Русская линия
Русский дом Юрий Коротаев21.04.2006 

Туринская плащаница и миро

«Туринская плащаница, называемая „пятым евангелием“, — саван, в который был обёрнут Христос после распятия. Ткань точно запечатлела на себе все страсти Христовы, описанные евангелистами. Отпечаток на ткани образовался из обугленных её частиц — по мнению некоторых учёных, вследствие сильного излучения в момент Воскресения Христа.

Существование этого полотна известно с древнейших времен. Робер де Клари, участник католического похода и разграбления Константинополя в страстную неделю 1204 г., писал, что в церкви Пресвятой Богородицы во Влахернском дворце хранился „саван, которым был обернут наш Господь; этот саван приоткрывали каждую пятницу, так что можно было хорошо видеть лик нашего Господа, и никто — ни грек, ни француз — никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят“ („Завоевание Константинополя“). Позже украденная у православных плащаница обнаружилась в Европе и была названа Туринской» (М.В. Назаров. «Святая Русь»).

О Плащанице Иисуса Христа нам повествуют все четыре Евангелиста. Так, в Евангелии от Марка мы читаем: «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова… Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» (Мк. 15, 43−46).

Плащаница свидетельствует не только о распятии Иисуса Христа, но и о Его Воскресении. По прошествии субботы ученики и апостолы увидели воскресшего Иисуса Христа, но в запечатанной пещере с Ним была только плащаница, она одна «видела», как произошло Воскресение. Тщательное исследование её ткани показало, что образ на ней не является результатом добавления каких-либо красящих веществ. Отсюда был сделан вывод, что изображение на ткани подобно изображению на фото-негативе и что оно могло появиться при воздействии очень сильного потока света, когда обычная ткань сама становится как бы негативом.

Во время своих исследований, в 1978 году, профессор Алан Адлер из США, определяя химический состав ткани плащаницы, обнаружил в ней избыточное количество серебра. Пожар 1532 г. в монастырском храме города Шамбери, где хранилась плащаница, подробно описан в летописи. Известно, что пламя бушевало около шести часов, и третью часть этого времени монахи пытались спасти святыню, обливая водой сильно раскалившуюся в огне серебряную раку. Поэтому плащаница была весьма существенно обожжена расплавившимся серебром.

В Евангелии от Матфея читаем: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26, 6−13).

Драгоценное миро стало фото-эмульсионным слоем на плащанице. Среди многих обрядов и молитвенных последований, которыми Церковь Христова преподаёт благодатные дары своим чадам, есть одно священное действие, совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси. Это приготовление миро (мироварение) и освящение его. Поступок той женщины имел таинственное значение для всего человечества. Он открыл нам лик Христа на плащанице и лёг в основу таинства Миропомазания, которым Церковь сообщает своим новым членам благодатный дар Духа Святого.

В Новом Завете, заключённом Богом с людьми в крови Христа, святое миро служит нетленною печатью дара Духа Святого христианину. Оно освящает все престолы и антиминсы храмов, на которых должна совершаться таинственная Жертва Христова.

Обряд приготовления святого миро начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста с подбора масла и вина, благовонных трав и ароматов, необходимых для варения его. В первый же день Страстной седмицы духовенство собирается в малом соборе Донского монастыря, где приготовлены серебряные котлы и сосуды. Патриарх, благословляя начало обычных молитв, освящает воду, при пении тропарей на сошествие Святого Духа и Успение Богородицы, и кропит все вещества, из которых должно образоваться миро. Он вливает эту воду в котлы, а священники льют масло и вино, и кладут горящие угли; Первосвятитель же, после краткой молитвы к Господу Иисусу Христу о совершении начинаемого дела, которое благословляет именем Пресвятой Троицы, отходит, оставив диаконов и священников, продолжающих мироварение в течение трех дней при непрерывном чтении Евангелия. В Великую Среду в приготовляемое миро кладут ароматы и разливают его в двенадцать больших сосудов по числу апостолов Христовых. В Великий Четверг, после литургии, Святейший Патриарх освящает новосваренное миро, которое раздаётся по епархиям Русской Православной Церкви.

http://www.russdom.ru/2006/20 0604i/20 060 406.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика