трижды окунул в бочку, это в ноябре-то, представляете?!
— Вы попали в раскоп, увидели всю картину, и что же — вас сразу осенила догадка?
— Нет, конечно! Поначалу ничего не было понятно. Просто выступают отдельные кости и лежит обнаженный череп. Сверху заложено небольшими белыми камнями. Осторожно, совочком и кисточкой, стал расчищать. Среди останков появились керамическая чаша, монашеские плетеные кожаные крестики, кожаные тапочки. И второй череп. Стало ясно, что это не первичное погребение, а перезахоронение, причем не одного человека, а двух, и расположено оно в месте особо почитаемом. Тут сердце и екнуло! По швам черепов, зубам, по особенностям строения костей было определено, что одному из умерших мужчин около 50 лет, другому — 70−80. На сохранившемся черепе первого, пятидесятилетнего, характерные повреждения, сделанные плоским заостренным щупом, — свидетельство того, что точного места первоначальной могилы искавшие не знали.
— Но ведь считается, что Андрей и Даниил были однолетки и оба умерли в 1427 или 1430 году стариками.
— Принято считать. В летописях, в житиях дата рождения, как правило, не указывается. Откуда вообще возник этот год рождения, 1360-й, неизвестно. Геннадий Викторович Попов, директор Музея имени Рублева, как-то привел в одном своем газетном интервью такой очень интересный факт, которому был свидетелем: «Подлинное открытие Андрея Рублева и, можно сказать, спасение древнерусской иконы состоялось в дни, когда (невзирая на „оттепель“!) на церковь обрушилась новая, теперь уже хрущевская, волна гонений. Вновь рушились и закрывались храмы, уничтожались духовные реликвии, рассыпались наборы книг по древнерусскому искусству… Остановить это безумие могла столь же безумная акция…
Илья Эренбург (писатель, общественный деятель, пользовавшийся авторитетом в Европе. — „Известия“) предложил ЮНЕСКО отметить рождение автора „Троицы“. И в Кремль полетели телеграммы. Главным „заговорщиком“ была Наталья Демина — первый научный сотрудник зарождавшегося музея. Она вовлекла в свой „заговор“ крупнейших ученых — Лазарева, Павлова, Ильина и в эту компанию, собравшуюся в Спасо-Андрониковом во временном хранилище, пригласила Эренбурга. Шел 1959 год. Помню, кто-то сказал: „Сейчас или никогда“. И Андрей Рублев „родился“ в 1360-м. Чтобы через год отпраздновать его 600-летие».
Хрущев, кстати, тогда собирался снести и Суздаль — освободить место для образцовой птицефабрики. Попов тоже считает, что родиться Андрей Рублев мог в 1370-е или в начале 1380-х годов, поскольку в 1405-м (первое упоминание о Рублеве. — «Известия») был «лишь чернецом». Если бы родился в 1360-м, разве не должны были появиться гораздо раньше свидетельства об уже «преизрядном» иконописце?!
— Неужели житийная литература не помогает, хотя бы косвенно, установить, где они скончались и были погребены?
— Сведения крайне противоречивы. В разных списках жития одного и того же человека, написанных в разное время, — разные даты, определения. Часто встречаются позднейшие добавки, намеренные умолчания, путаные поправки. Споры длятся не один век: похоронили Андрея и Даниила в Троице-Сергиевой лавре, где они расписывали в последние годы Троицкий собор, или в Андрониковом, где расписывали Спасский и где оба монашествовали? Но в конце концов это не столь существенно, поскольку мы имеем дело с перезахоронением, а перезахоранивать могли как из одной могилы, так и из другой.
А вот что касается места этого перезахоронения… Знаток жизни и творчества Рублева Вера Григорьевна Брюсова обнаружила в Ярославском музее-заповеднике рукописный сборник, составленный «керженским постриженником Ионой», в нем — такая справка: «Святыя же их мощи (Андрея и Даниила) погребены и почивают в том Андрониеве под старою колокольнею… в недавнем времени разорена, и место сравнено с землею… ходити на ней людем всяким и нечистым, и тем самым предадеся забвению память…»
— Потому, может, и пришлось перенести останки, чтобы народ не топтал святыню.
— Колокольню снесли в конце XVIII столетия. Полагаю, в это время останки знаменитых иконописцев и перезахоронили. Неразлучные в трудах и молитвах, они были погребены в одной могиле. Невозможно себе представить, что их могли разъединить!
— А в книгах Андроникова монастыря перезахоронение никак не отражено? Как-никак оно произошло уже в просвещенном веке.
— Во всяком случае, до нас эти записи не дошли. В 1812 году в монастыре, где стояли французские солдаты, был большой пожар, и библиотека могла сгореть.
— Что это за сосуд, найденный среди останков?
— Погребальная чаша для остатков елея после соборования. Главный кремлевский археолог Татьяна Панова установила время изготовления: конец XIV — начало XV века. Знаток древней керамики Леонид Беляев это подтвердил. Была создана, можно сказать, целая комиссия, к делу привлечено множество людей. Полное антропологическое исследование провели опытнейшие Сергей Васильев и Светлана Боруцкая. Помогли «прочесть» исторические источники ведущие сотрудники Российской государственной библиотеки Екатерина Никанорова, Виктор Молчанов, Марина Крутова. Антропохимик Елена Александровская, изучая химический состав останков, пришла к выводу, что, возможно, оба эти человека вели одинаковый образ жизни, одинаково питались и занимались одним и тем же — работой с металлами, живописью. Перед специалистами были поставлены конкретные вопросы. Главный, итоговый: могут ли эти останки быть останками Рублева и Даниила? Их ответ: «С большой степенью вероятности, да».
— Портрет будет первым в истории изображением Рублева. Дает ли удивительная находка достаточно материала для правдоподобной реконструкции?
— Как вы понимаете, сравнивать не с чем. Могу только повторить, что останки и череп Рублева, в отличие от Даниила, сохранились до изумления хорошо. При воссоздании портрета самое сложное — «одушевление» лица, иногда это занимает месяцы. Самое важное — понять зависимости деталей лица от костной основы.
— Сергей Алексеевич, вы не боитесь, что у вас, уверенного в том, что найден Рублев, будут противники
— Уже есть. На ученом совете музея прозвучало, что мы куплены церковью (смеется).
— А кто, простите, финансировал исследования
— Никто. Наоборот, мой друг Георгий Свиридов помог чем смог при восстановлении основания престола.
— Где сейчас находятся останки
— В надежном месте, в великолепном ковчеге, который безвозмездно сделал петербуржский мастер-краснодеревщик Алексей Тарасов.
— Как только портрет Рублева будет готов, дадите его «Известиям» для публикации
— Обещаю.
Элла МАКСИМОВА
Опубликовано на сайте Интерфакс-Религия
http://www.interfax-religion.ru/?act=print&div=3430