Интерфакс-Религия | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 21.04.2006 |
Свое мнение по этим и другим вопросам в интервью порталу «Интерфакс-Религия» высказал патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
— Ваше Святейшество! Что Вы ожидаете от Всемирного саммита религиозных лидеров, который пройдет в июле этого года?
— Всемирный саммит религиозных лидеров, инициированный Межрелигиозным советом России при непосредственном участии нашей Церкви, соберет в Москве лидеров влиятельнейших религиозных общин: христианских, иудейских, мусульманских, буддийских и ряда других. На саммите будут представлены современные религиозные традиции во всем их многообразии.
Неудивительно, что на этом собрании будут высказаны различные взгляды на то, с какими вызовами сталкиваются религии мира в наши дни и каков должен быть ответ. Поэтому мы не задумывали саммит как средство получить какой-то заранее определимый практический результат.
В то же время побудительный мотив для нашего форума — это безусловное желание жить в мире и взаимном уважении, свободно руководствуясь своими духовными представлениями, выдержавшими испытание временем.
Надо иметь в виду, что саммит будет следовать многолетней, проверенной модели межрелигиозного диалога, исключающей «смешение вер», сомнительные молитвенно-обрядовые эксперименты, жаркие богословские и политические диспуты. Духовные лидеры, которые примут участие в нашей встрече, сознают уникальность своих убеждений и полны решимости сохранить их во всей целостности, при этом не нарушая мира и стремясь к сотрудничеству на общее благо.
Надеюсь, что саммит сможет обратиться с добрым посланием к миру, где все больше царят страдания, вызываемые желанием жить без веры и совести, руководствуясь лишь греховными страстями. Дай Бог, чтобы этот призыв был услышан.
— Есть ли положительные сдвиги по вопросам преподавания «Основ православной культуры» в государственных школах и введения института полкового духовенства? Кто является главным противником этих инициатив?
— Общественная дискуссия о преподавании «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах ведется уже давно. К сожалению, многие противники этого предмета неверно понимают позицию нашей Церкви или намеренно ее искажают. Нас обвиняют в стремлении силами светской школы расширить свою паству. В общественное сознание упорно внедряется мысль о том, что «Основы православной культуры» — это Закон Божий, который Церковь намерена преподавать чуть ли не в обязательном порядке. На самом же деле речь идет о предмете культурологического цикла, преподаваемом на добровольной основе профессиональными педагогами. Иметь возможность прослушать такой курс — это значит реализовать право будущего гражданина и просто образованного человека на необходимый объем знаний об историческом, духовном и культурном наследии родной страны.
Ведь вне религиозного контекста невозможно понять всю сложность нашей истории. Без понимания духовных основ жизни народа немыслимо всерьез рассуждать о русской литературе, живописи, музыке. Возьмите, например, любой альбом по древнерусскому искусству, изданный в годы атеистического диктата. К каким уловкам, неуклюжим натяжкам и умолчаниям приходилось прибегать редакторам подобных изданий для того, чтобы вывести из-под внимания читателя очевиднейшее — величайшую духовную традицию, сделавшую возможным появление шедевров преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия и бесчисленного множества иконописцев, имена которых история не сохранила для нас! То же самое можно сказать и о русской литературе, архитектуре, музыке.
На мой взгляд, мировоззренческая монополия материализма, поныне сохраняющаяся в российском образовании, очень серьезно повредила гуманитарным научным исследованиям в нашей стране. Если в сфере точных наук советские ученые достигли феноменальных успехов, а их достойные наследники и поныне остаются «впереди планеты всей», то в области гуманитарных знаний все далеко не так благополучно. Полагал бы, что сохранение такой ситуации губительно для будущего страны.
Нередко высказываются опасения, что преподавание «Основ православной культуры» неизбежно повлечет обострение межрелигиозных и межнациональных отношений. Действительность свидетельствует об обратном. Во многих российских регионах «Основы православной культуры» уже преподаются, и до сих пор нигде не было зарегистрировано роста межнациональной или межрелигиозной напряженности. Наоборот, благодаря получаемым в рамках данного курса знаниям молодые люди лучше узнают и понимают друг друга, учатся взаимному уважению.
Кстати, многие представители российских мусульман, иудеев и буддистов неоднократно высказывались в пользу преодоления атеистического и агностического наследия в российской школе. В местах компактного проживания их единоверцев, а также в национальных школах крупных городов вместо «Основ православной культуры» или параллельно с ними может преподаваться аналогичная дисциплина на основе любого из традиционных для России вероисповеданий. Во многих местах так уже и происходит.
Касаясь вопроса об институте полковых священников, хотел бы отметить, что, помимо дореволюционного опыта, уже и в наше время накоплен значительный опыт окормления военнослужащих православными пастырями. Иными словами, нам не приходится «строить в пустыне». Однако практика взаимодействия Церкви и Вооруженных Сил до сих пор не имеет должных законодательных оснований. Многое держится на личных контактах, а существующие договоренности носят характер деклараций о намерениях и в немалой степени зависят от конъюнктуры.
Сегодня предлагается закрепить и развить сложившуюся практику, о которой весьма позитивно отзываются солдаты и офицеры. Подчеркну, что соответствующие инициативы были выдвинуты представителями государственных органов, а не Церкви. На мой взгляд, это красноречиво свидетельствует о явной общественной заинтересованности в присутствии духовенства в армии.
Противники такого рода инициатив говорят, что опасно разделять армию по конфессиональному признаку. Мы с этим согласны и настаиваем на том, что армия не должна становиться полем миссионерского соревнования. Речь может идти только о пастырской работе в Вооруженных Силах представителей тех религиозных организаций, члены которых уже служат в армии. Эта позиция недвусмысленно отражена в заявлении Священного Синода по данному вопросу.
— Как Вы оцениваете религиозную ситуацию на Украине? В какую сторону она изменилась за прошедший год?
— Нельзя не приветствовать заявлений государственных руководителей Украины о необходимости одинакового соблюдения прав и свобод всех религиозных объединений.
К сожалению, на местах этим заявлениям следуют не всегда. Один из наиболее ярких примеров — Свято-Троицкий приход Украинской Православной Церкви в селе Рохманив Тернопольской области. Эта община во главе с настоятелем протоиереем Олегом Сирко была изгнана из своего храма и теперь вынуждена совершать богослужения под открытым небом.
Нас не может не беспокоить то, что украинские православные христиане остаются разделенными. Раскол — это рана на теле Церкви. Он вносит болезненное разделение и в украинское общество. Тем не менее, пути для уврачевания расколов должна находить сама Церковь, без вмешательства сторонних сил. Поэтому попытки некоторых представителей государства решить эту проблему вместо Церкви не могут не вызывать настороженности верующих.
К сожалению, на Украине далеки от нормальных и отношения между православными и греко-католиками. Ситуация усугубилась переносом резиденции главы Украинской Греко-Католической Церкви кардинала Любомира Гузара из Львова в Киев и изменением его титула на «Верховный архиепископ Киево-Галицкий». Православной общественностью подобный шаг был воспринят как недружественный. Он внес дополнительную напряженность в украинское общество.
Выражаю надежду, что новое правительство Украины будет проявлять большее внимание к специфике церковной жизни, избегать вмешательства во внутренние дела Церкви, более внимательно относиться к соблюдению прав всех традиционных религиозных общин.
— В последнее время все чаще озвучиваются противоречивые сведения о численности православных в России. Есть ли официальная точка зрения Церкви по этому вопросу? Как Вы оцениваете численность приверженцев других религий, например, мусульман, протестантов, католиков?
— Определение числа верующих в стране никогда не было простой задачей. Во времена государственного атеизма многие люди не афишировали своей религиозной принадлежности по понятным причинам. Сегодня разные социологические службы по-разному оценивают число последователей той или иной религии, однако зачастую эти исследования видятся предвзятыми. К сожалению, нередко приходится видеть, как численность приверженцев одной религии определяется «по максимуму», а других — «по минимуму». Убежден, что в любом случае определение числа приверженцев любой веры не должно быть политизировано, направлено на извлечение каких-либо выгод, на приобретение мнимого превосходства в диалоге с инаковерующими. Кроме того, едва ли возможно найти общеприемлемые критерии оценки религиозности человека.
В последнее время не проводилось исследований, которые охватывали бы все население России. Даже при переписи в 2002 году вопрос о религиозной принадлежности людей не задавался. На наш взгляд, результаты переписи были бы более полными, если бы этот вопрос был включен в опросные листы.
Что касается численности верующих Русской Православной Церкви, то едва ли можно назвать точную цифру. Ведь религиозный выбор, духовная жизнь человека далеко не всегда подвластна испытующему взору социолога. Думаю, что доля православных христиан, крещенных нашей Церковью, в населении России составляет 70−80 процентов. Иными словами, православные по-прежнему составляют значительное большинство населения страны.
С гораздо большей определенностью можно говорить о продолжающемся всестороннем возрождении церковной жизни, о расширении участия людей в деятельности православных общин. В последние годы мы наблюдаем серьезные изменения в возрастной структуре прихожан. Во многих местах молодежь и люди среднего возраста составляют большинство молящихся. Прошедший Великий пост явил нам переполненные молящимися храмы; церковные стены нередко уже не могут вместить всех прихожан. Иными словами, духовное возрождение России ныне обретает «второе дыхание».
Можно по-разному говорить о причинах этого отрадного явления, однако несомненно одно: нам довелось быть свидетелями подлинного чуда Божия — возвращения в людские сердца живой, деятельной веры. Глубоко убежден, что это не может не сказаться благотворно на жизни нашего народа.
— В каком направлении сейчас развивается диалог Церкви с исламом?
— Сегодня этот диалог ведется главным образом в рамках созданного в 1997 году Межрелигиозного совета России, в который входят представители четырех традиционных религий: Православия, ислама, иудаизма и буддизма. Главной целью диалога видится поиск путей решения насущных проблем общества.
Могу свидетельствовать, что наши отношения развиваются небезуспешно, несмотря на попытки некоторых зарубежных центров и доморощенных экстремистов проверить на прочность религиозный мир в России. Уверен, что мудрость духовных лидеров, прежде всего исламских, оставит эти попытки бесплодными.
Обмен мнениями и сотрудничество в сфере общественной жизни не исключает доктринальных собеседований, которые призваны помогать разъяснению позиций сторон по вопросам, требующим глубокого мировоззренческого осмысления. Так, в конце февраля — начале марта в Тегеране состоялась V встреча совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам — Православие». Заседание было посвящено теме «Эсхатология и ее влияние на современную жизнь». В ходе дискуссии были установлены как совпадения, так и разногласия христианского и исламского вероучения по затронутым вопросам. Участники заседания также решительно осудили участившиеся случаи оскорбления чувств верующих в разных странах.
— Как Вы оцениваете опасность ксенофобии, экстремизма, преступлений на национальной почве? Что делать, дабы преодолеть ее?
— Когда кого-то оскорбляют, избивают и даже убивают только за национальность или цвет кожи — это ужасно. Такие преступления должны наказываться по всей строгости закона, равно как и осквернение культовых зданий, публичное оскорбление национальных и религиозных чувств. Причем общество должно реагировать на такие преступления все зависимости от того, кто пострадал — русский или представитель другого народа, наш гражданин или иностранец. Ведь национальные и религиозные чувства очень ранимы для любого человека, принадлежи он к меньшинству или к большинству.
Главное же средство противостояния экстремизму — это все же воспитание. Ведь по-настоящему верующий и просвещенный человек никогда не станет экстремистом, фанатиком, агрессивным националистом. Вот почему наша Церковь призывает к получению школьниками знаний о разных народах и религиях, а главное — о собственной вере и культуре, будь то культура православная, исламская, иудейская, буддийская и так далее. Без правильного воспитания мы никогда не избавимся от социальных пороков. Через школу, культуру, средства массовой информации люди должны научаться патриотизму, нравственному поведению в личной жизни, семье и обществе, бережному и уважительному отношению к ближним.
http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=interview&id=77
Страницы: | 1 | |