Русская линия
Россiя Дина Радбель20.04.2006 

Европа, себя не помнящая
Документальное кино для католиков и православных

В Страстную седмицу с 17 по 22 апреля без перерывов на рекламу телезрители могут видеть художественно-публицистический фильм Владимира Хотиненко «Паломничество в Вечный город». Чтобы эта премьера состоялась, целый год работали историки — материалы подготовил церковно-научный центр «Православная энциклопедия» при участии Римской дирекции по археологическим ценностям Министерства культуры Италии и Папской комиссии священной археологии; затем еще год работали кинематографисты. Пять серий фильма, посвященных истории развития христианства в Риме в первые века от Рождества Христова, создавались совместно с Папским советом по социальным коммуникациям Ватикана. Инициатором выступил Церковно-научный центр Московского патриархата «Православная энциклопедия». По словам авторов проекта, «фильм ставит цель — дать совместный творческий ответ на исключение из проекта Конституции Евросоюза упоминания о христианских корнях европейской цивилизации».

— Современная Европа пытается забыть о своей духовной Родине, что она христианская цивилизация, что мученики четырех веков создавали эту культуру, — говорит продюсер Сергей Кравец. — В этом смысле времена первых христиан — общее достояние католиков и православных, любое знание друг о друге будет способствовать взаимопониманию и сближению. И в этом еще одна функция фильма: у нас в истории было много эпизодов, которые нас разделяли. Мы решили возвратиться к тому, что нас объединяет. Церкви раскололись в 1054 году. Фильм рассказывает о первых веках христианства, когда Церковь была единой, о Риме, в котором сосредоточены общие христианские святыни, достояние всех христиан.

В основу сценария легли тексты Священного Писания, апостольские послания, а также книги греческих и римских историков и писателей. В фильме можно увидеть самые древние изображения Иисуса Христа, Богородицы, апостолов и мучеников, в том числе иконы, написанные евангелистом Лукой. В музыкальном сопровождении фильма использованы, в частности, старинные греческие церковные песнопения.

«Паломничество в Вечный город» — это древняя история Рима языческого и Рима христианского. Нигде и никогда не было столь бескомпромиссного и героического противоборства жестокости и любви, гордости и смирения, как здесь, в Вечном городе, в первые века нашей эры.

Режиссер картины Владимир Хотиненко подчеркивает: «Мне, прежде всего, хотелось, чтобы это были истории об обычных, живых людях, а не о канонизированных. Нам хотелось напомнить о подвиге первых христиан, их силе духа и мужестве, которые во имя своей веры жертвовали собственной жизнью. И этот героизм носил массовый характер. Это мой основной принцип — рассказывать о святых как о людях реальных».

Ведущие серий — известные актеры и режиссеры. Юрий Соломин в своей серии «Идущие на смерть» рассказывает о жизни первых христиан, об устройстве их общин и о том, как языческий Рим превращал казни христиан в массовые зрелища, а в финале говорит: «Мы не в силах перечислить все имена мучеников и святых, мы с вами и без того произносим их ежедневно, ведь каждый из нас носит их имена…»

Впечатляет история святого Бонифатия, которому бедные женщины молятся, чтобы мужики не пили горькую. Когда хозяйка Бонифатия (а он был при ней рабом и к тому же любовником) отправила его в Киликию за мощами какого-либо святого для поклонения (тогда мощи принято было держать в домах), он перед дорогой пошутил: «А если не привезу, мои не примете?» В Киликию Бонифатий попал в тот момент, когда там мучили христиан. И он — выпивоха, гуляка, — увидев, какие зверства учиняют над ними, выскочил на арену и объявил себя христианином. После чего его жестоко и долго истязали, и домой привезли действительно уже как мощи святого…

Рассказ о судьбе апостола Петра — первоверховного апостола христианской Церкви, о его проповеди в Риме, о столкновении с кудесником Симоном Магом, о его казни и почитании в современной христианской цивилизации — ведет режиссер Кшиштоф Занусси. Съемочная группа побывала на месте погребения апостола Петра на большой глубине в подземелье. И в темнице, где сидели перед казнью апостолы Петр и Павел. «Для съемок нам удалось получить минут сорок, но под строжайшим контролем — рассказывает Сергей Кравец. — Когда группа туда приехала, навстречу нам с огромным ключом вышел смотритель темницы, внимательно изучил нас и неожиданно сказал: „Сейчас „Рома“ с „Миланом“ начинают играть, пока не вернусь, работайте“. Вот была удача! Мы снимали три часа!».

«Кто не работает, тот не ест» — мало кто знает, что эти слова сказал апостол Павел. Тот самый, что был Савлом, яростным преследователем христиан, но, услышав вопрос «Почто гонишь Меня?», поворачивает назад и идет по той же дороге, но уже с другими намерениями. Он был страстным полемистом, глубочайшим философом. Прожил яркую, полную внутренних конфликтов жизнь и был казнен в Риме. «Я всегда хотел поработать с Машковым — рассказывает Хотиненко. — Наверное, кому-то мой выбор покажется странным. Апостол и Машков… Но Володя удивительно точно вписался. Во-первых, он своей фактурой приблизил фильм к молодежи, во-вторых, благодаря собственной энергетике наполнил образ героя».

О судьбах женщин-христианок первых веков рассказывает Ирина Купченко. Обычаи римских фамилий и сложный выбор, перед которым стояли христианки, — семейное счастье и верность Христу. Съемки проходили в катакомбах, в соборе Святого Петра, в подземелье церкви Святой Цецилии.

По словам Ирины Купченко, перед ней не стояла задача — что-то играть. Но уже по ходу повествования она не могла скрывать своих эмоций и слез, сопереживая замученным и казненным девочкам.

«Я увидела святую Цецилию, такое нежное создание, утонченное — и принявшее на себя такие муки… Это кажется невозможным! С точки зрения жанра — понятно, что фильм документальный, — говорит актриса. — Я читала написанный текст, который неожиданно для меня самой оказался абсолютно моим. Да, он написан и сформулирован автором, но я могла бы сформулировать то же самое. Чувства, которые я показала, я действительно испытывала. Получился разговор от первого лица — от меня лично. Когда попадаешь в святые места, это волнует всех — верующих и неверующих. Для верующих это возможность увидеть, прикоснуться к святому, для неверующих это интересно, потому что история любого государства была неотделима от истории Церкви. Хотя бы поэтому надо знать историю религии, чтобы знать историю страны, в которой ты живешь. Я считаю, что наш фильм снимался не для религиозных людей, а скорее для непосвященных или чуть-чуть прикоснувшихся…Что являлось моей внутренней целью? Чтобы хотя бы одна душа приблизилась к Богу».

Герои фильма «Константин и Елена» — император Константин Великий и его мать Елена — являются основателями христианской империи. Рассказывает о них Никита Михалков. Именно с Константином Великим связано не только прекращение гонений на христианство, но и установление его в качестве господствующей религии. Его бурная и трагическая, полная опасностей судьба военачальника переплетена с судьбой его матери — христианки императрицы Елены, совершившей один из величайших подвигов — обретение в Иерусалиме Животворящего Креста Господня и многих святынь, связанных с жизнью Спасителя.

— Судьба Константина Великого заслуживает особого внимания, — говорит Владимир Хотиненко, — и мне кажется, что Рим и весь мир стирает его присутствие, а ведь он перевернул мир в одночасье. В истории найдется немного людей, чьи деяния решительно и бесповоротно изменили жизнь не только целых поколений или отдельных народов, но всего человечества. Окруженный ореолом святости, Константин сформировал ту модель монархии, которая позднее распространилась по всей Европе. Это определило развитие западной цивилизации на последующие века.

http://www.rgz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3237&Itemid=75


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика